«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped._sovete.docx | 21.96 КБ |
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад комбинированного вида №14
Выступление на педагогическом совете
«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
Шумилова Екатерина Александровна
Воспитатель средней группы №5
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Исследовательская деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также очень важна для развития детей. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты ребенку нужно зарисовать.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Применение экспериментирования оказывает влияние на развитие личностных характеристик воспитанников. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища.
Экспериментирование тесно связано с игровой деятельностью. Такие дидактические игры как: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" помогают в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений. Так в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации и обобщения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей (ребенок берет на себя то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопрос), на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях и впечатлениях. Таким образом – экспериментирование способствует развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, становлению целостной картины мира и развитию интеллектуальных способностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго когда слышит, видит и делает сам.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Познание Труд Развитие речи Художественное творчество Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Укрепление здоровья Физическое воспитание
Экспериментирование стимулирует развитие речи
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью
Связь экспериментирования с ФЭМП
Связь экспериментирования с игровой деятельностью
Особенно интересно детям экспериментировать с объектами живой природы
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры...
выступление на методическом совете "Развитие у детей активности, любознательности, стремления к самостоятельности, познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования".
Дети очень любят экспериментировать. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей любознательности, активности, потребности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению, ...
Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности
Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участ...
Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.
Как создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...
Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диа...
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспериментирование)
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспе...