Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Методическое пособие для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_nar_kalen.docx400.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6

352913 г. Армавир, ул. Маркова 317

Народный календарь –

основа планирования

работы с дошкольниками

Воспитатель: Кисеева Е. Е.

Филипп на Благовещенье Ушел,

 а на Казанскую Я сына родила.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»  

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями.

Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. С древних времен на Руси о смене времен года узнавали по разным приметам. События отмерялись не числами датами, а происходили «на Сретенье», «на Благовещенье».

Другими словами, события русской деревенской жизни были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев.   Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...»

Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Народный календарь тесно связан не только с разделом образовательной программы «Развитие экологической культуры детей», но и такими разделами, как «Развитие игровой деятельности», «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие лексические темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Цветы», «Ягоды», «Грибы».

        Проводя с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки, соблюдается еще один принцип педагогики – принцип наглядности. В приметный день народного календаря можно познакомить ребят с объектом наблюдения: например, 7 сентября, на Тита – грибного, листопадника, можно выставить в группе грибы и желтеющие листья, наглядно показать детям, как гриб маскируется в природе. Воспитательные и образовательные задачи решаются в совместной или индивидуальной деятельности с детьми.

        В процессе общения с дошкольниками педагог включает в свою речь подходящие пословицы и поговорки, которые естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

        Сообщая детям, что делали наши предки в тот или иной день, нужно подчеркнуть, как они относились бережно к природе. Например, 12 ноября, в день Зиновия – синичника, вместе с детьми развешиваем кормушки, закрепляем в сознании детей, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц.

        К каждому рассматриваемому дню, надо подобрать соответствующий наглядный материал. Чем больше погружаться в народный календарь, тем разнообразнее и полнее становится развивающая среда в группе.

        Знакомство дошкольников с народным календарем проходит и через их творчество, например, рисование.

H:\катя\ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Ясли\Группа № 12\2014 Сентябрь\IMG_3689.JPG

        В соответствии с тематикой календарного дня дошкольники занимаются совместной или самостоятельной деятельностью (при составлении букетов и гербариев, посадке семян, расчистке дорожек от снега и т.д.).

H:\катя\ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Ясли\Ясли 2011-2012  Садик фото\DSC04364.JPG

        При обеспечении самостоятельной деятельности детей, можно решить поставленные задачи, например, определить, в какую сторону дует вечер, чем лед отличается от снега.

        Накапливая словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину, например, «Круг около солнца или месяца зимою – к продолжительным метелям и морозам», «Ласточки летают у земли – к дождю».

В конкретный день наблюдая с дошкольниками природу и одновременно рассказывая им о том, что делали в этот день крестьяне в прошлом, можно познакомить детей с переносным значением народных выражений: «солнце играет», «небо хмурится». Так же развивает воображение дошкольников, обучение их отгадывать народные загадки.

        Сообщая детям о некоторых приметных днях, воспитатель и музыкальный руководитель могут проводить слушание народных песен, разучивание хороводов соответствующей тематике, тем самым обогащая дошкольников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Лучше всего этому способствуют фольклорные праздники, музыкальные вечера досуга.

H:\катя\ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Ясли\Группа № 12\Яблочный спас 19.08. 14\IMG_3323.JPG

        Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картинки с изображением растений, насекомых, рыб и диких животных, обращая внимание дошкольников на красоту и совершенство живых форм, педагог формирует у каждого ребенка эмоционально положительное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)...

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Лингвистические основы словарной работы с дошкольниками. Понятие оппозиции в современной лингвистике.

Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или их сочетанием. Слово – это основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, п...

Приобщение детей К русскому народному творчеству Перcпективное планирование работы в старшей группе.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно сопри...

использование народной тряпичной куклы в работе с дошкольниками

Эта презентация раскрывает работу с дошкольниками по использованию народной куклы. В младшем возрасте - это показ, беседа, игрушка в разных видах детской деятельности. В старшем дошкольном - изготовле...

Выступление «Ознакомление родителей с калмыцким народным календарем в рамках работы семейного клуба»

Выступление «Ознакомление родителей с калмыцким народным календарем в рамках работы семейного клуба»...

Методический материал для работы с молодыми педагогами: развивающие технологии: ТРИЗ и детская цифровая лаборатория Наураша. народный календарь-основа календарно-тематического планирования в ДОУ.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию по использованию тенхнологии ТРИЗ для увлекательного и непринуждённого развития детей дошкольного возраста.Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики ...