Путь к познанию экологической культуры через детское экспериментирование
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Совместная работа детского сада и семьи, направленная на формирование детей начал экологической культуры, путь к познанию окружающего мира – через детское экспериментирование.
- Одной из основных целей экологического воспитания является, на мой взгляд, формирование экологической культуры, а это неотъемлемая часть общей культуры человека, и включает различные виды деятельности, а так же сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, эмоции, переживания, чувства).
Соответствующий дошкольному объем знаний экокультуры, ребенок получает в семье и детском саду. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов семьи к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива.
Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Для детей экспериментальный труд имеет большое значение. Дети среднего и старшего возраста с удовольствием вникают в конкретный материал, они хотят знать: почему птицы летают по воздуху, почему электричество необходимо людям, какое назначение глина имеет в жизни человека, и т.п. …
При отборе содержания знаний воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы. Ниже я привела примерную методическую разработку в виде занятия с детьми
(совместно родители и дети).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.doc | 28.5 КБ |
zanyatie.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие: «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Программное содержание: - создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле;
- развивать дивергентное мышление при выборе способа
действия;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- развивать эмпатию, желание помочь другим; - воспитывать аккуратность в работе.
Материал к занятию: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
- Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении: Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода -
Неподвижна и тверда. - Что же случилось с водой?
Ответы. детей:
- Она превратилась в лед;
- Наверное, это было зимой, и она замёрзла;
- Вода превратилась в лед от мороза.
Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает: - А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предложения.
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо - плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой):
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо - лед растает, и бусинки освободятся; плохо - руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо - лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придется);
- есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
- можно отковырять ножом, только попросить взрослых, а - то поранишься; - можно положить в тёплую воду, там лед растает;
- можно оставить просто в группе - у нас тепло.
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- погреть в руках;
- положить в тёплую воду.
Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.
Выводы:
- быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
- я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замёрзли;
- на батарее бусинки дольше всего были в плену, а потом освободились.
Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена». Дети в роли бусинок, родители - замерзшие капельки. Они обнимают их со всех сторон – «бусинки в ледяном плену». Воспитатель теплыми руками гладит льдинки (родителей), и они постепенно отпускают из плена бусинок (детей).
Предварительный просмотр:
Занятие: «Интересное знакомство»
Программное содержание: - уточнить знание детей о местонахождении воды в природе и быту
по одной из свойств - текучести; - закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять; - умение определять температуру воды (холодная, теплая, горячая) на ощупь - продолжать развивать интерес у детей, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал к занятию: стакан с молоком, чайник с горячей водой, чайник с холодной водой, два тазика, бокалы, чайные ложки по кол-ву детей, коробочка с солью и песком, шипучая таблетка - «малиновый аромат».
Ход занятия: Взрослые берутся за руки, образуя круг («стакан»).
- Это большой «стакан». Но он пустой. Чего-то в нем не хватает? (сока, компота, воды...) - Пожалуй, я буду капелькой. А где же ещё капелька? А вот ещё одна капелька, ещё одна, ещё ... (дети вступают в центр круга- «стакана» ). - Ой, да тут целый стакан капелек. Как это называется? (это вода) - А если стакан наклонить, что будет с водой? (вода вытечет) - А как? (дети выбегают из круга) - Да большой стакан. А где ещё можно увидеть, как течет вода? (в ручье, в реке) - А у нас в группе? (из крана, в батареях). - А где есть вода, но она не течет? (в аквариуме). - А что такое аквариум? (дом для рыбок) Воспитатель обращает внимание детей на стакан. - А как вы думаете, в этом стакане что? (молоко) - А как можно это определить? (попробовать на вкус) Дети определяют молоко на вкус. - А если в стакан с молоком опустить камушек, увидим ли мы его? (опускают камушек в стакан и приходят к выводу, что в молоке его не видно). - А где ещё есть вода? (в чайнике) - А как вы узнали, что в чайнике вода? (догадались) - А как точно можно это определить? (можно посмотреть) Воспитатель дотрагивается до чайника и резко отдёргивает руку. - Ой «кусается», что это он? (чайник горячий) - А интересно, вода в нём, какая? (горячая) - Какие вы догадливые! Но мне все, же хочется самой убедиться, а как не знаю (надо её во что-нибудь налить). - Подставляйте ручки! (нет) - Тогда куда же налить? (в тазик) Дети приносят тазик и определяют, что вода горячая. - А вам интересно, какая вода в другом чайнике? (аналогично определяют, что вода холодная) - Какая водичка вам нравится больше? Почему? - Но я все-таки не поняла, как, же вода из чайника попала в таз? (вытекла, её туда налили). - А давайте водичку подружим с маленькими «человечками». - Водичка у нас есть А где же мы возьмем маленьких человечков? - Это будет соль и сахарный песок. - Но чтобы их подружить нам что-нибудь ещё нужно... (стаканы и ложки) - Какую водичку тебе налить? (обращается к детям) - С какими «человечками» ты хочешь подружить водичку? (с солёными или сладкими?) - А что надо сделать, чтобы «человечки» подружились с водичкой? (надо размешать всё, что положили в воду) - А где твои «человечки»? (они растворились) - А моя водичка хочет подружиться с твоей водичкой, но не знает, как это сделать. (Надо перелить водичку в твой стакан). - Как вы думаете, рады «человечки» и водичка, что подружились? А вы? Сюрпризный момент. - А у меня есть ещё один весёлый «человечек». Только не знаю, какой он на вкус: солёный ли, сладкий ли, а может даже горький. Но пахнет он очень приятно. - А как же узнать, какой он на вкус? (надо растворить его в воде). Дети наблюдают, как растворяется в воде шипучая таблетка - « малиновый аромат».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду»
Работая по теме «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду», я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей и формировании эколог...
Педагогический совет Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры...
«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование....
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспериментирование)
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспе...