Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
«Уникальная природа древней и прекрасной Югорской земли –
щедрый источник жизни многих и многих поколений людей. Это
хрупкий и тонкий мир, главным условием гармоничного развития
которого является разумное, бережное отношение человека ко
всему, без чего немыслима сама жизнь.
Воспитание любви и уважения к родному краю, способности
воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех,
кто формирует мировоззрение наших юных соотечественников»
А. В. Филипенко
Мы живём на прекрасной земле, мир которой многообразен и уникален. Ханты-Мансийский автономный округ – это огромная территория в Западно-Сибирской низменности, а Сургут – старейший и крупнейший город округа. Город был основан в XVI веке, однако первые научные сведения о севере Западной Сибири получены были только в XVIII веке, тем не менее, земля сибирская полна загадок, и их ещё предстоит решить нашим современникам. Поэтому задача педагогов – пробудить интерес к изучению родного края у тех, кому осваивать и беречь нашу землю в будущем, у наших детей.
А значит, крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одними из основных принципов Федеральных государственных образовательных стандартов являются:
« - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности…»
Реализация этих принципов в образовательной деятельности педагога ДОУ помогает решить задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, а также формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.
Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, стилем жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Эффективным средством решения поставленных задач является метод педагогического проектирования, так как проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка, формирования его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в совместной деятельности с взрослыми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Проект «Югорский край люби и знай» предполагает использование педагогического опыта в практике работы педагогов, занимающихся проблемами формирования представлений старших дошкольников о природе Сургута и Сургутского района.
Цель проекта: Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
Учитывая возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый нами проект предназначен для работы с детьми 5-7 лет.
Для эффективности реализации проекта использовалась «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, авторская программа «Ребёнок в мире поиска» (О. В Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина и другие), использованы элементы программы ТРИЗ и элементы занятий, разработанные А. Б. Никитиной, Дыбиной О.В.
Разработан перспективный план занятий с детьми для старшей и подготовительной группы, с тщательно отобранным материалом доступным их пониманию, способным вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.
Отбор материала осуществляется с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:
- Энциклопедичность формируемых у ребёнка представлений и знаний обо всём, что окружает;
- Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);
- Воспитательная ценность знаний.
Для достижения наиболее успешной цели проекта нами использовались следующие методы и приёмы.
Методы:
1.Непосредственного наблюдения.
2.Рассматривания картин разного типа: предметных, сюжетных, схем, моделей.
3. Словарно-логические упражнения (с объектами природы, картинками, словесные).
4. Экспериментирования.
5. Показывания кинофильмов, презентаций, слайдов.
6. Чтения художественных произведений.
7. Заучивания стихотворений.
8. Слушания музыкальных произведений.
9. Моделирования, как с воспитателем, так и самостоятельного.
Формы работы, используемые в проекте:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в проекте в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной), и с использованием ИКТ.
- Самостоятельная деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-пространственной среды);
- КВН, развлечения, викторины, брейн-ринги.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Рассматривание подбора познавательной литературы и наглядного материала.
- Игры-путешествия в природу.
- Труд в уголке природы и природе.
- Познавательные беседы.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Проигрывание с детьми проблемных ситуаций.
- Сотрудничество с родителями воспитанников и лиц их заменяющих.
Реализуя принцип коммуникативных способностей, используются различные формы организации детей
-фронтально;
-подгруппами;
-парами;
-индивидуально.
За данный период были разработаны и реализованы авторские мини - проекты: «Поздняя осень Югры», «Здравствуй, Зимушка – зима», «Проталинка», «Первоцветы», «Дикие животные Северных и жарких стран», «Тайга мохнатая, пернатая, цветущая», «Белый город – Сургут» и т.д, которые явились основой проекта «Югорский край люби и знай».
Разработан диагностический инструментарий, диагностическая карта исследования формирования личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
№ | Ф.И. ребёнка | Назва ние города | Флора Сургута и района | Фауна нашего края | Природные богатства города, района | Промышленные предприятия города и района | Представ ления о Красной книге, заповеднике | Знание о музеях города и района | Любимый уголок природы | Отноше ние к окружающей природе | Знание правил поведения в природе | Знание стихов, пословиц, поговорок о природе родного края | Умение анализировать свои и чужие поступки |
Всё вышеизложенное, согласуется с целью и задачами развития образования в ХМАО – Югре: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры, обновление модели дошкольного образования: расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования, формирование единого информационно-образовательного пространства, активное использование информационно-коммуникационных технологий, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, расширение использования современных образовательных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...
Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"
Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...