Педагогический совет Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
методическая разработка на тему
Конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педсовет – деловая игра
Минина АВ.
«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"
К. А. Тимирязев
Предварительная работа
Примерные темы для самообразования педагогов:
- Развитие познавательной мотивации в экспериментальной деятельности
- Руководство экспериментальной деятельностью детей
- Планирование работы по развитию детского экспериментирования
- Формы взаимодействия воспитателей и родителей по развитию опытно-исследовательской деятельности детей.
Консультации (февраль):
«Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста»
«Организация проектной деятельности в детском саду»
«Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры детей и родителей».
Семинар-практикум (февраль):
«Развитие познавательной активности детей через игры-экспериментирования».
Мастер-класс (февраль-март):
«Организация опытов в группах раннего возраста».
Тематический контроль (март):
«Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности».
Открытые просмотры во всех группах ДОУ (март):
«Детское экспериментирование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Смотр-конкурс (март):
«Уголок экспериментирования в группе».
Взаимодействие с семьей:
- Консультация для родителей детей всех возрастных групп ДОУ ««Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка раннего и дошкольного возраста».
- Оформление стенда для родителей «Проводим опыты дома».
Изучение научной и методической литературы.
Выставка литературы, пособий по теме в методическом кабинете, обзор новинок оборудования и материалов для детского экспериментирования.
Примерная повестка дня:
№ п/п | Вопрос повестки | Мин. |
Выполнение решений предыдущего педсовета. (Руководитель ДОУ) | 3 | |
Итоги тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности». (Старший воспитатель ДОУ) | 10 | |
Подведение итогов смотра-конкурса «Уголок экспериментирования в группе». (Старший воспитатель ДОУ) | 10 | |
Деловая игра | ||
| 10 | |
| 20 | |
| 15 | |
| 5 | |
| 10 | |
| 10 | |
| 10 | |
| 10 | |
Обсуждение проекта решений. | 7 |
Примерный план-конспект деловой игры
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов по теме.
- Повысить активность педагогов.
- Развивать коммуникативные навыки.
Организация: коллектив педагогов делится на три группы:
- Педагоги групп детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Педагоги групп детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Экспертная группа (анализирует работу и выполнение заданий каждой из групп педагогов).
- Блиц-опрос
Педагоги достают из шляпы вопросы на тему «Детское экспериментирование» и сразу на них отвечают.
Примерные вопросы:
- Что означает понятие «детское экспериментирование»?
- Прокомментируйте мнение Н.Н. Поддьякова, о том, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
- Какие личностные качества детей могут сформироваться в процессе опытно-поисковой деятельности?
- Чему учится дошкольник в ходе опытной деятельности? (наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности).
- Какую программу или пособие по организации экспериментальной деятельности Вы используете в своей работе?
- Выделите основные задачи воспитательно-образовательной работы по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы детское экспериментирование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...». (данный вопрос повторяется несколько раз).
- Ваша позиция по отношению к детям в процессе совместной экспериментальной деятельности: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? Допустима ли, на Ваш взгляд, первая позиция?
- Как Вы думаете, какую роль в развитии детей играет фиксация успеха, достигнутого каждым ребенком? (Она создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.)
- Покажите взаимосвязь экспериментирования и детского творчества.
- Назовите основные условия развития активной самостоятельной опытно-поисковой деятельности детей.
- Объясните выражение: «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь».
- Рекламный ролик (домашнее задание)
Задание командам: провести презентацию оборудования для экспериментирования (оценивается целесообразность оборудования, его многофункциональность, оригинальность представления, участие всей группы в презентации). В качестве оборудования могут выступать как целый фабричный набор, так и простой стакан.
- Классификация
Задание: на каждом из 3-х мольбертов прикреплено начало фразы: «В процессе экспериментирования у детей младшего/среднего/старшего возраста необходимо формировать представления:……..». Каждой группе педагогов раздаются полоски бумаги, на которых крупным шрифтом напечатано продолжение фразы, соответствующее задачам для групп детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимо классифицировать задачи опытно-экспериментальной деятельности по возрастам (младший, средний и старший), разместить на соответствующем мольберте и обосновать свой выбор. В процессе выполнения задания педагоги из разных групп могут советоваться друг с другом, дискутировать.
Младший дошкольный возраст:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
- О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
- Об эталоне "1 минута".
- О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
- Пополнять словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст:
- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
- О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
- О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
- О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
- О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
- О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
- Пополнять словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
Старший дошкольный возраст:
- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
- О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)
- О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
- Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить детей с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
- Упражнение на развитие внимания, памяти, логического мышления (проводит старший воспитатель)
- «Кто больше?»
Взаимосвязь опытно-исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойств материалов, веществ.
Задание: педагоги из двух групп поочередно называют как можно больше видов детской деятельности, форм и методов работы с детьми, посредством которых решается задача развития интереса к экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Примерный перечень форм и методов работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- занятие;
- игра-экспериментирование;
- чтение сказок, рассказов;
- беседа познавательно-эвристического характера;
- киносеанс;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- эксперименты и опыты;
- рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы, уголках экспериментирования;
- экологическая тропа;
- акции добрых дел;
- тематические дни и недели;
- кружковая деятельность;
- конкурсы;
- праздники, развлечения, вечера досуга;
- театрализованная деятельность;
- Дни открытых дверей и др.
- «Создай уголок экспериментирования»
Задание: группам педагогов раздаются таблицы «Содержание уголка экспериментирования в младшей/средней/старшей группе». Необходимо по содержанию уголка экспериментирования определить и подписать возрастную группу детей и обосновать свой выбор.
«Примерное содержание уголка экспериментирования в __________ группе» (младший дошкольный возраст)
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
Книги познавательного характера, соответствующие возрасту; | Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; | на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделённые определенными чертами |
«Примерное содержание уголка экспериментирования в _______________ группе» (средний дошкольный возраст)
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
Книги познавательного характера, соответствующие возрасту; тематические альбомы; коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"; Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) | Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); семена бобов, фасоли, гороха; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). Простейшие приборы и приспособления: | На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
«Примерное содержание уголка экспериментирования в _______________ группе» (старший дошкольный возраст)
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; | Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина". | мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"; персонажи, наделанные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
- Последовательность эксперимента.
Задание 1-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Необходимо выстроить правильную последовательность детского экспериментирования на мольберте таким образом:
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения (эксперимент).
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Задание 2-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: Постановка исследовательской задачи. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Распределение детей на подгруппы. Необходимо выстроить примерную структуру занятия-экспериментирования на мольберте таким образом:
- Постановка исследовательской задачи
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия)
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
- Уточнение плана исследования
- Выбор оборудования, размещение его педагогом или детьми в зоне исследования
- Распределение детей на подгруппы
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
- Постановка исследовательской задачи
Умение педагога поставить исследовательскую задачу эксперимента в виде того или иного варианта проблемной ситуации является определяющим для развития у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задание: Придумать 2-3 интересных варианта постановки исследовательской задачи для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Вариант: Однажды дети в уголке природы или экспериментирования обнаруживают конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку от персонажа (Почемучка): «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».
В завершение деловой игры экспертная группа анализирует работу и выполнение заданий каждой из групп педагогов, активность отдельных воспитателей. В качестве сувенира можно предложить методическое пособие или оборудование для проведения опытов с детьми.
Обсуждение проекта решений.
Решение педсовета:
- В рамках взаимодействия с семьей предложить родителям реализовать семейный проект «Мы – исследователи!» Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок реализации проектов – март-апрель.
- Организовать и провести Тематический день во всех возрастных группах «День Земли - День удивительных открытий». Ответственные – старший воспитатель, педагоги групп. Дата - 22 апреля.
- Организовать и провести презентацию детско-родительских проектов под общим названием «Научная лаборатория». Ответственный – старший воспитатель. Срок - 22 апреля.
- Создать картотеку опытов и экспериментов с объектами живой/ неживой природы, рукотворного мира и физических явлений в каждой возрастной группе. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – конец апреля.
- Пополнить уголки экспериментирования в группах, создать мини-лабораторию в методическом кабинете. Ответственные старший воспитатель и воспитатели групп. Срок – 20 мая.
- Включать в планы воспитательно-образовательной работы педагогов планирование экспериментально-поисковой деятельности детей в соответствии с тематическими неделями. Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – постоянно.
Рекомендуемая литература:
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002.
- Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004.
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003.
- Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий. М., 2003.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 1988.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.
- Короткова Н. А. Познавательно - исследовательская деятельность. // Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - с.118-189.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - с. 13.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. – 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. – 64 с.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - с.40.
- Разина О.Л. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. - 1995. -№7.-с. 16-18.
- Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - с. 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на методическом совете "Развитие у детей активности, любознательности, стремления к самостоятельности, познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования".
Дети очень любят экспериментировать. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей любознательности, активности, потребности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению, ...
Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности
Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участ...
Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.
Как создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...
Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диа...
«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование....
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспериментирование)
Приказ о подготовке и проведение педагогического совета ( Развитие у дошкольников познавательной активности ,любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детского экспе...