Педагогический совет Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
методическая разработка на тему

Минина Анна Владимировна

Конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет – деловая игра

Минина АВ.

«Развитие у дошкольников  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование» 

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

Предварительная работа

Примерные темы для самообразования педагогов:

  • Развитие познавательной мотивации в экспериментальной деятельности
  • Руководство экспериментальной деятельностью детей
  • Планирование работы по развитию детского экспериментирования
  • Формы взаимодействия воспитателей и родителей по развитию опытно-исследовательской деятельности детей.

Консультации (февраль):

«Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста»

 «Организация проектной  деятельности в детском саду»

«Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры детей и родителей».

Семинар-практикум (февраль):

«Развитие познавательной активности детей через игры-экспериментирования».

Мастер-класс (февраль-март):

«Организация опытов в группах раннего возраста».

Тематический контроль (март):

«Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей  разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности».

Открытые просмотры во всех группах  ДОУ (март):

«Детское экспериментирование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Смотр-конкурс (март):

«Уголок экспериментирования в группе».

Взаимодействие с семьей:

  1. Консультация для родителей детей всех возрастных групп ДОУ ««Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка раннего и дошкольного возраста».
  2. Оформление стенда для родителей «Проводим опыты дома».

Изучение научной и методической литературы.

Выставка литературы,  пособий  по теме в методическом кабинете, обзор новинок оборудования и материалов для детского экспериментирования.

Примерная повестка дня:

№ п/п

Вопрос повестки

Мин.

Выполнение решений предыдущего педсовета. (Руководитель ДОУ)

3

Итоги тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей  разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности». (Старший воспитатель ДОУ)

10

Подведение итогов смотра-конкурса «Уголок экспериментирования в группе». (Старший воспитатель ДОУ)

10

Деловая игра

  1. Блиц-опрос

10

  1. Рекламный ролик

20

  1. Классификация

15

  1. Упражнение на развитие внимания, памяти, логического мышления (проводит старший воспитатель)

5

  1. «Кто больше?»

10

  1. «Создай уголок экспериментирования»

10

  1. Последовательность занятия-экспериментирования

10

  1. Постановка исследовательской задачи

10

Обсуждение проекта решений.

7

Примерный план-конспект деловой игры

Задачи: 

  • Систематизировать знания педагогов по теме.
  • Повысить активность педагогов.
  • Развивать коммуникативные навыки.

Организация: коллектив педагогов делится на три  группы:

  1. Педагоги групп детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  2. Педагоги групп детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Экспертная группа (анализирует работу и выполнение заданий каждой из групп педагогов).
  1. Блиц-опрос

Педагоги достают из шляпы вопросы на тему «Детское экспериментирование» и сразу на них отвечают.

Примерные вопросы:

  • Что означает понятие «детское экспериментирование»?
  • Прокомментируйте мнение Н.Н. Поддьякова, о том, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
  • Какие личностные качества детей могут сформироваться  в процессе опытно-поисковой деятельности?
  • Чему учится дошкольник в ходе опытной деятельности? (наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности).
  • Какую программу или пособие по организации экспериментальной деятельности Вы используете в своей работе?
  • Выделите основные задачи  воспитательно-образовательной работы по развитию у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы детское экспериментирование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...». (данный вопрос повторяется несколько раз).
  • Ваша позиция по отношению к детям в процессе совместной экспериментальной деятельности: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? Допустима ли, на Ваш взгляд, первая позиция?
  • Как Вы думаете, какую роль в развитии детей играет фиксация успеха, достигнутого каждым ребенком? (Она создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.)
  • Покажите взаимосвязь экспериментирования и детского творчества.
  • Назовите основные условия развития активной самостоятельной опытно-поисковой деятельности детей.
  • Объясните выражение: «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,  Дай мне действовать самому – и я научусь».
  1. Рекламный ролик  (домашнее задание)

Задание командам: провести презентацию оборудования для экспериментирования  (оценивается целесообразность оборудования, его многофункциональность, оригинальность представления, участие всей группы в презентации). В качестве оборудования могут выступать как целый фабричный набор, так и простой стакан.

  1. Классификация

Задание: на каждом из 3-х мольбертов прикреплено начало фразы: «В процессе экспериментирования у детей младшего/среднего/старшего возраста необходимо формировать представления:……..». Каждой группе педагогов раздаются полоски бумаги, на которых крупным шрифтом напечатано продолжение фразы, соответствующее задачам для групп детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимо классифицировать задачи опытно-экспериментальной деятельности по возрастам (младший, средний и старший),  разместить на соответствующем мольберте и обосновать свой выбор. В процессе выполнения задания педагоги из разных групп могут советоваться друг с другом, дискутировать.

Младший дошкольный возраст:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  • О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
  • О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
  • Об эталоне "1 минута".
  • О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
  • Пополнять словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  • О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
  • О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  • О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
  • Пополнять словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

Старший дошкольный возраст:

  • О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  • О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  • Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
  • О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  • О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)
  • О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
  • Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить детей с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

  1. Упражнение на развитие внимания, памяти, логического мышления (проводит старший воспитатель)
  2. «Кто больше?»

Взаимосвязь опытно-исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойств материалов, веществ.

Задание: педагоги из двух групп поочередно называют как можно больше видов детской деятельности, форм и методов работы с детьми, посредством которых решается задача развития интереса к  экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Примерный перечень  форм и методов работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста:

  • занятие;
  • игра-экспериментирование;
  • чтение сказок, рассказов;
  • беседа познавательно-эвристического характера;
  • киносеанс;
  • прослушивание  аудиозаписей;
  • дидактические и  развивающие  игры, упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • эксперименты и опыты;
  • рассматривание картин;
  • наблюдения за живыми  объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы, уголках экспериментирования;
  • экологическая тропа;
  • акции добрых дел;
  • тематические дни и недели;
  • кружковая деятельность;
  • конкурсы;
  • праздники, развлечения, вечера досуга;
  • театрализованная  деятельность;
  • Дни  открытых дверей и др.

  1. «Создай уголок экспериментирования»

Задание:  группам педагогов раздаются таблицы «Содержание уголка экспериментирования в младшей/средней/старшей группе». Необходимо по содержанию уголка экспериментирования определить и подписать возрастную группу детей и обосновать свой выбор.

«Примерное содержание уголка экспериментирования в __________ группе» (младший дошкольный возраст)

Компонент дидактический 

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера, соответствующие возрасту;
тематические альбомы;
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".

Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с разными запахами; "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки; семена бобов, фасоли, гороха.

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

персонажи, наделённые определенными чертами
(Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

«Примерное содержание уголка экспериментирования в _______________ группе» (средний дошкольный возраст)

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера, соответствующие возрасту; тематические альбомы; коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"; Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); семена бобов, фасоли, гороха; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами; "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
Персонажи, наделанные определенными чертами
(Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

«Примерное содержание уголка экспериментирования в _______________ группе» (старший дошкольный возраст)

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"; персонажи, наделанные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  1. Последовательность эксперимента. 

Задание 1-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Необходимо выстроить правильную последовательность детского экспериментирования на мольберте таким образом:

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения (эксперимент).
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Задание 2-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: Постановка исследовательской задачи.  Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Распределение детей на подгруппы. Необходимо выстроить примерную структуру занятия-экспериментирования на мольберте таким образом: 

  • Постановка исследовательской задачи  
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия)
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
  • Уточнение плана исследования
  • Выбор оборудования, размещение его педагогом или детьми в зоне исследования
  • Распределение детей на подгруппы
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
  1. Постановка исследовательской задачи

Умение педагога поставить исследовательскую задачу эксперимента в виде того или иного варианта проблемной ситуации является определяющим для развития у дошкольников  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задание: Придумать 2-3 интересных варианта постановки исследовательской задачи для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Вариант: Однажды дети в уголке природы или экспериментирования обнаруживают конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку от персонажа (Почемучка): «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?». 

В завершение деловой игры экспертная группа анализирует работу и выполнение заданий каждой из групп педагогов, активность отдельных воспитателей. В качестве сувенира можно предложить методическое пособие или оборудование для проведения опытов с детьми.

Обсуждение проекта решений.

Решение педсовета:

  1. В рамках взаимодействия с семьей предложить родителям реализовать семейный проект «Мы – исследователи!» Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок реализации проектов – март-апрель.
  2. Организовать и провести Тематический день во всех возрастных группах «День Земли - День удивительных открытий». Ответственные – старший воспитатель, педагоги групп. Дата  - 22 апреля.
  3. Организовать и провести презентацию детско-родительских проектов  под общим названием «Научная лаборатория». Ответственный – старший воспитатель. Срок - 22 апреля.
  4. Создать картотеку опытов и экспериментов с объектами живой/ неживой природы, рукотворного мира и физических явлений в каждой возрастной группе. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – конец апреля.
  5. Пополнить уголки экспериментирования в группах, создать мини-лабораторию в методическом кабинете. Ответственные старший воспитатель и воспитатели групп. Срок – 20 мая.
  6. Включать в планы воспитательно-образовательной работы педагогов планирование экспериментально-поисковой  деятельности детей в соответствии с тематическими неделями. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок –  постоянно.

Рекомендуемая литература:

  1. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
  2. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004.
  3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002.
  4. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004.
  5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003.
  6. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий. М., 2003.
  7. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.
  8. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
  10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 1988.
  11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.
  12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.
  13. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.
  14. Короткова Н. А. Познавательно - исследовательская деятельность. // Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.  - с.118-189.
  15. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.
  16. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - с. 13.
  17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. – 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. – 64 с.
  18. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - с.40.
  19. Разина О.Л. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. - 1995. -№7.-с. 16-18.
  20. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - с. 30.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на методическом совете "Развитие у детей активности, любознательности, стремления к самостоятельности, познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования".

Дети очень любят экспериментировать. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей любознательности, активности, потребности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению, ...

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участ...

Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.

Как  создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диа...

«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»

Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование....

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспериментирование)

Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспе...