Приобщение детей К русскому народному творчеству Перcпективное планирование работы в старшей группе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей
К русскому народному творчеству
Перcпективное планирование работы в старшей группе.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках.
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Приобщение детей
К русскому народному творчеству
Перcпективное планирование работы в старшей группе
Сентябрь- летопроводец | |
Цель, программное содержание | Закрепить название осенних месяцев, познакомить с понятиями – «летопроводец», «посиделки». Начать знакомство с осенними приметами. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 14сентября-Семен летопроводец. Осенины. Конец лета, начало осенних посиделок и осенних хороводов. Сентябрь- окончание уборки урожая, птицы улетают в теплые края. |
Народный фольклор | - загадки о грибах, ягодах, песенки, заклички; - загадки об овощах; - песни об осенних явлениях. |
Фольклорные развлечения | «Бродит осень у ворот» показ кукольного театра, «Репка» (творчество детей) |
Народные игры-хороводы | «козёл», «горшки», «Редька» |
Октябрь- грязник | |
Цель, программное содержание | Называть осенние месяцы, дать понятие – «Сергей- капустник», «покров день». Познакомить детей с осенними пословицами. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 8 октября- Сергей капустник (капусту квасят). 14 октября- Покров день. (Каков покров такова и зима). |
Народный фольклор | Считалки, потешки «Засолка капусты»;загадки об овощах, пословицы. |
Фольклорные развлечения | Вечер развлечений «Капустник»; развлечение «Осенины»; драматизация русской народной сказки «У страха глаза велики». |
Народные игры-хороводы | «Ваня-простота», «Коршун и наседка», «Дударь». |
Ноябрь- ледень | |
Цель, программное содержание | Закрепить собирательный образ осенних праздников, осенние приметы. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 1 ноября- Сорочий праздник.(Снегири, свиристели к избам прилетели. Сорока из леса поближе к человеку перебралась, вести на хвосте принесла.) |
Народный фольклор | Загадки о птицах; потешки «мороз, мороз», «тень- тень, потетень»; пословицы о труде «труд кормит, а лень портит», «без труда не вынешь и рыбку из труда». |
Народные игры-хороводы | «Растяпа», «горшки», хоровод «Рябинушка- красавица» |
Фольклорные развлечения | Осенняя ярмарка; Весела была беседа; Осенние сестрички. |
Декабрь- стужайло | |
Цель, программное содержание | Продолжать приобщать детей к фольклору; учить выразительному исполнению характерных народных движений. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 17 декабря- Варварин день «Трещит Варюха- береги нос и ухо»; «Лошадь фырчит- метель чует». |
Народный фольклор | Чистоговорки, песенка «Зимушка-зима»; песня «Здравствуй гостья- зима»; потешка «мороз, мороз- не морозь наш овес»; «как по снегу, по метели»; загадки о зиме. |
Народные игры-хороводы | «Тетеря»; «Дядя Трифон»; «Как на тоненький ледок»; «Коршун»; «Метелица». |
Фольклорные развлечения | «Здравствуй, зимушка- зима»; «Варварин день»; «Проказы старухи- зимы». |
Январь- просинея | |
Цель, программное содержание | Дать детям представления о народных зимних праздниках (Рождество, Святки, Крещение); расширить знания о фольклоре. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | Святки- всю неделю девушки гадают на женихов, поют песни- колядки; Крещение- вода в этот день обладает очищающей и целебной силой; 25 января- «Татьянин день» Татьяна и каравай печет и хоровод ведет. |
Народный фольклор | Потешки, поговорки, загадки о зиме. |
Народные игры-хороводы | Вечер народных игр: «Дрема», «Растяпа», «Селезень», «Колечко» |
Фольклорные развлечения | «Бабушка- загадушка»; просмотр русских народных сказок, «Зимние забавы». |
Февраль- сечень | |
Цель, программное содержание | Познакомить детей с последним зимним праздником- «Масленица»- одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников.Дать детям знания о том, что этот праздник посвящен Солнцу, он завершает зиму. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 6февраля- Аксинья. «Какова Аксинья такова и весна». 15 февраля- Сретение.(Верили, что в этот день встречаются зима с весной) Масленица- начинаются гулянья с играми, пекут блины. |
Народный фольклор | Потешка «Масленица»; частушки, заклички, загадки о солнышке, ветре, пословицы, народные приметы. |
Народные игры-хороводы | Игры: «Трясогузка», «Два мороза», «Как у дяди Трифона», «Колечко», «Гори, гори ясно»; песни: «ай да Масленица», «Вот уж зимушка проходит» (хоровод), «блины» |
Фольклорные развлечения | «Масленица» |
Март- протальник | |
Цель, программное содержание | Закрепить названия весенних месяцев. Дать детям понятие: март- водотек,грачевник. Разучить с детьми пословицы и поговорки о первом месяце весны. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 13 марта- Василий капельник «Длинные сосульки- затяжная весна»; 17 марта- Герасим Грачевник ( беседа о перелетных птицах, о грачах) |
Народный фольклор | Пословицы о марте, народные приметы о весне, заклички. Разучить песенку «ласточка» р.н.и. «Солнышко», «Как во поле калина» |
Народные игры-хороводы | «Горелки», «Ручеек», «Заря- зареница», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц», хоровод «Идет матушка весна», «Травушка- муравушка» |
Фольклорные развлечения | «Нет лучше дружка , чем родная матушка», «Пришла матушка весна – отворяй ворота» |
Апрель-снегогон | |
Цель, программное содержание | Поддерживать эмоциональный настрой детей и желание заниматься фольклором, разучить новый весенний репертуар. Учить детей рассказывать о чувствах, которая навеяла музыка. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | Пасха- Светлое Воскресенье. На пасху красят яйца, пекут куличи. На Пасху небо ясное- к хорошему урожаю. 18 апреля- Федул ветреник пришел Федул- теплом подул, если на Федула ненастье, то говорят «Федул- губы надул» |
Народный фольклор | Народные поговорки о весне, загадки, заклички «приди весна», «жаворонки», «верба, верба», песни «проталинки», «было у матушки 12 дочерей» |
Народные игры-хороводы | «Займи место», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли», «Гуси», хороводы «Заплетайся плетень», «Травушка- муравушка» |
Фольклорные развлечения | «Как весна зиму поборола», «День птиц», «Весенние посиделки» |
Май- травень | |
Цель, программное содержание | Продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений. |
Народный календарь (беседа о народных приметах) | 18 мая- Ирина –рассадница, начинают высаживать рассаду, приговаривая «будь вкусна, будь велика»; 22 мая- Никола «В Николу дождь- будет хлеб и рожь» |
Народный фольклор | Народные пословицы и поговорки о весне; заклички «Солнышко-ведрышко», «Дождик», «Жаворонки» |
Народные игры-хороводы | «Со вьюном я хожу»,р.н.песня, «пчелочка», «а я по лугу»- хоровод, «Во поле береза стояла»- хоровод. |
Фольклорные развлечения | «Бал цветов», «на бабушкином дворе», «Путешествие в весенний лес» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год
открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...
А1. Перспективное планирование «Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»
Перспективное планирование«Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»2 младшая группа...