Конспект организованной образовательной деятельности "Лягушки - это интересно!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
За основу написания конспекта взят материал "Где зимуют лягушки?" из учебного пособия С.Н.Николаевой "Юный эколог" (система работы с детьми подготовительной к школе группы). Презентация составлена на основе конспекта и даёт возможность дошкольникам наглядно закрепить знания о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, размножении и приспособлении их к разным температурным условиям. В конспекте отражены разные образовательные технологии: технология проблемного обучения, игровая технология и здоровьесберегающая (зрительная гимнастика, пальчиковая, подвижная игра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyagushki_-_eto_interesno.docx | 21.74 КБ |
lyagushki_chast_1.pptx | 2.93 МБ |
lyagushki_chast_2.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Лягушки – это интересно!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
Доценко Е.А., воспитатель
МДОУ ДСКВ №15 г. Ейска
МО Ейский район
Программные задачи:
- Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек.
- Познакомить детей с умением лягушек приспосабливаться к жизни в разных температурных условиях.
- Обогащать словарь (лягушачья икра, маскировочная окраска, головастики, жабры, перепонки).
- Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к лягушкам.
Материал: презентация «Лягушки – это интересно!», игрушечный лягушонок, маска цапли, рассказ «Где зимуют лягушки?»
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость – показывает игрушечного лягушонка.
- Лягушонок Кваква узнал, что вы много знаете о настоящих живых лягушках, интересуетесь их жизнью и бережно относитесь к этим маленьким беззащитным животным. Кваква попросился к нам в гости. Я и решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках.
- Ребята, посмотрите на экран. И ты, Кваква, тоже смотри. На слайдах изображены лягушки, которые живут в природе, давайте с ними познакомимся.
(Слайд 1-6) Глядя на слайды, дети рассказывают, что в природе лягушки бывают разные: по размеру, по цвету. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, связанные с внешними качествами лягушек).
- Ребята, расскажите, в каких местах обитают лягушки? Напомню вам, что рассказывать надо подробно, чтобы Квакве было интересно. Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был.
(Слайды 7-9) На экране появляются картинки с изображением пруда, болота, суши. Дети отвечают, что живут лягушки на болоте, в пруду, в озере – везде, где есть вода. Воспитатель может добавить, что без воды у нее пересыхает кожа, а они дышат не только легкими (как все наземные животные), но и через кожу.
- Обратите внимание на то, как лягушки раздувают свой горловой мешок, когда издают звуки.
(Слайд 10)
- Все жабы и лягушки квакают по-разному. Вот послушайте (звуковая запись - кваканья лягушек).
Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, как передвигаются, что лягушки едят в природе (в сырых местах много комаров, мошек - ими и питаются лягушки), как охотятся на мошек, кто на них охотится.
(Слайды 11-17 - закрепление полученных знаний).
Если надо, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какой длины задние и передние лапы? Что помогает лягушке легко плавать? (перепонки между пальцами) Чем интересен язык лягушки? Какие глаза? Как передвигается?
- Ребята, обратите внимание на то, что в природе всё взаимосвязано.
(Слайд 17 - зрительная гимнастика).
- Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают множество комаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать, брать в руки.
- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и понаблюдать вместе с Кваквой за маленькими лягушатами
- Ребята, а кто расскажет, как размножаются лягушки?
(Слайд 18-19 дети рассказывают, как появляются из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками).
Физкультминутка «Про лягушек и комара»
Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)
Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами.)
Лапкой – хлоп, другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге.)
Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек.)
Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)
Закричали: «Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)
Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)
Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди.)
- Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Мы сейчас прочитаем про рассказ «Где зимуют лягушки?»
(Слайд 20)
- Самое трудное время для наших животных — это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки?
Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.
К чему ещё приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверно, ты не раз видел, как лежит лягушка под её поверхностью, раскинув лапки, — так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает — нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнёт перепончатыми лапами и спрячется на дне.
А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд — ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у её поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Смотреть надо? Надо. Поэтому у них над водой выступают только глаза и ноздри. Взгляни на картинку. (Слайд 21) Бегемот — совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота.
И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Учёные давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.
После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:
- Как зимуют лягушки?
- Почему они не могут жить зимой на земле?
- Лягушонок, ты теперь знаешь много, увидел своих друзей лягушат, услышал рассказы ребят, узнал, где зимуют лягушки. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться.
- А сейчас я предлагаю вам вместе поиграть.
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Правила игры:
1) Цапля может ловить лягушек только в болоте.
2) Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
3) Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
В одном из углов группы обозначено «гнездо цапли».
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте.
Когда все играющие разместились на отведенных для них местах, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек.
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой - лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных, цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки.
Продолжительность игры 6—7 минут.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жабы и лягушки бывают разные: по размеру, по цвету. Жабы обычно большие, а лягушки маленькие
Жабы и лягушки обычно имеют коричневатую или зеленую окраску
…с полосками и пятнами других цветов.
Но некоторые лягушки – яркие: зелёные, голубые , белые, желтые, красные . Обычно яркие лягушки - ядовитые
У лягушек кожа гладкая и блестящая . Кожа жаб – шероховатая, бугристая
Лягушки и жабы – амфибии. Это значит, что они живут и на суше, и в воде.
Лягушки обычно живут там, где влажно – в болотах, прудах и заросших реках.
Жабы могут жить в сухих местах .
Посмотрите, как квакает лягушка! Квакая, самцы большинства видов лягушек и жаб раздувают горловой мешок. Все жабы и лягушки квакают по-разному!
Лягушки прыгают дальше, чем жабы.
Зрительная гимнастика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У древесных лягушек на лапах есть специальные присоски, которые помогают им карабкаться. А вот перепонки на лапах летающих лягушек позволяет им скользить по воздуху с ветки на ветку.
Жабы и лягушки могут быстро выбрасывать вперёд свой длинный и липкий язык, чтобы ловить им насекомых!
На лягушек охотятся многие птицы: аисты, цапли, крачки, чайки, коршуны. Другие животные тоже не прочь полакомиться лягушками. Это могут быть лисы, выдры, ужи, шакалы. Рыбы крупных размеров также едят лягушек. Это сомы, щуки и судаки.
В природе всё взаимосвязано
Почти все лягушки и жабы откладывают икру в воду. Из икры выводятся головастики. Головастик похож на рыбку. У него есть жабры, чтобы дышать под водой, и хвост.
Когда головастик подрастает, у него начинают расти лапы и отпадает хвост. Жабры заменяются на лёгкие, чтобы дышать воздухом, как мы. … головастик становится лягушонком
Где зимуют лягушки?
Используемый материал: Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. Изд Мозаика-Синтез, 2013 Танасийчук В. - Где зимуют лягушки? Экология в картинках Изд.дом Детская литература, 1989 https://www.google.ru картинки «Лягушки» http://biogeoist.jimdo.com Гимнастика для глаз «Лягушки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Лаборатория интересных открытий».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе тема: «Интересная математика»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.Задачи:- развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости;- способс...
Конспект организованной образовательной деятельности "Интересная история о моём домашнем питомце"
Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....