"Хлеб-всему голова!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_vsemu_golova.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности
в старшей группе на тему
« Хлеб – всему голова!»
Подготовила и провела:
Воспитатель Таганцева О.А..
Санкт-Петербург
2014г
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Познавательное развитие: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Речевое развитие: активизировать речь детей словами и словосочетаниями: элеватор, пекарь, хлебопекарня, вискоза, боронует землю, муковоз.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; оформление выставки детских работ (рисунки) “Какой он хлеб?” ; разучивание стихотворений о хлебе, народной игры “Каравай”, потешек.
Демонстрационный материал: гербарий злаков, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе, “элеваторы”, две большие машины, руль, мешочки с зерном, свежий каравай, рушник, костюмы персонажам.
Ход совместной деятельности:
Дети под музыку “Зернышко – солнышко” проходят и садятся на заранее подготовленные места. (стулья стоят полукгругом)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку, которую я вам хочу загадать, и правильно скажите, о чем сегодня мы с вами будем говорить на занятии.
Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)
Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.
Вот послушайте сказку:
Давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о чудо-колоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Воспитатель: Наша страна огромна. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он приходит к нам на стол.
И вот под снегом талым распахнуты поля.
Платком пуховым стала широкая земля.
Выходят дети – 2 группы по 5 человек, строят 2 трактора, один ребенок изображает тракториста с рулем, 4 человека трактор. Все идут, притопывая под потешку:
Тара – тара – тара – ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.
Воспитатель: Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен. Они работают день и ночь, сменяя друг друга.
Воспитатель: А вот и вспаханное поле. Сеялки вышли в поле и сеют зерно. (Читает ребенок.)
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Ребенок берет колосок и читает стихотворение.)
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается в поле колосок.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко, ветер и вода.
Воспитатель: Дети, Обратите внимание на колосок – у него прямостоячий стебель, листья широкие линейчатые, каждое зернышко спрятано в чешуйку с усиками, имеет зеленовато – желтую окраску. А сейчас мы услышим стихотворение о колоске. (Читает ребенок.)
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный
Как первоклашка в школе.
Расти, колосок, расти, колосок
Расти, колосок, до солнышка.
Воспитатель:
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора”.
Воспитатель: Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что происходит дальше с хлебными зернышками?!
1-й ребенок.
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
2-й ребенок.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
3-й ребенок.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
4-й ребенок.
Не ищите в этом тайны,
Не причем тут волшебство,
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор, нам расскажут. (Дети читают стихи.)
1-й ребенок.
Хлеб созрел, но нам на стол
Прямо с поля не сошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
2-й ребенок.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру “Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?” по 10 мешочков с зерном лежат у команды девочек и команды мальчиков . По очереди каждый загружает один мешок в машину и везет его на элеватор. А теперь давай те же посмотрим, чей элеватор быстрее наполнится зерном. Перед игрой дети говорят: Побыстрей собирай, Да зерно не рассыпай!
Воспитатель: На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.
Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь. А куда же дальше отправляется зерно, нам расскажет (дети читают стихи).
1-й ребенок.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
По воле электричества
Получается мука.
2-й ребенок.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.
Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня. А кто из вас знает, какие продукты используют для того, что бы испечь хлеб? Давайте назовем их.
Дети называют продукты.
Под музыку появляются колхозница с караваем хлеба на рушнике, здоровается и говорит:
Колхозница.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Давай те, ребята встанем и испечем вкусный каравай. Все дети становятся вокруг колхозниц, и проводится игра “Каравай”. Поют.
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай.
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Веселее подпевай.
Воспитатель:
Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
А сейчас сходите, помойте руки, и я приглашаю Вас на чаепитие с караваем, который мы испекли.
Список литературы.
- В гости праздник к нам пришел (сценарии праздников в детском саду) Сост. Т. А. Ежикова, Т. Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
- Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. – №115 (4678). – 2008. – 29 мая.
- Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. – 2-е изд. – М.:Минувшее. – 2007. –.79 с.
- Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.
- Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....