Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Этот материал поможет лучше закрепить знания о лекарственных растениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lekarstvennye_rasteniya.doc | 52.5 КБ |
prezintatsiya_k_zanyatiyu_lekarstvennyh_rasteniy.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6
муниципального образования Усть-Лабинский район
Конспект к занятию на тему:
« В царстве лекарственных растений»
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.
Воспитатель: Бондаренко.Г.Н
Подготовительная к школе группа.
Усть-Лабинск 2015.г
Цель:
- Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
- Формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах.
- Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.
- Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
- Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Оборудование: Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка; засушенные растения. Запись «Одинокий пастух» в исполнении П.Мориа.
Задачи:
- Познакомить детей с лекарственными растениями,
- Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями о лекарственных растениях.
- Способствовать формированию у детей положительного отношения к природе и растениям.
- Развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, наблюдательность, слуховое восприятия.
- Обогащать словарный запас детей. Пополнить словарный запас детей новыми словами: тысячелистник, бессмертник, валериана.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Ребята, а вы знаете куда мы пришли?(На луг) слайдпрезентация(Слайд №2). Правильно. Как вы догадались, что это луг? (Много цветов) Ребята, осмотритесь вокруг. Как красиво! Вам нравится? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений вы узнаете, отгадав загадки и прослушав стихотворения.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
Рос шар белый,
Дунул ветер-шар
Улетел. (Одуванчик)
Одуванчик золотой
Был красивый молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар-
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)
-Что же это за чудесный цветок?(Слайд №5)
-Ребята, а как называются эти растения? (Лекарственные) Почему они так называются?
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.
Давайте узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?
На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.
Ребята, что это за растение?
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Это ромашка, правильно.(Слайд №5) Если горло заболит, то лучший доктор- отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся её отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповником.
Воспитатель подводит детей к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у половины- листья цельные, на каждом стебельке один цветок. Есть еще один признак- запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.
Лекарственная ромашка любит солнце- в темных, влажных местах она не растет.
- А теперь посмотрите на это растение. (Слайд №6) Кто знает, как оно называется? Золотисто-желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно неприхотливое растение, хорошо переносит засуху в наших степных районах. Растет преимущественно тем, что растение от излишнего испарения.
(Слайд № 6)
С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали « грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны. Ёще бессмертник используют для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.
- А вот ещё один врачеватель из нашей аптечки- что это за растение?(Слайд №7)
- Корень валерианы. В переводе с латинского языка « валере» означает «быть здоровым».
Это одно из самых пахнущих растений. Рассмотрите корневище и опишите его. (Слайд №10) Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Ёще царь Петр 1 повелевал выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «Аптекарских огородах». (Слайд №11)
Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках.
Все эти лекарственные растения, о которых говорили, произрастают во многих районах нашего края:
Физминутка:
На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал
То налево,
То направо,
То листочками играл.
Посчитаем да подумаем….
Дидактическая игра «Узнай растение на предметной картинке»
На мольберте расположены предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Какие лекарственные растения изображены на картинках?
-Кто соседи аптечной ромашки?
-Какая по счету валериана?
- Сколько лекарственных растений вы видите?
Для чего нужны лекарственные растения?
Ребята давайте с вами поиграем в игру: « Какого растения не стало?»
Дети, посмотрите на правила сбора лекарственных растений.(Слайд12)
- Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
- Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
- При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
- Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
- запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах. (Почему? Как вы думаете?)
- Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались(что важно для возобновления зарослей).
Молодцы вы всё правильно запомнили и рассказали.
Итог занятия:
С какими растениями мы сегодня познакомились?
Что вы узнали нового, интересного?
Как вы будете использовать полученные знания о лекарственных растениях?
Аутотренинг: звучит запись « Одинокий пастух» в исполнении П.Мориа.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышаться травы луга,
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рада, что встретилась с
Удивительным миром царства лекарственных растений.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Луг
Крапива
Одуванчик
Ромашка
Бессмертник
Валериана
Тысячелистник
Подорожник
Корневище Валерианы
«Аптекарский огород»
Сбор лекарственных растений СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
планирование работы на неделю...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
Планирование работы на неделю...
Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...
Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"
Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...