Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Грибочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прихидько (Горулько) Надежда Александровна

учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные); развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений. воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; желание использовать в работе разные техники аппликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы

«Грибочки»

 

Программные задачи: учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные); развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений. воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; желание использовать в работе разные техники аппликации.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) . Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба. Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, черная), клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Воспитатель: ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка?

Дети: да!

Воспитатель: отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.

Воспитатель: предлагаю вам встать друг за другом — как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух».

Воспитатель: станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) . Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас. Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».

Воспитатель: Гриб, какой?

Дети: лесной, красивый.

Воспитатель: ребята, давайте позовем Лесовичка: «Лесовичок, выйди к нам!» с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко). Показываю детям поделку из природного материала.

Лесовичок: здравствуйте ребятам! Я хочу что-то показать. Но сначала ответьте  на мои вопросы: Какое сейчас время года?

Дети: осень.

Лесовичок: что осенью в лесу созревает?

Дети: ягоды, грибы.

Лесовичок: молодцы! Предлагаю пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.

Лесовичок: теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы). Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).

Лесовичок: зачитывается стихотворение

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Бод березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем.

Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения).

Лесовичок: как называется гриб, который ты нашел? Какой он - большой или маленький? Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая)? Почему гриб так назван?

Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.

Лесовичок: какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные?

Дети: съедобные.

 Лесовичок: какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали «несъедобные»?

Лесовичок: есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Лесовичок: достает из корзинки «грибы». Загадывает загадки.

  1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой.

Дети: Подберезовик.

  1. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые

Дети: лисички.

  1. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:

На нем сер кафтанчик, красна шапочка.

Дети: подосиновик.

  1. На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает.

Дети:  боровик.

Воспитатель: сравним эти грибы: лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб. Чем они похожи и чем отличаются?

Лесовичок: так какие же грибы можно найти в наших лесах?

Дети: да.

Воспитатель: ребята, кто знает этот гриб? (рассказы детей по картинке).

Дети: маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик.

Лесовичок: следующая остановка «Грибная»! Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Лесовичок: а что можно приготовить из грибов?

Дети: суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.

Лесовичок: вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.

Лесовичок: какие грибы остались на столе?

Дети: мухоморы, бледная поганка.

Лесовичок: почему?

Дети: ядовитые.

Лесовичок: правила поведения в природе при сборе грибов. Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. А вы знаете зачем?

Дети: грибы нужно не срывать, а срезать.

Лесовичок:  а для чего?

Дети: чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Воспитатель:  двигаемся на электричке к следующей станции.

Лесовичок: наша станция «Мастерилка»! Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь. Мы можем помочь?

Дети: надо помочь насобирать им грибов.

Лесовичок: правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель: я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу. Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики. 

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! »

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

Воспитатель: чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке»

Дети: гриб.

Посредством беседы, уточнить с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание:

Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик». 

Воспитатель: каждый сделает по одному грибку для зверей, а для кого, вы выберите сами.

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Воспитатель: ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.

Лесовичок: молодцы! Я уверен, что звери обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.

Воспитатель: ребята, давайте попрощаемся со Лесовичком. А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?

Воспитатель: Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. Развитие речи и аппликация.

Конспект интегрированного занятиядля детей старшей группы.Развитие речи и аппликация....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОУ

"НАШИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ. СРАВНЕНИЕ САДОВОЙ УЛИТКИ С АХАТИНСКОЙ УЛИТКОЙ"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы “Помощники Зимы”

В этом занятие интегрируются такие образовательные области, как: познание, коммуникация и художественное творчество....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...

конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема: "Образ лисы в сказках в иллюстрациях Е.М. Рачёва"...