Путь к познанию экологической культуры через детское экспериментирование
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Совместная работа детского сада и семьи, направленная на формирование детей начал экологической культуры, путь к познанию окружающего мира – через детское экспериментирование.

        - Одной из основных целей экологического воспитания является, на мой взгляд, формирование экологической культуры, а это неотъемлемая часть общей культуры человека, и включает различные виды деятельности, а так же сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, эмоции, переживания, чувства).

         Соответствующий  дошкольному объем знаний экокультуры,  ребенок  получает в семье и детском саду. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов семьи к  окружающей  природе, общей культурой.  Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива.

          Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

          Для детей экспериментальный труд имеет большое значение. Дети среднего и старшего возраста с удовольствием вникают в конкретный материал, они хотят знать: почему птицы летают по воздуху, почему электричество необходимо людям, какое  назначение глина имеет в жизни человека, и т.п. …

         При отборе содержания знаний воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы. Ниже я привела примерную методическую разработку в виде занятия с детьми

(совместно родители и дети).

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc28.5 КБ
Файл zanyatie.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Программное содержание: - создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле;

- развивать дивергентное мышление при выборе способа

действия;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

- развивать эмпатию, желание помочь другим; - воспитывать аккуратность в работе.

Материал к занятию: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

- Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении: Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода -

Неподвижна и тверда. - Что же случилось с водой?

Ответы. детей:

- Она превратилась в лед;

- Наверное, это было зимой, и она замёрзла;

- Вода превратилась в лед от мороза.

Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает: - А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

Дети выдвигают предложения.

Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо - плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой):

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо - лед растает, и бусинки освободятся; плохо - руки замёрзнут);

- можно отогреть в варежках (хорошо - лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);

- можно положить на батарею (долго ждать придется);

- есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;

- можно отковырять ножом, только попросить взрослых, а - то поранишься; - можно положить в тёплую воду, там лед растает;

- можно оставить просто в группе - у нас тепло.

Выбирают три гипотезы и проверяют их:

- поставить на батарею;

- погреть в руках;

- положить в тёплую воду.

Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

Выводы:

- быстрее всего бусинки освободила теплая вода;

- я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замёрзли;

- на батарее бусинки дольше всего были в плену, а потом освободились.

Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена». Дети в роли бусинок, родители - замерзшие капельки. Они обнимают их со всех сторон – «бусинки в ледяном плену». Воспитатель теплыми руками гладит льдинки (родителей), и они постепенно отпускают из плена бусинок (детей).



Предварительный просмотр:

Занятие: «Интересное знакомство»

 Программное содержание: - уточнить знание детей о местонахождении воды в природе и быту

                                                                                                                             по одной из свойств - текучести;                       - закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять;                                                                                                                                      - умение определять температуру воды (холодная, теплая, горячая) на ощупь                                                 - продолжать развивать интерес у детей, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал к занятию: стакан с молоком, чайник с горячей водой, чайник с холодной водой, два тазика, бокалы, чайные ложки по кол-ву детей, коробочка с солью и песком, шипучая таблетка - «малиновый аромат».

 Ход занятия:                                                                                                                                                                Взрослые берутся за руки, образуя круг («стакан»).

 - Это большой «стакан». Но он пустой. Чего-то в нем не хватает? (сока, компота, воды...)                         - Пожалуй, я буду капелькой. А где же ещё капелька? А вот ещё одна капелька, ещё одна, ещё ... (дети вступают в центр круга- «стакана» ).                                                                                                             - Ой, да тут целый стакан капелек. Как это называется? (это вода) - А если стакан наклонить, что будет с водой? (вода вытечет) - А как? (дети выбегают из круга)                                                                   - Да большой стакан. А где ещё можно увидеть, как течет вода? (в ручье, в реке)                                            - А у нас в группе? (из крана, в батареях).                                                                                                              - А где есть вода, но она не течет? (в аквариуме).                                                                                                - А что такое аквариум? (дом для рыбок)                                                                                               Воспитатель обращает внимание детей на стакан.                                                                                             - А как вы думаете, в этом стакане что? (молоко)                                                                                                               - А как можно это определить? (попробовать на вкус) Дети определяют молоко на вкус.                                     - А если в стакан с молоком опустить камушек, увидим ли мы его? (опускают камушек в стакан и приходят к выводу, что в молоке его не видно).                                                                                                      - А где ещё есть вода? (в чайнике)                                                                                                                                         - А как вы узнали, что в чайнике вода? (догадались)                                                                                              - А как точно можно это определить? (можно посмотреть)                                                                              Воспитатель дотрагивается до чайника и резко отдёргивает руку.                                                                          - Ой «кусается», что это он? (чайник горячий)                                                                                                          - А интересно, вода в нём, какая? (горячая)                                                                                                                         - Какие вы догадливые! Но мне все, же хочется самой убедиться, а как не знаю (надо её во что-нибудь налить).                                                                                                                                                           - Подставляйте ручки! (нет)                                                                                                                                                       - Тогда куда же налить? (в тазик)                                                                                                                                           Дети приносят тазик и определяют, что вода горячая.                                                                                              - А вам интересно, какая вода в другом чайнике? (аналогично определяют, что вода холодная)          - Какая водичка вам нравится больше? Почему?                                                                                                                  - Но я все-таки не поняла, как, же вода из чайника попала в таз? (вытекла, её туда налили).                            - А давайте водичку подружим с маленькими «человечками».                                                                         - Водичка у нас есть А где же мы возьмем маленьких человечков?                                                                         - Это будет соль и сахарный песок.                                                                                                                                            - Но чтобы их подружить нам что-нибудь ещё нужно... (стаканы и ложки)                                                               - Какую водичку тебе налить? (обращается к детям)                                                                                                    - С какими «человечками» ты хочешь подружить водичку? (с солёными или сладкими?)                                      - А что надо сделать, чтобы «человечки» подружились с водичкой? (надо размешать всё, что положили в воду)                                                                                                                                                                      - А где твои «человечки»? (они растворились)                                                                                                                 - А моя водичка хочет подружиться с твоей водичкой, но не знает, как это сделать. (Надо перелить водичку в твой стакан).                                                                                                                                                  - Как вы думаете, рады «человечки» и водичка, что подружились? А вы? Сюрпризный момент.               - А у меня есть ещё один весёлый «человечек». Только не знаю, какой он на вкус: солёный ли, сладкий ли, а может даже горький. Но пахнет он очень приятно.                                                                                - А как же узнать, какой он на вкус? (надо растворить его в воде). Дети наблюдают, как растворяется в воде шипучая таблетка - « малиновый аромат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду»

Работая по теме «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду», я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей и формировании эколог...

«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»

Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование....

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспериментирование)

Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспе...