Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью "Как выращивают хлеб"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Синицына Ольга Александровна

Конспект занятия по ознакомлении детей с социальной действительностью "Как выращивают хлеб" старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по ознакомлению с социальной действительностью

                                           « Как выращивают хлеб»

Старший дошкольный возраст

Задание для студентов: Какие приемы используются для подготовки к восприятию данной темы и в конце занятия. Назовите вопросы, требующие от детей умения анализировать, сравнивать, рассуждать

Цель:

Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей, Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Наглядный материал:

Демонстрационный материал:

- Картинки с изображением города / многоэтажные дома, заводы, фабрики, здания музеев, театров, широкие проспекты, улицы с разнообразным транспортом / и деревни / поля, уборка овощей, одноэтажные домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т. д./

- Колоски пшеницы и ржи./ Можно картинки /

- Демонстрационные картины с изображением различных работ в поле.

- Черный и белый хлеб, печенье, сушки.

Раздаточный материал:

- На подносах зерна ржи и пшеницы.

Ход занятия:

        Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

        - Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. / Предложения детей. Если дети затрудняются это сделать, воспитатель отставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает детям подумать, что можно еще поставить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы - те, что относятся к городу и те, что относятся к селу, деревне /.

        - Вспомните, чем отличается город от деревни? / Разные дома, транспорт, труд людей /.

        - Чем занимаются люди в деревне? / Предположения детей. Если дети совсем ничего не могут ответить, то воспитатель, показывая на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне - выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи /.

        - Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живет и трудится в деревне. Повторите это слово - крестьяне / Дети повторяют новое для них слово хором и индивидуально /.

        Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе черный и белый хлеб, сушки, печенье,

        - Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят баранки, печенья, различные пирожные. А кто знает, из чего все это делают? / Из муки /. А что такое мука, из чего ее получают?

/ Предположения детей /.

        - Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно. / Дети рассматривают зерна, трогают их руками /. Посмотрите все зерна одинаковые? /Ответы детей /. На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом зерна ржи. Зерна пшеницы круглые, а ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

        - А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? /Ответы детей/. Я вам принесла эти растения / Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы /. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они же как и зерна тоже разные.

        - Что вы можете сказать вот про этот колосок? / Показывает колосок ржи / Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи.  Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

        - А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он?

/ Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее /

        - Чтобы получить из зерен муку, нужно  затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

        - Что нужно, чтобы растение выросло? / Зерно нужно посадить в землю /.

        - А какая должна быть земля? / Ответы детей /.

        - Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? / Техника /.

  Воспитатель выставляет картину с изображением полевых работ весной / На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля /. Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? / Тракторист . Если это слово для детей новое, то нужно повторить его хором /.

 На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте как об этом пишет Е.Трутнева:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

        - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? / Предположения детей /. Это значит, что люди работают до поздна. А почему? / Предположения детей /. Потому что растения нужно посадить в определенный срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди торопятся посеять зерна в срок.

        - Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах,  о нем поэты сочиняют стихи.

                Посмотрите на картину М.Шишкина, которая называется “Рожь”. С чем можно сравнить хлебное поле? / Предположения детей /. Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете почему?

/ Предположения детей /. Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом - нива. Повторите это новое для вас слово. / Дети повторяют слово хором и ин                                                                                                                                                                                                                                        дивидуально /. Нива от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение:

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе...

        - Но вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины - комбайны.  Посмотрите на картину. / Выставляет картину с изображением комбайна /. “ Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет” - есть такая загадка про комбайн, Кто работает на комбайне? /Комбайнер. Если дети не знают этого слово, его надо повторить хором и индивидуально, чтобы запомнить /. Что же делает комбайн?/ Предположения детей /. Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву - бункеру    высыпаются в грузовые машины./ Воспитатель показывает на иллюстрации /. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают - мелют. Получается мука.

        - Куда же потом везут муку? / На хлебозаводы /.

        - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? / Белый хлеб, булки, печенье, баранки /. А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа - можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

        - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен - самые лучшие, самые крупные - оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

         - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? /Ответы детей / :

        - Хлеб всему голова.

        - Без хлеба - нет обеда.

        - Не шуба греет, а хлеб. Хлеб - батюшка, вода - матушка.

        В России есть обычай - встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое полотенце кладут  хлебный каравай. в середине которого обязательно маленькая солонка с солью. Тот, кого встречают, обязательно должен отломить маленький кусочек хлеба от каравая, обмакнуть его в соль и съесть.

        - Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол и я, думаю, вы тоже будете с уважением относиться к хлебу:

 - его нужно обязательно доедать: старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;

 - хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

        Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

    А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)

Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой " Загадочное занятие"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по ознакомлению детей с природой. На этом занятии закрепляются знания о значении растений в жизни людей. Дети самостоятельно проводят опыты, готовят оборудов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю в...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...