Опыт работы по экологии
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание добрых чувств через общение с природой
Дошкольное детство – это самый начальный этап формирования личности человека. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, основы экологической культуры, экологического сознания.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с живыми объектами.
Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором, ведь проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты.
Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.
Именно поэтому я работаю по программе Николаевой С.Н. «Юный эколог», которая предполагает чистое и тесное общение детей с природой, организацию различных форм работы во время прогулок, экскурсий.
Основным содержанием экологического воспитания, я считаю, формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к объектам живой природы, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе я строю на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Я создаю в группе необходимую предметную среду необходимую возрастным особенностям детей моей группы (растения и предметы ухода за ними, животные – аквариум с рыбками, попугаи, модели с настроением, схему ухода за растениями и животными, развивающие игры) в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течение дня вовлекаю ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждения литературы, рисование).
В соответствии с программой использую разнообразные формы организации детей для воспитания у них добрых чувств через общение с живой природой: занятия, наблюдения, экскурсии, беседы, целевые прогулки.
Все данные формы помогают мне развивать в детях гуманное отношение к живым существам, формировать навыки ухода за обитателями уголка природы.
Свою работу по воспитанию добрых чувств к живому я начала с наблюдений.
Я считаю, что наблюдение – это основа чувственного познания природы. Наблюдения помогли мне обеспечить формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, помогли накопить нравственный опыт дошкольников.
Начиная с младшей группы, я знакомила детей с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривали деревья, травы, комнатные растения; учились их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов и плодов.
Особое внимание я уделяла циклу наблюдений за аквариумными рыбками, где дети получали представление о том, какие нужны условия для жизни рыбок, как о них заботиться. Они сами непосредственно принимали в этом участие, тем самым у детей воспитывалось гуманное отношение к живому, забота о живом.
Зимой я проводила акцию под названием «Живая елочка – земная иголочка», цикл наблюдений за елью, в том числе проводила беседу «Кто может нанести вред ели и как ей помочь?» Все это способствовало формированию бережного отношения к живой природе, в том числе к деревьям.
Проводила цикл бесед, наблюдений за хомяком.
Особое внимание уделяла организации зимней подкормки птиц на участке детского сада, наблюдениям за птицами.
Немаловажной формой в воспитании добрых чувств к живой природе, я считаю экскурсии и целевые прогулки, потому что живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, т.е. дети здесь наблюдают, и любуются, и совершают действия по уходу за растениями и животными. Я считаю эти формы организации позволяют обогатить детей знаниями, поупражнять в применении правил поведения в лесу, воспитывают духовные и нравственные качества, и конечно, доброе отношение к живой природе.
Решающую роль играет и организованная образовательная деятельность, ведь накопленные представления необходимо расширить, углубить, обобщить, систематизировать. Конкретные представления в образовательной деятельности я даю детям о тех объектах природы, которые есть в ближайшем окружении, и их можно наблюдать. Тематика разная: это и домашние, и дикие животные, культурные и дикорастущие растения.
Наряду с образовательными задачами, я решаю и воспитательные. Они направлены на формирование бережного отношения к природе, воспитание добрых чувств через общение с живой природой.
Еще мне хочется сказать об игре.
Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, то я широко использую этот организации, потому что решение любой задачи в игровой форме при общении с живой природой особенно эффективно. Я использую разнообразные игры – д/игры, - в процессе которых уточняются, закрепляются и расширяются имеющиеся у детей представления о растениях и животных. Предметные игры, - с использованием различных предметов природы («Вершки - корешки», «Путаница», «Детки на ветке» и т.д.).
Настольно-печатные игры – «Зоологическое домино», «Ботаническое лото», «Растения», «Подбери листок»…
Словесные игры – «Кто летает, бегает и прыгает», «Что за птица?», «В воде, в воздухе и на земле».
Таким образом, использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их.
Важным аспектом в воспитании добрых чувств при общении с живой природой является работа с родителями.
Большое место я уделяю совместной деятельности детей и родителей:
- участие родителей в экскурсиях в парк, в лес для общения с природой.
- совместное озеленение территории детсада.
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми.
Все это способствует сотрудничеству, эмоциональному, психическому сближению родителей и детей и воспитанию добрых чувств при общении с живой природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования даёт возможность дем...
Опыт работы по экологии.
Описание опыта работы....
Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"
СОДЕРЖАНИЕ:Ведение 2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств достижения цели...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1161148-1571336627.jpg)
Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/21/picture-1429624-1666365321.png)
Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-981138-1613304842.jpg)
"Опыт работы по экологии в старшем дошкольном возрасте"
Данная статья будет интересна воспитателям . работающим над темой развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста..В ней предлагаются способы разнообразить совместную деятел...