Календарное планирование по экологическому воспитанию.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мануилова Елена Николаевна

          СЕНТЯБРЬ  

 

ЗАДАЧИ

1 . Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.

 

Формы работы.

 Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме занятий.

Занятия

Наблюдение за котенком.

Цель: Развивать  умение анализировать структуру объекта. Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

Рассматривание комнатного растения.

Цель: Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок.) Развивать сосредоточения внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

                                        

  Наблюдения и опыты.

                                        

-Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей :мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

- Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

- Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

-Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры).

-Длительные наблюдения за  березой и рябиной (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету)

-Наблюдения в уголке природы за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кормлением рыбки. Знакомство с аквариумом.

Экологические игры

 «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты)

Подвижные игры

Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька»

Фольклор.

Песенки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «П о- чему кот моется после еды» (литовская)

Беседы

 «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке)

. Труд в природе

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам.

 

Самостоятельная деятельность детей.

. Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях.

Уголок природы

Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами), строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Книжный уголок.

Поместить книги С. Маршака «Усатый полосатый» Сутеева «Кто сказал мяу».

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Задачи

1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе листья на деревьях и кустарник опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

2. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов Природы (дерево, рыбка).

3. Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

4. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме

Формы работы.

 Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме

Занятия 

Наблюдение за рыбкой

Цели. Продолжать развивать умение анализировать структуру  объекта (рыбы). Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища

Рассматривание дерева

Ц е л и. Уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

 

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

                                              

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее — надо теплее одеваться).

- Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудит,  почему они вертятся, почему качаются деревья.

- Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

- Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (наук - в пень, бабочки - под кору деревьев, пчелки - в дупло, жуки забираются в кору).

Поручения

Найти самый большой, самый маленький листок на участке. На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы, каштанов, шиповника.

Экологические игры

«Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу»,  «Ботаническое  лото с элементами моделирования» (овощи,  фрукты).  «Узнай по запаху (овощи,  фрукты).  «Где спряталась рыбка»

Чтение художественной литературы

Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

Фольклор

Стихи - потешки о рыбке

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем ого роде» (беседа об овощах и фруктах).

Труд в природе

Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме: кормить ее, насыпая в кормушку сухой корм мерной лож кой; помогать воспитателю, мыть кормушки и камешки из аквариума.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы «золотой осени».

Уголок природы

Поместить модели строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).

Книжный уголок

Поместить книгу Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

ЗАДАЧИ

1. Формировать представление об изменениях в неживой и поздней осенью (стало еще холоднее — изменения в одежде, живой природе все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

2. Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить название частей растения.

З. Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

 

Формы работы.

Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме

ЗАНЯТИЯ

Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме>.

Цели. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

Мытье комнатного растения

Цели. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать  желание помогать растениям.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

                                              

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

-Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло  Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает:

взять снег в ладошку   понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).

- рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические  игры

«Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?>, «Найди такой же».

Словесные экологические игры «Зайчик в беде», «Помоги белке».

Игровые упражнения. «Найди растение, похожее на травку>, «Научи мишку мыть растение» (с элементами  моделирования), «Угадай, чей хвост» (с элементами  моделирования).

Чтение художественной литературы

А. Блок «Зайчик>; В. Чарушин «Волк>, «Заяц», «Лиса>, «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?>; В. Бианки «Холодно  в лесу Зимой»; И. Соколов «Еж», «Белка», «Беляк> Э. Шим «Кто как идет»; А. Фет «Лист сухой валится>; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; Л. Аким «Осинка> А. Майков «Осень».

фольклор

Загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мосту...», «Сидит белка на тележке», «Волчок

Беседы

«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Труд в природе

Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.

 

.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Привлекать детей к отражению признаков осени в свободном рисовании.

Уголок природы

Поместить модели трудового процесса, динамические мо дели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».

КНИЖНЫЙ уголок

Разместить  иллюстрации осенних пейзажей. Выложить в свободное пользование игры «Ботаническое лото», «Сложи  картинку», «Кто во что одет» (с элементами моделирования).

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

ЗАДАЧИ

1. Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет.

2. Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).

5. Продолжать развивать умение выделять основные  компоненты  трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).

б. Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание и сравнение кошки и кролика

Ц е л и. Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, используя модели. Побуждать  детей к сравнению животных. Активизировать речь  детей за счет использования слов «шерсть, грызет, ходит мягко, прыгает» и др.

Полив комнатного растения.

 Цели. Показать детям потребность растений во влаге. Обучить процессу поливки

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты

-Наблюдение за снегопадом

Наблюдение  за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий рассыпчатый).

- Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает  липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговика, «пирожки» из фор мочек).

-Наблюдения за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом  для птиц или насыпать Корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Экологические игры

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

Подвижные игры

«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

Чтение художественной литературы

Л. Аким «Первый снег»; З. Александрова «Зимняя песенка. »  «Снежок». «Снежный  кролик  А. Введенская  «На лыжах» И. Ток Как на горке снег, снег..»  . А. Барто  «Снег?>;  Л. Квитко  «Кисонька» К. д. Ушинский  «Васька»;

фольклор

Загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме, песенки «Сел на ветку снегирек».

Беседы

«Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком».

Труд в природе

Поливка комнатных растений под руководством взрослого. Подкармливание  птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о зиме (с помощью обводок, трафаретов).

Уголок природы

В уголке природы поместить модели трудового процесса (поливка).

Книжный уголок

Поместить книги и иллюстрации зимних явлений  природы. Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей хвост», «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

ЗАДАЧИ

1. Закрепить представления детей о зимних явлениях в не- живой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

2. Продолжать развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка).

З. Формировать представление детей о потребностях растений в земле.

4. Закреплять умение анализировать трудовой процесс,  выделяя его основные компоненты.

5. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

 

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание и сравнение золотой рыбки с карасиком

Ц е л и. Сформировать общие представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. Развивать умение сравнивать карася и золотую рыбку, находить характерные признаки отличия (окраска, величина). Закреплять умение пользоваться моделями при сравнении.

Посадка лука

Цели. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя Модели. Сформировать представления  о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты.

-Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега:

снег белый, от тепла тает (опыт).

-Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед — что общего и чем отличаются.

-Вместе с детьми сделать ледяные  игрушки для  украшения елки на участке, для чего подкрашивают  воду , разливают в формочки и замораживают.

- Вместе с детьми продолжать подкармливать  птиц.

- Понаблюдать за работой дворника чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

Экологические  игры

Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), кто  где живет» (Лото с элементами моделирования), «Сложи  картинку» (сложить из 4 частей), «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки, луковицы с корешка

Подвижные игры Караси и  щуки», <Лохматый пес», хороводная игра «Зайка беленький сидит...».

Чтение художественной литературы:

Н. Байрамо  «Рыбка Лейла Берг «Рыбка>; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимиев «Чего хочется рыбке».

фольклор

Песенки о морозе, шотландская  народная  песенка  « Купите лук», загадки о снеге,  льде, о рыбке, о луке.

Беседы

«Новогодний праздник дома’>, «Зимние развлечения на улице».

Труд в природе

С помощью воспитателя посыпать дорожки  песком. Подкормить  птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Подкормка рыбок в аквариуме, поливка лука.

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать в рисунках зимние изменения в природе.

Уголок природы

Поместить модели существенных признаков строения рыбы  и последовательности трудового процесса посадки лука.

Книжный уголок

Поместить книги И. Токмакова «Где спит рыбка», «Как на горке снег, снег...»; А. Барто «Снег».

Выложить в свободное пользование игры «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (изображение рыбки), ботаническое лото «Где что растет?» (лото с элементами моделирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

ЗАДАЧИ

1. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с по мощью моделей.

2. Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя  контрастные признаки различия и некоторого сходства.

3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание снегиря

Цели. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Сравнение комнатных растений — китайской розы и бальзамина

Ц е л и. Закрепить знания детей о существенных признаках растений (корень, стебель, лист, цветок). Учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия. Развивать любознательность

.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты

-Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждыми днем светит ярче

Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

- Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять

-Наблюдения за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

-Экологические игры

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская  роза, фикус).

-Подвижные игры «Птички и автомобиль»; «Какая это птица».

-Чтение художественной литературы:

А. Барто «Птичка»; В. Жуковский «Птичка» (отрывок);  А. Прокофьев «Снегири>.

-Фольклор

Загадки про снегиря, песенки -потешки (матери ал прилагается).

-Беседы

«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».

-Труд в природе

Подкормка птиц на прогулке и кормление птиц в группе. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговика. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

 

Самостоятельная деятельность детей.

-Изобразительная деятельность

Поощрять детей в отражении зимних изменений в природе с помощью

-Уголок природы

Поместить модели строения растений.

-Книжный уголок

Поместить книги А. Барто  «Птичка»; А. Прокофьева «Снегири».

Выложить в свободное пользование и игры «Кто где живет» (с элементами моделирования ) , »Сложи картинку « (изображением птиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРТ

Задачи

1. Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

2. Развивать умение сравнивать объекты природы по при  знакам сходства и различия.

З. Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении, развивать связную речь.

4. Формировать навык пользования моделями.

5. Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

 

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЯ

Сравнение снегиря  с вороной

Цели. Закрепить знания детей о вороне, используя модели. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки  сходства и различия. Воспитывать познавательный интёрес к птицам.

Составление рассказа о комнатном растении

Ц е л и. Учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать друг друга.

 

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? — солнце стал более ярким.

-Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что, Такое тень. Понаблюдать за тенью , которую оставляют предметы разной величины.

-Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, об лака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем — утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.

- Но воробьи уже стали чирикать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

Экологические игры

«Вороны», «Уточка», «Через ручеек», «Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось» (на  прогулке), «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадайте, а я отгадаю» (игры прилагаются).

Чтение художественной литературы

С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто  «Птичка «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка».

фольклор

Загадки и потешки.

Беседы

«О птицах (сравнить внешний вид воробья и синицы — на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают,  скучают).

Труд в природе

Совместно с воспитателем продолжать поливку   комнатных растений и уход за ними. Уборка с площадки кусочки льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать  подкармливать птиц. Совместно с воспитателем  посыпать песком ледяные дорожки.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная  деятельности

Поощрять желание детей отражать в рисунках свои  впечатления о наступающей весне.

Уголок природы

Поместить модели птиц и модели комнатных растений. Разместить модели признаков весны: сосулька, капель,  солнце, снег с дождем, проталины.

Книжный уголок

Поместить книги А. Барто <Птичка»; С. Я. Маршака  «Весенняя песенка», иллюстрации весенней природы.   

Выложить в свободное пользование игры «Кто как двигается» «Угадай, чей хвост», «Кто  где живет» «Сложи картинку» (изображения птиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

ЗАДАЧИ

1. Продолжать формировать представления о весенних  изменениях в неживой природе.

2. Показать детям связь, как изменения в неживой при роде влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать - и.- мачеха), звери в лесу меняют окраску  (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы.

3. Учить находить общие признаки у деревьев и  кустарников. Развивать умение сравнивать.

4. Закреплять знания детей о строении растений, их  основных частях.

5. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению  природы, желание любоваться ею.

 

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЯ

Путешествие в весенний лес

Цели. Формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится  значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменением  жизни растений и животных. Активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач. Развитие па внимания, воображения.

Сравнение дерева и кустарника.

Цел и. Формировать представление о том, что дерево и кустарник — это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть различия  (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей). Развивать аналитическое  мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты

-Продолжить наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются  ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки  тают. (Спросить детей, почему лед тает.)

- Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик  намокает.)

- Обратить внимание детей на набухшие почки.

-Опыт: растереть и понюхать почки.

- Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи

Экологические  игры

Подвижные игры  «К дереву беги», «Через ручеек», « Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы

Т . Александрова  «На солнышке согрелась ель»;  И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна».

Фольклор

Песенки загадки о деревьях (см. приложение).

Беседы

«Какие растения живут у тебя дома», Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

Труд в природе

 Уборка мусора на участке. Посев крупных семян  гороха, бобов, настурции.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы

Поместить модели строения дерева и кустарника, динамическую модель «Заяц меняет окраску шерсти».

Книжный уголок

Поместить обводки зверей и птиц. Предложить детям  цветные мелки для рисунков на асфальте. Выложить в свободное  пользование игры «Угадай по описанию», «Загадайте, я отгадаю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЙ

 

ЗАДАЧИ

1. Закреплять представления о весенних изменениях в не- живой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем  растаял, солнце стало греть сильнее.

2. Показать детям связь, как изменения в неживой при роде влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений  происходит бурный рост — травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи,  скворцы), оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.

З.  Познакомить со свойствами воды  (теплая, холодная, способность отражения). И   свойствами песка (сухой песок - сыпучий, сырой - липкий).

4. Развивать наблюдательность, воспитывать чувство пре красного.

 

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

ЗАНЯТИЕ

Сравнение одуванчика и тюльпана

Ц е л и. Учить детей различать и называть первоцветы.  Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и  различия у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно- схематическими моделями. Закреплять умение правильно  называть основные части растения. Учить обследовательским действиям. Вызывать радость от красоты растений,  воспитывать бережное отношение. Закрепить навыки наклеивания аппликации (из готовых форм) «Тюльпан в вазе».

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

 

Наблюдения и опыты

- Наблюдения за солнцем — солнце яркое, теплое, много солнце теплое, много солнечных  дней. Познакомить со свойствами солнечных   лучей, высушивать все вокруг дней.

-Опыт: намочить  песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на   солнце, выстиранное  кукольное белье, понаблюдать,  как оно будет высыхать.

- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить  придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с  грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.

- Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. рассмотреть первые цветы — мать и подснежник, одуванчик.

- Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос — откуда они  появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку.

- Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами иди  скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

Экологические игры

«Найди дерево по описанию»,   «Что изменялось»,  лото  « Кто, где живет?»  (с элементами моделирования),   «Чья это тень»,   лото « Кто как двигается» (с элементами моделирования), «Собери цветок из частей».

Чтение художественной литературы

С. Капутикян  « Май»; З. Александрова «Одуванчик». С. Маршак  «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»;  К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках».

фольклор

Песенки – потешки «Солнышко», «Дождик-дождик «Радуга –дуга» «Жаворонки- жаворонки». загадки о животных.

Беседы

«Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, — в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком), «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю), «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши рассмотреть иллюстрации).

Труд в природе

Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток. Про- тирка  крупных листьев комнатных растений от пыли тряпочкой, поливка растений в уголке природы.

 

 

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о весне.

Уголок природы

Поместить модели строения растения.

Книжный уголок

Поместить книги З. Александрова «Одуванчик»,  И. Токмаковой «Стихи»; И. Бунина «Ясным утром». Выложить в свободное пользование игры «Кто как двигается», «Собери ток из частей».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sentyabr.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

          СЕНТЯБРЬ  

ЗАДАЧИ

1 . Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.

Формы работы.

 Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме занятий.

Занятия

Наблюдение за котенком.

Цель: Развивать  умение анализировать структуру объекта. Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

Рассматривание комнатного растения.

Цель: Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок.) Развивать сосредоточения внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

             

  Наблюдения и опыты.

                                       

-Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей :мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

- Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

- Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

-Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры).

-Длительные наблюдения за  березой и рябиной (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету)

-Наблюдения в уголке природы за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кормлением рыбки. Знакомство с аквариумом.

Экологические игры

 «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты)

Подвижные игры

Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька»

Фольклор.

Песенки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «П о- чему кот моется после еды» (литовская)

Беседы

 «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке)

. Труд в природе

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам.

Самостоятельная деятельность детей.

. Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях.

Уголок природы

Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами), строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Книжный уголок.

Поместить книги С. Маршака «Усатый полосатый» Сутеева «Кто сказал мяу».

 

     

Октябрь

Задачи

1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе листья на деревьях и кустарник опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

2. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов Природы (дерево, рыбка).

3. Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

4. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме

Формы работы.

 Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме

Занятия        

Наблюдение за рыбкой

Цели. Продолжать развивать умение анализировать структуру  объекта (рыбы). Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища

Рассматривание дерева

Ц е л и. Уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

             

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее — надо теплее одеваться).

- Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудит,  почему они вертятся, почему качаются деревья.

- Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

- Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (наук - в пень, бабочки - под кору деревьев, пчелки - в дупло, жуки забираются в кору).

Поручения

Найти самый большой, самый маленький листок на участке. На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы, каштанов, шиповника.

Экологические игры

«Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу»,  «Ботаническое  лото с элементами моделирования» (овощи,  фрукты).  «Узнай по запаху (овощи,  фрукты).  «Где спряталась рыбка»

Чтение художественной литературы

Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

Фольклор

Стихи - потешки о рыбке

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем ого роде» (беседа об овощах и фруктах).

Труд в природе

Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме: кормить ее, насыпая в кормушку сухой корм мерной лож кой; помогать воспитателю, мыть кормушки и камешки из аквариума.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы «золотой осени».

Уголок природы

Поместить модели строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).

Книжный уголок

Поместить книгу Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

НОЯБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Формировать представление об изменениях в неживой и поздней осенью (стало еще холоднее — изменения в одежде, живой природе все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

2. Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить название частей растения.

З. Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

Формы работы.

Мероприятия.

Специально организованное обучение в форме

ЗАНЯТИЯ

Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме>.

Цели. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

Мытье комнатного растения

Цели. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать  желание помогать растениям.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

             

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

-Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло  Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает:

взять снег в ладошку   понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).

- рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические  игры

«Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?>, «Найди такой же».

Словесные экологические игры «Зайчик в беде», «Помоги белке».

Игровые упражнения. «Найди растение, похожее на травку>, «Научи мишку мыть растение» (с элементами  моделирования), «Угадай, чей хвост» (с элементами  моделирования).

Чтение художественной литературы

А. Блок «Зайчик>; В. Чарушин «Волк>, «Заяц», «Лиса>, «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?>; В. Бианки «Холодно  в лесу Зимой»; И. Соколов «Еж», «Белка», «Беляк> Э. Шим «Кто как идет»; А. Фет «Лист сухой валится>; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; Л. Аким «Осинка> А. Майков «Осень».

фольклор

Загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мосту...», «Сидит белка на тележке», «Волчок

Беседы

«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Труд в природе

Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.

.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Привлекать детей к отражению признаков осени в свободном рисовании.

Уголок природы

Поместить модели трудового процесса, динамические мо дели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».

КНИЖНЫЙ уголок

Разместить  иллюстрации осенних пейзажей. Выложить в свободное пользование игры «Ботаническое лото», «Сложи  картинку», «Кто во что одет» (с элементами моделирования).

ДЕКАБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет.

2. Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).

5. Продолжать развивать умение выделять основные  компоненты  трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).

б. Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание и сравнение кошки и кролика

Ц е л и. Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, используя модели. Побуждать  детей к сравнению животных. Активизировать речь  детей за счет использования слов «шерсть, грызет, ходит мягко, прыгает» и др.

Полив комнатного растения.

 Цели. Показать детям потребность растений во влаге. Обучить процессу поливки

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

-Наблюдение за снегопадом

Наблюдение  за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий рассыпчатый).

- Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает  липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговика, «пирожки» из фор мочек).

-Наблюдения за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом  для птиц или насыпать Корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Экологические игры

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

Подвижные игры

«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

Чтение художественной литературы

Л. Аким «Первый снег»; З. Александрова «Зимняя песенка. »  «Снежок». «Снежный  кролик  А. Введенская  «На лыжах» И. Ток Как на горке снег, снег..»  . А. Барто  «Снег?>;  Л. Квитко  «Кисонька» К. д. Ушинский  «Васька»;

фольклор

Загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме, песенки «Сел на ветку снегирек».

Беседы

«Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком».

Труд в природе

Поливка комнатных растений под руководством взрослого. Подкармливание  птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о зиме (с помощью обводок, трафаретов).

Уголок природы

В уголке природы поместить модели трудового процесса (поливка).

Книжный уголок

Поместить книги и иллюстрации зимних явлений  природы. Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей хвост», «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования).

ЯНВАРЬ

ЗАДАЧИ

1. Закрепить представления детей о зимних явлениях в не- живой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

2. Продолжать развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка).

З. Формировать представление детей о потребностях растений в земле.

4. Закреплять умение анализировать трудовой процесс,  выделяя его основные компоненты.

5. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание и сравнение золотой рыбки с карасиком

Ц е л и. Сформировать общие представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. Развивать умение сравнивать карася и золотую рыбку, находить характерные признаки отличия (окраска, величина). Закреплять умение пользоваться моделями при сравнении.

Посадка лука

Цели. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя Модели. Сформировать представления  о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега:

снег белый, от тепла тает (опыт).

-Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед — что общего и чем отличаются.

-Вместе с детьми сделать ледяные  игрушки для  украшения елки на участке, для чего подкрашивают  воду , разливают в формочки и замораживают.

- Вместе с детьми продолжать подкармливать  птиц.

- Понаблюдать за работой дворника чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

Экологические  игры

Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), кто  где живет» (Лото с элементами моделирования), «Сложи  картинку» (сложить из 4 частей), «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки, луковицы с корешка

Подвижные игры Караси и  щуки», <Лохматый пес», хороводная игра «Зайка беленький сидит...».

Чтение художественной литературы:

Н. Байрамо  «Рыбка Лейла Берг «Рыбка>; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимиев «Чего хочется рыбке».

фольклор

Песенки о морозе, шотландская  народная  песенка  « Купите лук», загадки о снеге,  льде, о рыбке, о луке.

Беседы

«Новогодний праздник дома’>, «Зимние развлечения на улице».

Труд в природе

С помощью воспитателя посыпать дорожки  песком. Подкормить  птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Подкормка рыбок в аквариуме, поливка лука.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать в рисунках зимние изменения в природе.

Уголок природы

Поместить модели существенных признаков строения рыбы  и последовательности трудового процесса посадки лука.

Книжный уголок

Поместить книги И. Токмакова «Где спит рыбка», «Как на горке снег, снег...»; А. Барто «Снег».

Выложить в свободное пользование игры «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (изображение рыбки), ботаническое лото «Где что растет?» (лото с элементами моделирования).

ФЕВРАЛЬ

ЗАДАЧИ

1. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с по мощью моделей.

2. Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя  контрастные признаки различия и некоторого сходства.

3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание снегиря

Цели. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Сравнение комнатных растений — китайской розы и бальзамина

Ц е л и. Закрепить знания детей о существенных признаках растений (корень, стебель, лист, цветок). Учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия. Развивать любознательность

.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

-Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждыми днем светит ярче

Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

- Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять

-Наблюдения за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

-Экологические игры

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская  роза, фикус).

-Подвижные игры «Птички и автомобиль»; «Какая это птица».

-Чтение художественной литературы:

А. Барто «Птичка»; В. Жуковский «Птичка» (отрывок);  А. Прокофьев «Снегири>.

-Фольклор 

Загадки про снегиря, песенки -потешки (матери ал прилагается).

-Беседы

«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».

-Труд в природе

Подкормка птиц на прогулке и кормление птиц в группе. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговика. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Самостоятельная деятельность детей.

-Изобразительная деятельность

Поощрять детей в отражении зимних изменений в природе с помощью

-Уголок природы

Поместить модели строения растений.

-Книжный уголок

Поместить книги А. Барто  «Птичка»; А. Прокофьева «Снегири».

Выложить в свободное пользование и игры «Кто где живет» (с элементами моделирования ) , »Сложи картинку « (изображением птиц)

МАРТ

Задачи

1. Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

2. Развивать умение сравнивать объекты природы по при  знакам сходства и различия.

З. Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении, развивать связную речь.

4. Формировать навык пользования моделями.

5. Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЯ

Сравнение снегиря  с вороной

Цели. Закрепить знания детей о вороне, используя модели. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки  сходства и различия. Воспитывать познавательный интёрес к птицам.

Составление рассказа о комнатном растении

Ц е л и. Учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать друг друга.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

- Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? — солнце стал более ярким.

-Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что, Такое тень. Понаблюдать за тенью , которую оставляют предметы разной величины.

-Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, об лака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем — утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.

- Но воробьи уже стали чирикать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

Экологические игры

«Вороны», «Уточка», «Через ручеек», «Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось» (на  прогулке), «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадайте, а я отгадаю» (игры прилагаются).

Чтение художественной литературы

С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто  «Птичка «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка».

фольклор

Загадки и потешки.

Беседы

«О птицах (сравнить внешний вид воробья и синицы — на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают,  скучают).

Труд в природе

Совместно с воспитателем продолжать поливку   комнатных растений и уход за ними. Уборка с площадки кусочки льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать  подкармливать птиц. Совместно с воспитателем  посыпать песком ледяные дорожки.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная  деятельности

Поощрять желание детей отражать в рисунках свои  впечатления о наступающей весне.

Уголок природы

Поместить модели птиц и модели комнатных растений. Разместить модели признаков весны: сосулька, капель,  солнце, снег с дождем, проталины.

Книжный уголок

Поместить книги А. Барто <Птичка»; С. Я. Маршака  «Весенняя песенка», иллюстрации весенней природы.  

Выложить в свободное пользование игры «Кто как двигается» «Угадай, чей хвост», «Кто  где живет» «Сложи картинку» (изображения птиц)

АПРЕЛЬ

ЗАДАЧИ

1. Продолжать формировать представления о весенних  изменениях в неживой природе.

2. Показать детям связь, как изменения в неживой при роде влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать - и.- мачеха), звери в лесу меняют окраску  (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы.

3. Учить находить общие признаки у деревьев и  кустарников. Развивать умение сравнивать.

4. Закреплять знания детей о строении растений, их  основных частях.

5. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению  природы, желание любоваться ею.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЯ

Путешествие в весенний лес

Цели. Формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится  значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменением  жизни растений и животных. Активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач. Развитие па внимания, воображения.

Сравнение дерева и кустарника.

Цел и. Формировать представление о том, что дерево и кустарник — это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть различия  (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей). Развивать аналитическое  мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

-Продолжить наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются  ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки  тают. (Спросить детей, почему лед тает.)

- Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик  намокает.)

- Обратить внимание детей на набухшие почки.

-Опыт: растереть и понюхать почки.

- Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи

Экологические  игры

Подвижные игры  «К дереву беги», «Через ручеек», « Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы

Т . Александрова  «На солнышке согрелась ель»;  И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна».

Фольклор

Песенки загадки о деревьях (см. приложение).

Беседы

«Какие растения живут у тебя дома», Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

Труд в природе

 Уборка мусора на участке. Посев крупных семян  гороха, бобов, настурции.

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы

Поместить модели строения дерева и кустарника, динамическую модель «Заяц меняет окраску шерсти».

Книжный уголок

Поместить обводки зверей и птиц. Предложить детям  цветные мелки для рисунков на асфальте. Выложить в свободное  пользование игры «Угадай по описанию», «Загадайте, я отгадаю».

МАЙ

ЗАДАЧИ

1. Закреплять представления о весенних изменениях в не- живой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем  растаял, солнце стало греть сильнее.

2. Показать детям связь, как изменения в неживой при роде влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений  происходит бурный рост — травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи,  скворцы), оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.

З.  Познакомить со свойствами воды  (теплая, холодная, способность отражения). И   свойствами песка (сухой песок - сыпучий, сырой - липкий).

4. Развивать наблюдательность, воспитывать чувство пре красного.

Формы работы.

Мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЕ

Сравнение одуванчика и тюльпана

Ц е л и. Учить детей различать и называть первоцветы.  Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и  различия у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно- схематическими моделями. Закреплять умение правильно  называть основные части растения. Учить обследовательским действиям. Вызывать радость от красоты растений,  воспитывать бережное отношение. Закрепить навыки наклеивания аппликации (из готовых форм) «Тюльпан в вазе».

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

- Наблюдения за солнцем — солнце яркое, теплое, много солнце теплое, много солнечных  дней. Познакомить со свойствами солнечных   лучей, высушивать все вокруг дней.

-Опыт: намочить  песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на   солнце, выстиранное  кукольное белье, понаблюдать,  как оно будет высыхать.

- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить  придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с  грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.

- Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. рассмотреть первые цветы — мать и подснежник, одуванчик.

- Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос — откуда они  появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку.

- Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами иди  скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

Экологические игры

«Найди дерево по описанию»,   «Что изменялось»,  лото  « Кто, где живет?»  (с элементами моделирования),   «Чья это тень»,   лото « Кто как двигается» (с элементами моделирования), «Собери цветок из частей».

Чтение художественной литературы

С. Капутикян  « Май»; З. Александрова «Одуванчик». С. Маршак  «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»;  К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках».

фольклор

Песенки – потешки «Солнышко», «Дождик-дождик «Радуга –дуга» «Жаворонки- жаворонки». загадки о животных.

Беседы

«Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, — в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком), «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю), «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши рассмотреть иллюстрации).

Труд в природе

Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток. Про- тирка  крупных листьев комнатных растений от пыли тряпочкой, поливка растений в уголке природы.

Самостоятельная деятельность детей.

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о весне.

Уголок природы

Поместить модели строения растения.

Книжный уголок

Поместить книги З. Александрова «Одуванчик»,  И. Токмаковой «Стихи»; И. Бунина «Ясным утром». Выложить в свободное пользование игры «Кто как двигается», «Собери ток из частей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ....

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 2-3 лет

Данное календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста 2-3 лет, где разработаны мини-конспекты на каждый период непосредственно образов...

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)

Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...

Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе програм...

Календарное планирование по экологической тропе средней группы

Планирование посещения экологической тропы с детьми и ее объекты....

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников...

Примерное календарное планирование по экологическому воспитанию подготовительной школе группы (2023-2024)

Актуальность:Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения экологического опыта ребенка в процессе вхождения его в окружающий мир. Цель: создание условий для становл...