Игры с водой и песком с детьми раннего возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

В материале описаны игры с водой и песком, которые можно проводить с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_vodoy_i_peskom_s_detmi_rannego_vozrasta.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ  С  ВОДОЙ  И  ПЕСКОМ с детьми раннего возраста

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЗАДАЧИ

ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТ-

ВЕННАЯ

СРЕДА

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

С ДЕТЬМИ

«Плыви, кораблик».

Вызвать радостные эмоции, снять эмоциональное напряжение; побуждать высказываться в момент заинтересованности и отвечать на вопросы взрослого: вода, тёплая, кораблик, плыви.

Таз с водой, кораблики.

Налить в таз воду. Обратить внимание детей, сказав: «Что у нас здесь? Водичка в тазике! Какая тёпленькая водичка, вода. Потрогайте пальчиком. Тёплая? Что в тазике? Какая вода?» Далее опустить в воду кораблик и понаблюдать, как он плавает, комментировать действия. Раздать всем детям кораблики. Дети по очереди опускают кораблики на воду. Наблюдать за ними. «Кораблики плавали, устали, надо их достать». Дети по очереди достают кораблики из воды. Игру можно повторить.

«Вода: буль – буль».

Вызвать радостные эмоции, стимулировать речевую активность; развивать зрительно-моторную координацию и слуховое внимание; формировать «зачерпывающие» движения кистью руки, необходимые для умения хорошо есть ложкой.

Таз, формочки.

На стол перед детьми ставится таз с водой. Показать детям, как надо формочкой зачерпывать воду в тазу и лить её обратно. Выполняя это действие, произносить «буль» при каждом «бульканье» жидкости из таза по поверхности воды. Поочерёдно помогать каждому ребёнку зачерпнуть воду и вылить её в таз. Поощрять ребёнка за каждую попытку сымитировать слово «буль»: хвалить его, гладить по головке, хлопать в ладоши и т.п.

«Игра с водой».

Снять эмоциональное напряжение, играя с водой, поднять настроение детей; учить наблюдать за плавающими предметами; активизировать в речи слова: утка, рыбка, плавают, вода.

Таз с водой, плавающие игрушки: рыбки, уточки.

Внести таз, налить в него на виду у детей воду. Предложить детям потрогать воду руками: тёплая водичка. Сказать, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Показать детям рыбок и уточек, предложить самим опустить их в воду. Наблюдать за движением игрушек, поясняя: «рыбки плавают, уточки плавают». Побуждать детей отвечать на вопросы: «Кто плавает? Что делает рыбка? Что делают уточки?  Нужно следить, чтобы дети играли спокойно, не разбрызгивая воду.

«Ловись, рыбка».

Вызвать радостные эмоции от игр с водой и ловли рыбок; развивать зрительно – двигательную координацию; активизировать в речи слова: рыбка, ловись, плавает, поймаю, вода. Учить высказываться в момент совершения действия: поймал рыбку.

Таз с водой, рыбки, сачки.

Поместить в таз с водой рыбок и сказать: «Посмотрите, как рыбки плавают в воде». Затем показать, как можно поймать рыбку сачком, приговаривая: «Поймаю рыбку». Затем предложить детям взять сачки и ловить рыбку: «Поймай рыбку, Коля, Маша, Аня». Можно приговаривать: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Сачок нужно подводить под плавающую в воде рыбку снизу так, чтобы она попала в сачок, и её можно было вынуть из таза.  

«Достань шарик».

Вызвать радость от игры с водой; развивать зрительно – двигательную координацию; активизировать речевую деятельность: шарик, вода, достань.  

Банка с широким горлышком высотой 20см, шарики диаметром 3см, черпачки с ручкой 25см.

Поставить на стол банку с водой, налитой до половины банки. Бросить в банку шарик, приговаривая: «В банке вода, шарик упал в воду, сейчас достанем шарик!». Показать вылавливание шарика, плавающего в воде, с помощью черпачка. Затем предложить каждому ребёнку по очереди бросить шарик в воду. После этого ещё раз показать необходимое действие и, раздав детям черпачки, предложить детям самим выловить шарики из банки.

«Снег и вода».

Вызвать радость от наблюдений за превращением снега в воду. Познакомить с некоторыми свойствами снега и воды. Учить понимать слова – определения: холодный – горячий. Активизировать в речи слова: ой, вода, снег, дую, буль-буль, горячо, холодный. Развивать умение длительно выдыхать воздух через рот.  

Ведёрко со снегом, свеча, чашка для воды, ложка чайная.

На прогулке попросить детей наполнить ведёрко снегом, занести в группу. «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замёрзли». Сделать жест «растирание обеих рук», показывая, как холодно. «Я дую на руки (жест «грею руки»). Хорошо!» Предложить потрогать снег в ведёрке каждому ребёнку, эмоционально произнося при этом: «Ой! Холодно! Замёрзли ручки». Побуждать детей произносить то же самое. «Погреем ручки, потрём ладошки, подуем».

Далее зажечь свечу и повторять вмести с детьми слово «горячо!». Затем к огню поднести на чайной ложке немного снега, который на глазах детей тает и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку (произносить «буль-буль) и так несколько раз. «Где снег? Где вода?» (дети показывают). Затем всем вместе повторить: «В ведре… – снег, в чашке… – вода». «Снег холодный, а вода – нет»    

«Мы платочки постираем».

Познакомить с трудовым действием «стирка», приобщать к труду, расширять словарный запас; вызвать радостные эмоции от занятия с водой.

Таз с водой, платочки, натянутая верёвка.

Раздать детям платочки. Показать, как намочить платочки, потереть руками, прополоскать, отжать воду, отнести и повесить на верёвку. Действия можно сопровождать стихотворным текстом: Мы платочки постираем,

                                         Крепко, крепко их потрём.

                                         Вот так, вот так,

                                         Крепко, крепко их потрём!

                                         А потом, а потом

                                         Мы платочки отожмём.

                                         Вот так, вот так,

                                         Мы платочки отожмём!

                                         А теперь мы все платочки

                                         На верёвку отнесём.

                                         Вот так, вот так,

                                         Мы платочки отнесём!

                                         Пусть просохнут все платочки,

                                         А пока мы отдохнём.

                                         Вот так, вот так,

                                         А пока мы отдохнём.

Предложить всем детям тоже постирать свои платочки. Обязательно хвалить детей во время стирки и после неё. Действия подсказывать.

«Поймай мыло».

Развивать умение брать, держать, выпускать из рук скользкое мыло.

учить понимать назначение и употреблять в речи слова:мыло, мыльница; познакомить со свойствами мыла: сухое – не скользкое, мокрое – скользкое, пенится. Вызвать радостные эмоции от игры с водой и мылом.

Тазик с тёплой водой; небольшой кусок мыла, помещающийся в ладошке ребёнка.

Предложите ребёнку поиграть с мылом (мыло сухое, не скользкое). Предложите положить мыло в таз с водой. Полюбуйтесь, как оно лежит на дне таза. Попросите ребёнка достать мыло. Проведите ладошкой ребёнка по мылу и спросите, какое оно (скользкое, пенится). Игру можно усложнить, добавив ещё несколько кусочков мыла. Положить мыло в мыльницу.  

«Копание песка совком».

Учить правильно держать совок в руке, учить копать песок совочком, сыпать сырой песок в кучки, рыть ямки; снять эмоциональное напряжение.

Таз с влажным песком, совочки.

Показать детям совочек и сказать: «Будем копать песочек совком», - показать соответствующее действие. Затем раздать всем по совочку и предложить копать совками песок. Под руководством взрослого дети учатся насыпать сырой песок в кучки, рыть ямки.

«Насыпание песка совочком в ведёрко».

Учить целенаправленно и согласованно использовать совок, учить насыпать песок совком в ведёрко; развивать умение доводить начатое дело до конца; профилактика психоэмоционального состояния.

Таз с влажным песком, ведёрки, совочки.

Взять в руки ведёрко, совок и сказать детям: «Сейчас буду насыпать песочек в ведёрко», - и показать, как это делать. Раздать детям совки и предложить им насыпать в ведёрки песок. Побуждать детей насыпать полное ведро. Из полного ведра песок можно высыпать обратно или сделать «тортик».

«Будем печь пироги».

Учить насыпать песок в формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки; вызвать радостные эмоции от получившегося результата (сделал «пирожок»).

Таз с влажным  песком, совочки, формочки, кукла.

Раздать детям совочки и предложить копать песок, затем посадить рядом куклу, достать формочку и сказать: «Кукла хочет кушать, будем печь ей пироги!» Зачерпнуть сырой песок, утрамбовать его тыльной стороной совка, перевернуть формочку на стол, придерживая песок рукой или совком, постучать по дну совочком, снять формочку и радостно сказать: «Вот какой пирожок для куклы получился!» После показа 3 – 4 пирогов раздать детям формочки и предложить им самим делать пироги для куклы.  

«Мельница»

Показать два разных состояния песка: сырой и сухой; познакомить со свойствами песка: сухой сыплется, а сырой – нет; вызвать радостные эмоции от насыпания сухого песка в мельницу.

2 таза с сухим песком, совочек, мельница

Показать детям песок, обратить внимание на то, что он сухой, сыплется. Насыпать песок в мельницу, песок высыпается и колесо крутится. Дать возможность каждому ребёнку насыпать песок в мельницу.  Затем песок в одном из тазов полить водой и сказать, что он стал сырой. Попробовать этот сырой песок насыпать в мельницу и сделать вывод, что он не высыпается. Насыпать в мельницу сухой песок – он сыплется. Спросить у детей, где сухой песок, он что делает  (ещё раз посыпать), а где сырой песок, он что делает (не сыплется, он лежит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Я пеку, пеку, пеку...»

Задачи:1.Учить детей способам обследования объектов, определения их свойств.2.Развивать тактильные ощущения, умение делать куличики из песка с помощью формочек.3.Воспитывать желание участвовать в совм...

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Узкая – широкая дорожка»

Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка – по нему можно проводить совком, оставляя след (узкий – широкий).2. Развивать умение различать объекты по ширине. Активизировать в речи детей ...

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Узкая – широкая дорожка»

Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка – по нему можно проводить совком, оставляя след (узкий – широкий).2. Развивать умение различать объекты по ширине. Активизировать в...

Конспект игры -занятия с песком с детьми раннего возраста"узкая-широкая дорожка".

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Узкая – широкая дорожка» Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка – по нему можно проводить совком, оставляя след (узки...

Конспект игры -занятия с песком с детьми раннего возраста"узкая-широкая дорожка".

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Узкая – широкая дорожка» Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка – по нему можно проводить совком, оставляя след (узки...

Конспект игры — занятия с песком с детьми раннего возраста «Картинки на песке»

Задачи:1. Учить детей рисовать на песке, используя пальчик или палочку.2. Развивать мелкую моторику.3. Воспитывать активность, самостоятельность.Методы и приемы: художественное слово, показ воспи...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с "кинетическим" песком с детьми раннего возраста"

На мастер-классе дётся небольшой экскурс в историю создания "кинетического"  песка и песка "космического". А также приведена подборка игр, которые можно провести с малышами св...