Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Позигун Галина Николаевна

Этот материал поможет лучше закрепить знания о лекарственных растениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6

муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект к занятию  на тему:

« В царстве лекарственных растений»

Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

                                                                         Воспитатель: Бондаренко.Г.Н

Подготовительная к школе  группа.

Усть-Лабинск  2015.г

Цель:

  • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  • Формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах.
  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.
  • Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
  • Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Оборудование: Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка; засушенные растения. Запись «Одинокий пастух» в исполнении П.Мориа.

Задачи:

  • Познакомить детей с лекарственными растениями,
  • Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями о лекарственных растениях.
  • Способствовать формированию у детей положительного отношения к природе и растениям.
  • Развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, наблюдательность, слуховое восприятия.
  • Обогащать словарный запас детей. Пополнить словарный запас детей новыми словами: тысячелистник, бессмертник, валериана.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, а вы знаете куда мы пришли?(На луг) слайдпрезентация(Слайд №2).  Правильно. Как вы догадались, что это луг? (Много цветов) Ребята, осмотритесь вокруг. Как красиво! Вам нравится? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений  вы узнаете, отгадав загадки и прослушав стихотворения.

Ах, не трогайте меня,

               Обожгу и без огня.  (Крапива)

 

 Красиво выглядит крапива,

                                           А поступает некрасиво:

       Чем к ней нежнее прикасаются,

     Тем хитрая больней кусается.

Рос шар белый,

Дунул ветер-шар

Улетел.  (Одуванчик)

                                             Одуванчик золотой

Был красивый молодой,

                                              Не боялся никого,

                                              Даже ветра самого.

                                              Одуванчик золотой

                                              Постарел и стал седой.

                                              И как только поседел

Вместе с ветром улетел.

 

                             Нарядные платьица, желтые брошки,

                             Ни пятнышка нет на красивой одежке,

                             Если случиться тебе простудиться:

                             Привяжется кашель, поднимется жар-

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

             Слегка горьковатый, душистый отвар.     (Ромашка)

-Что же это за чудесный цветок?(Слайд №5)

-Ребята, а как называются эти растения? (Лекарственные) Почему они так называются?

 Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.

 Давайте узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

 На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.

 Ребята, что это за растение?

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко  золотое.

Что это такое?

Это ромашка, правильно.(Слайд №5) Если горло заболит, то лучший доктор- отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся её отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповником.

 Воспитатель подводит детей к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у половины- листья цельные, на каждом стебельке один цветок. Есть еще один признак- запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.

  Лекарственная ромашка любит солнце- в темных, влажных местах она не растет.

 - А теперь посмотрите на это растение. (Слайд №6)  Кто знает, как оно называется? Золотисто-желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно неприхотливое растение, хорошо переносит засуху в наших степных районах. Растет преимущественно тем, что растение от излишнего испарения.

(Слайд № 6)

 С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали « грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны. Ёще бессмертник используют для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.

- А вот ещё один врачеватель из нашей аптечки- что это за растение?(Слайд №7)

- Корень валерианы. В переводе с латинского языка « валере» означает «быть здоровым».

Это одно из самых пахнущих растений. Рассмотрите корневище и опишите его. (Слайд №10) Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Ёще царь Петр 1 повелевал выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «Аптекарских огородах». (Слайд №11)

 Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках.

   Все эти лекарственные растения, о  которых говорили, произрастают во многих районах нашего края:

Физминутка:

На берегу стояла ива,

Ветер ветками качал

То налево,

То направо,

То листочками играл.

Посчитаем да подумаем….

Дидактическая игра «Узнай растение на предметной картинке»

На мольберте расположены предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Какие лекарственные растения изображены на картинках?

-Кто соседи аптечной ромашки?

-Какая по счету валериана?

- Сколько лекарственных растений вы видите?

Для чего нужны лекарственные растения?

  Ребята давайте с вами поиграем  в игру: « Какого растения не стало?»

Дети, посмотрите  на правила сбора лекарственных растений.(Слайд12)

  1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
  2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
  3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
  4. Нельзя  собирать больные и поврежденные вредителями растения.
  5. запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах. (Почему? Как вы думаете?)
  6. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались(что важно для  возобновления зарослей).

Молодцы вы всё правильно запомнили и рассказали.

 Итог занятия:

 С какими растениями мы сегодня познакомились?

 Что вы узнали нового, интересного?

Как вы будете использовать полученные знания о лекарственных растениях?

Аутотренинг: звучит запись « Одинокий пастух»  в исполнении П.Мориа.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышаться травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рада, что встретилась с

Удивительным миром царства лекарственных растений.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В царстве лекарственных растений.» МБДОУ № 6 Воспитатель Бондаренко Галина Николаевна Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

Слайд 2

Луг

Слайд 3

Крапива

Слайд 4

Одуванчик

Слайд 5

Ромашка

Слайд 6

Бессмертник

Слайд 7

Валериана

Слайд 8

Тысячелистник

Слайд 9

Подорожник

Слайд 10

Корневище Валерианы

Слайд 11

«Аптекарский огород»

Слайд 12

Сбор лекарственных растений СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...