Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».
статья (средняя, старшая группа) на тему
Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_moey_raboty_nazyvaetsya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт моей работы называется: «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развитияпроисходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные». К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми, педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит …Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком. Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство. С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Для работы я остановила свой выбор на космическом песке. Было приобретено 3комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого комплекта песка имеется надувная песочница. Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы.
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе работы с песком:
-человеческие персонажи;
-здания: дома, школы, церкви, замки;
-животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;
-машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
-постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
-естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;
-символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;
-сказочные герои: злые и добрые;
-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Подбор материала для игр не оказался обременительным, т. к. каждый ребёнок с большим желанием старался поделиться фигурками из киндер - сюрпризов, деталями конструкторов, ракушками, камушками и т. д. Если все же для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, можно использовать заламинированные картинки.
Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр.
В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы песочнойтерапии на основании следующих принципов воспитания и обучения: -создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;
-спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;
-исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;
-максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;
-проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -доброжелательное отношение к детям.
Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов воздействия: песочная терапия – способствует самовыражению, даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств; сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир,поступки людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия- является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка.
Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы познания: 1)сравнение по контрасту и подобию (холодный-тёплый, гладкий- шершавый); 2)исследовательская деятельность: потрогать,надавить, растереть, рассыпать песок; 3)рассуждение ; 4) обобщение и описание.
Основными задачами являются: 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5. Снижение психоэмоционального напряжения.
Работу с кинетическим песком я начала в 2016 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу. Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником. Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек. Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.
Здесь нельзя толкаться, драться
И песком в друзей кидаться!
Можно мять песок, катать,
Можно сказки сочинять.
Строить, рисовать, лепить,
И, конечно, говорить!
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок, создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке:
- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
- «просеять» песочек между пальцами.
Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка.
Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон, и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке, поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.
Работа с родителями включила в себя:
привлечение к приобретению атрибутов, изготовлению персонажей для игр с песком;
консультация на стенде «Тайны кинетического песка»;
индивидуальная консультативная работа.
В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и объединить усилия для развития и воспитания детей.
Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы.
Таким образом, опыт работы показал, что кинетический песок является тем эффективным средством, который позволяет:
1) сформировать доверительные, партнерские отношения;
2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка
3) дольше сохранять работоспособность ребенка;
4) формировать коммуникативные навыки;
5) развивать тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка. В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника. Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон.
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация театрализованной деятельности в ДОУ как средства развития речи и эмоциональной сферы дошкольников
опыт работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ...
Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx
Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....
Консультация для педагогов и родителей "Литотерапия-как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
Литотерапия-это одно из малоизученных направлений арт-технологии, и в моей консультации есть небольшая информация для педагогов,а также родителей....
СКАЗКОТЕРАПИЯ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует ...
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»...
Проект "Литотерапия как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
Проект для воспитанников подготовительной к школе группе с конспектом бесед, консультаций для родителей, текстом тематических худодественных произведений, описанием игр, используемых на каждом эт...
Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста (в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 25. 03.2021 г.)
Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Кинет...