Программа дополнительного образования "Друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования "Друзья природы" разработана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста. В программу первого года обучения входят 4 раздела: деревья, птицы, в мире животных и растения. Второй год обучения подрозумевает выполнение экологических проектов. Проект состоит из основных на мой взгляд этапов: наблюдение, изодеятельность, или изготовление поделок, исследование, труд, игра, театральная деятельность, развлечения, художественная литература, моделирование. Программу дополнительного образования "Друзья природы" можно применять в любом дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_druzya_prirody.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный орган управления образования
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей
Рассмотрена и принята Утверждена
педагогическим советом МДОУ 01.10.2009 года приказ №19/4 ОД
детского сада Заведующей МДОУ детского сада
общеразвивающего вида №12 Общеразвивающего вида №12
с приоритетным осуществлением С приоритетным осуществлением деятельности по деятельности по социально-личностному
социально-личностному развитию детей
развитию детей _________________ Т.М. Медведева
18.09.2009 года протокол №1
Программа дополнительного образования
«Друзья природы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Согласовано на заседании Составитель:
общего родительского собрания Пчелина Юлия Николаевна
Протокол №1 от 25.09.2009 Воспитатель,
1 квалификационной категории
город Красноуфимск
2009 год
Пояснительная записка.
Всё – хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.
Но приходят будни, и умиление природой с лёгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаём, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать её голос. Ощущать её дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение.
Но хочется верить, что мудрость древних философов всё же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.
Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».
Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования «Друзья природы».
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной ( в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным
мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи программы:
- Воспитывать у ребёнка охранное, бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как к среде жизни ребёнка.
- Формировать у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
- Развивать у ребёнка стремление к познанию природы через творческо – проектную деятельность.
- Способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно – гармоничную позицию в природной среде.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- Готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
- Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- Построение экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;
- Активным участием родителей в воспитательном процессе.
В основу работы положены следующие принципы:
- Краеведения – (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений окружающей действительности; использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход); создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения.
- «Позитивного центризма» - обучение строится от ребёнка в направлении расширения его познания, отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания.
- Природосообразности – соответствие экологического образования законам развития детского организма.
- Научности и доступности понятий – на каждом этапе первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
- «Спирали» - возвращение к тем или иным объектам и явлениям расширяя естественнонаучные представления и понятия учась применять более сложные приёмы и методы исследования.
- Междисциплинарности и интеграции содержания – каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).
- экскурсия, путешествие.
- практическая деятельность в природе.
- природоохранные акции.
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).
- прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты).
- развлечение.
- проектирование решения проблемы.
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).
- чтение.
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- Использование игровых мотиваций;
- Использование сюрпризных моментов;
- Использование дизайн проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
- Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
- Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
- «минутки общения».
- Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
- Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
- Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:
- Развивающие игры;
- Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
- Динамические игры познавательного содержания;
- Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- Создание проблемных ситуаций;
- Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- Познавательные беседы;
- Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
- Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
- Обследование различных предметов;
- Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
- Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
Предметно – развивающая среда: Сфера познавательно – речевого развития; Сфера художественно – эстетического развития; Сфера физического развития; Сфера социально – личностного развития.
- Уголок природы (растения, аквариум, живые объекты).
- Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
- Центр экспериментальной деятельности.
- Центр изобразительной деятельности.
Организация предметно – пространственной среды развития детей:
Сферы | Виды деятельности | Среда развития детей | ||
Центры | Предметное насыщение | Назначение | ||
Физическая. | -основные движения животных; -подвижные экологические игры; -корригирующая гимнастика; -артикуляционная гимнастика; -пальчиковая гимнастика; -дыхательная гимнастика. | Спортивный уголок «Спортландия». | Спортивный комплекс. Маски животных и птиц для подв. игр. Мячи разных размеров, массажные мячи, скакалки, обручи. Нестандартные дорожки для коррекции стопы. | Формировать положительное отношение к здоровью в активной самостоятельной двигательной деятельности. |
Художественно- эстетическая. | -пение голосами птиц, животных; -слушание музыки леса, моря и пр.; -танцы, хороводы. - драматизация сказок; -театрализованная игра. | Музыкально – театрализованный уголок. | Демонстрационные картинки. Театры: Разнообразные виды театров (настольные, пальчиковые, варежковые, бутылочный, би-ба-бо) Маски персонажей сказок, Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, театральные атрибуты и др.) Магнитофон, кассеты с записями детских песен о природе, сказок, звуков природы. | Развивать у детей интерес к жизни животных, птиц, растений. |
- изготовление поделок, игрушек, построек. | Уголок преобразования «Фантазёры» | Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и прочее.) Изобразительные материалы: кисти, краски, восковые мелки, цветные карандаши. Раскраски, трафареты, печати. Пластилин, проволока, тесьма и пр. Строительные наборы разного вида. | Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца для изготовления домика животным, леса и прочее. | |
Познаватель -но-речевая | -наблюдение за природными и социальными явлениями; -опыты, Экспериментирование с различными веществами, приборами и материалами. -решение проблемных ситуаций, -труд природоведческого характера. | Уголок познавательно – исследовательской деятельности «Почемучки». | Аквариум. Создана среда для детского экспериментирования (глобус, карта, наборы открыток, магниты, лупы, песок, вода, мини огороды на подоконнике). Растения, животные (хомячок, черепаха) в соответствии с возрастными рекомендация -ми. Оборудование для труда на природе. | Расширять познавательный опыт и использовать его в трудовой деятельности. |
-познавательное чтение и общение; -решение проблемных ситуаций из жизни; -прослушивание; -обсуждение; -демонстрация, рассматривание. | Книжный уголок. | Художествен-ная литература. Альбомы. Иллюстрации, рисунки. | Воспитывать интерес и любовь к книге о природе, животных, литературному, народному творчеству. | |
-словесные игры; -сенсорные игры; -настольно – печатные игры; -игры забавы. | Игровой уголок. | Разрезные картинки. Пазлы. Лото, домино, мозаика. | Развивать активное речевое общение детей. Формировать положительные взаимоотноше - ния между детьми. | |
Социально – личностная. | -игровая. | Уголок сюжетно –ролевой игры. | Атрибуты, предметы, материалы, игрушки для сюжетно – ролевых игр: «дом», «семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Супермаркет», «Вет. лечебница», «Корабль». | Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям, к детям, животным. |
Рекомендуемый результат образования.
По окончанию курса программы «Друзья природы» предполагается развитие следующих компетенций ребёнка:
Коммуникативная компетенция – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.
Социальная компетенция – владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребёнка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция – признание ребёнком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Познавательная компетенция – наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Творческая компетенция – развитость творческих особенностей ребёнка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе её преобразования создать новый, оригинальный продукт.
Критерии результативности обучения:
- Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
- Знание о растительном мире, произрастающем на участке детского сада, огороде;
- Знание о неживой природе;
- Знание о временах года;
- Отношение к миру природы;
- Человек и природа.
Оценивание уровня достигнутого ребёнком образовательного результата может проводиться через:
- организацию педагогического наблюдения,
- открытые мероприятия для детей и родителей,
- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),
- создание проектов,
- выращивание растений, посадка деревьев и кустарников на территории детского сада.
Рекомендуемый результат образования.
Познавательно – речевое развитие. | ||
Деятельностно – коммуникативная составляющая. | Предметно – информационная составляющая. | |
В сфере естественнонаучных представлений, экологической культуры ребёнка. | - умение наблюдать за отдельными объектами родного края, сравнивать, делать умозаключения; - умение составлять описательные рассказы о растениях, животных, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения; - умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям) средствами художественной выразительности; - умение вычленять простейшие закономерности между отдельными компонентами и целостными природными, и социальными; - желание понимать свои собственные чувства и действия; способность к самонаблюдению; - умение анализировать своё поведение, сопоставлять его с социально приемлемыми способами поведения в различных ситуациях; - умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. | - представления о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности; - представления о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного края), о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей; - представления об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведения в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе; - представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями. |
Ценностно – ориентационная составляющая. | ||||
Сфера | Отношение к себе. | Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники). | Отношение к разным видам деятельности. | Отношение к миру (ближайшее пространство). |
Естественно - научные представления и экологическая культура. | - открытия своего «Я», выделение себя из мира природы; - представление о желаемом и возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать. - появление эмоционального отклика на совместную деятельность с детьми и взрослыми, сопричастности к общим делам; - ответственность. | - возникновение стремления самому сделать то, что позволит сохранить, поддержать жизнь объектам живой природы; - сопереживание объектам природы; - отношение к окружающим людям в соответствии с морально-нравственными нормами и правилами; - осознание нравственной ценности поступков людей. | - потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счёт приобщения к тому, что известно и неизвестно; - переживание радости экспериментирования и открытия нового; - гордость за свой успех в экологически целесообразной деятельности. | - стремление бережно относится к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; - способность к экологическому отношению к окружающему миру; - доверительное отношение к миру; - интерес к настоящему и прошлому в социокультурном окружении, окружающем мире. |
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), и подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 36 часов, общее количество занятий за 2 года, предусмотренных программой 72 часа.
Содержание программы 1 года обучения состоит из 4 разделов:
1 раздел: «Деревья».
2 раздел: «Птицы».
3 раздел: « В мире животных».
4 раздел: «Растения».
В каждом разделе несколько тем занятий, соответствующих данному разделу содержания. На занятиях кружка «Друзья природы» используется большое разнообразие форм проведения занятий.
В первую очередь, это занятия, на которых у детей формируется система элементарных знаний. Обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. Используются наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.
Не менее важной формой организации экологического образования являются экскурсии и прогулки. Во время прогулок систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы.
Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности.
Ежемесячно проводится анализ полученных знаний и навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.
Содержание курса 1 года обучения.
1 раздел: Деревья.
На занятиях дети знакомятся с разнообразием видового состава деревьев детского сада, поучаствуют в походе здоровья, познакомятся с «этажами2 леса, узнают о пользе дерева для человека и животных, сделают аппликацию дерева из сухих листьев и прослушают стихи, рассказы, песни о деревьях, также сами попробуют придумать своё стихотворение. Всё это будет оформлено в книжке – малышке для детей.
Темы:
- Введение «Расскажи другу сказку».
- Поход на полдня «Тропа здоровья».
- Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан».
- Занятие «Лесная сказка» (этажи леса) и «Рябина и Рябинка».
- Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он».
- Литературный час.
2 раздел: Птицы.
Знакомство с перелётными и зимующими птицами, особенностями их строения, окраски, питания. Дети узнают, как живут птицы зимой, покажут театрализованное действие, научатся дома с родителями делать кормушки, а также попробуют сочинить загадку о птице. Итогом нашей деятельности будет фотоальбом.
Темы:
- Экологический КВН «В союзе с природой».
- Занятие «Почему птицы бывают перелётные?»
- Занятие «Дятел – президент зимующих птиц».
- Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц).
- Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки).
3 раздел: В мире животных.
Подробнее познакомимся с домашними и дикими животными, узнаем о жизни животных зимой, понаблюдаем за животными уголка природы, научимся правильно за ними ухаживать, смастерим конусный театр. Выходом нашего раздела будет альбом «Домашние любимцы» и конусный театр «Зимовье зверей».
Темы:
- Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?»
- Занятие «Путешествие в зимний лес».
- Занятие «Домашнее задание: мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном).
- Занятие – наблюдение «Животные нашего уголка: рыбки, черепаха, хомячок».
- Создание конусного театра «Зимовье зверей».
4 раздел: Растения.
Знакомство с комнатными растениями, с фазой цветения. Польза зелёного лука для человека, выращивание его разными способами. Наблюдение за одуванчиком, весенним цветком. Познакомимся с Красной книгой и её важным значением в жизни растений и животных, соберём и оформим гербарий лекарственных растений детского сада, что будет показателем эффективной работы раздела растения.
Темы:
- Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы».
- Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение).
- Занятие – наблюдение «Зелёный лук – от 100 недуг» (в воде и в земле).
- Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой».
- Занятие «В гостях у Красной книги».
- «Гербарий лекарственных растений территории детского сада.
Содержание курса второго года обучения.
Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект состоит из основных этапов:
1. Наблюдения.
2. Изодеятельность, изготовление поделок.
3. Исследование.
4. Труд.
5. Игры и театральная деятельность, развлечения.
6. Художественная литература.
7. Моделирование (2 часа).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологической направленности.
В проекте могут участвовать дети старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объём работы, использовать простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.
1 проект: «Дерево жизни».
В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.
Темы занятий:
- Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
- Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
- Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
- Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
- Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
- В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
- Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».
2 проект: «Зимующие птицы».
В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»
Темы занятий:
- Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
- Занятие «Зимующие птицы».
- Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
- Труд «Покорми птиц зимой».
- Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
- Исследование «Для чего птицам перья?»
- Практическое занятие: «Птички – невелички».
3 проект: «Животные леса».
Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.
Темы занятий:
- Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
- Изодеятельность «По рассказам писателя».
- Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
- Исследование: «Волк хороший или плохой?»
- Игра – развлечение: «Цепочки».
- Поделки «Лесные животные».
- Практическое занятие: «Опушка леса».
4 проект: «Огород на подоконнике».
Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.
Темы занятий:
- Исследование «Для чего людям растения?»
- Труд «Посадка рассады».
- Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
- Развлечение «Праздник цветов».
- Труд «Подготовка гряд и клумб».
- Высадка рассады и уход за ней.
Учебно – тематический план.
1 год обучения (старшая группа).
№ п/п | Тема | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Деревья детского сада. | 9 | 6 | 3 | |
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
2. | Экскурсия – путешествие по территории д\сада «Деревья бывают разные…» | 2 | 1 | 1 |
3. | Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан». | 2 | 1 | 1 |
4. | Занятие «Лесная сказка» (этажи леса). | 1 | 1 | - |
5. | Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он». | 2 | 1 | 1 |
6. | Литературный час. | 1 | 1 | - |
Выход: книжка – малышка «Мое любимое дерево». | ||||
Раздел 2. Птицы | 8 | 5 | 3 | |
7. | Экскурсия «Наши пернатые гости». | 1 | 1 | - |
8. | Занятие «Почему птицы бывают перелетные?» | 2 | 1 | 1 |
9. | Занятие «Дятел – президент зимующих птиц» | 1 | 1 | - |
10. | Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц). | 3 | 1 | 2 |
11. | Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки) | 1 | 1 | - |
Выход: фотоальбом «Кто пообедал у нашей кормушки». | ||||
Раздел 3. В мире животных. | 8 | 5 | 3 | |
12. | Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?» | 1 | 1 | - |
13. | Занятие «Путешествие в зимний лес». | 2 | 1 | 1 |
14. | Занятие «Домашнее задание: Мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном). | 1 | 1 | - |
15. | Занятия – наблюдения «Животные Нашего уголка: рыбки, черепаха, хомячок». | 3 | 2 | 1 |
16. | Создание конусного театра «Зимовье зверей». | 1 | - | 1 |
Выход: альбом: «Наши домашние животные», конусный театр «Зимовье зверей». | ||||
Раздел 4. Растения д/сада. | 11 | 5 | 6 | |
17. | Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы». | 1 | 1 | - |
18. | Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение). | 2 | 1 | 1 |
19. | Занятие - наблюдение «Зеленый лук – от 100 недуг» ( в воде и в земле). | 3 | 1 | 2 |
20. | Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой». | 2 | 1 | 1 |
21. | Занятие «В гостях у Красной книги». | 1 | 1 | - |
22. | «Гербарий растений территории д/сада» | 2 | - | 2 |
Выход: Гербарий растений детского сада. | ||||
Итого занятий за год: | 36 | 21 | 15 |
2 год обучения (подготовительная группа).
Проект «Дерево жизни». | 9 | 2 | 7 | |
1. | Экскурсия-поиск «Самое главное дерево леса». | 1 | 1 | - |
2. | Практическое занятие: «Подарок для дерева» | 1 | - | 1 |
3. | Исследование: «Дерево бывает…» | 1 | - | 1 |
4. | Занятие:«Что нужно дереву для здоровья?» | 1 | - | 1 |
5. | Театральная деятельность: «Дерево готовится к зимнему сну» | 1 | - | 1 |
6. | Занятие: «Письмо для дерева от детей» | 1 | 1 | - |
7. | Практическое занятие: «Макет дерева жизни» для группы. | 3 | - | 3 |
Проект «Зимующие птицы» | 9 | 5 | 4 | |
8. | Занятие-наблюдение «Определи лучшего пернатого певца» | 1 | 1 | - |
9. | Занятие «Зимующие птицы» | 1 | 1 | - |
10. | Изодеятельность «Пестрый мир птиц» | 1 | - | 1 |
11. | Труд «Покорми птиц зимой» | 2 | - | 2 |
12. | Литературное занятие «Интересное из жизни птиц» | 1 | 1 | - |
13. | Исследование «Для чего птицам перья?» | 1 | 1 | - |
14. | Практическое занятие: «Моя птица лучше!» | 2 | 1 | 1 |
Проект «Животные леса» | 9 | 3 | 6 | |
15. | Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки» | 1 | 1 | - |
16. | Изодеятельность «По рассказам писателя» | 1 | - | 1 |
17. | Наблюдение «Угадай чьи следы?» | 1 | 1 | - |
18. | Исследование: «Волк хороший или плохой?» | 1 | 1 | - |
19. | Игра – развлечение: «Цепочки» | 1 | - | 1 |
20. | Поделки «Лесные животные». | 1 | - | 1 |
21. | Практическое занятие: «Опушка леса». | 3 | - | 3 |
Проект «Огород на подоконнике» | 9 | 3 | 6 | |
22. | Исследование «Для чего людям растения?» | 1 | 1 | - |
23. | Труд «Посадка рассады» | 1 | - | 1 |
24. | Наблюдение+изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки» | 3 | 1 | 2 |
25. | Развлечение «Весна пришла…» | 1 | 1 | - |
27. | Труд «Подготовка гряд и клумб» | 1 | - | 1 |
28. | Высадка рассады. | 2 | - | 2 |
Итого занятий за год: | 36 | 13 | 23 |
Библиографический список.
1. Документы и справочный материал.
1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В, Комаровой Т.С. – М: Мозайка – Синтез, 2009 г.
1.2 Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. «Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» - Екатеринбург: ИРРО, 2007г.
1.3 Коломийченко Л.В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», Пермь: 2002г.
1.4 конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Литература.
2.1 Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н.Николаева – М: Просвещение, 1995.
2.2 Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет. сада/С.Н.Николаева – М.: Просвещение, 2001.
2.3 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду/С.Н. Николаева – М.: Мозайка – Синтез, 2001 Богрова Л.А. «Я познаю мир. Энциклопедия растения».
2.4 Большая энциклопедия природы для детей. Издатель А.П.Дьяченко. Гриф – фонд «Межкнига», 1994.
2.5 Богуславская З.М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста./З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991.
2.6 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1991.
2.7 Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974.
2.8 Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М.: 1978.
2.9 Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М.: АРКТИ, 2000.
2.10 Иванова А.И. «Естественное – научное наблюдение и эксперименты в детском саду», М. 2007.
2.11 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: 2007.
2.12 Ледяйкина Е.Т. Праздник для современных малышей/ Е.Т. Ледяйкина, Л.А.Топникова. – Ярославль: Академия развития; Академия «Холдинг», 2002.
2.13 Литвинова Л.С., Жиренко О.Г. «Нравственно – экологическое воспитание». М.: 2005.
2.14 Луев Д.П. «Дары русского леса». М.: 1988.
2.15 МЫ. Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб. Детство-пресс, 2002.
2.16 Петров В.В. «Жизнь леса и человека». М,: Наука 1985 г.
2.17 Попова Т.И. Мир вокруг нас: Мат. Комплексной программы культурного экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т.И. Попова – М.: 1998.
2.18 Развивающие игры у детей/Сост. Н.Ехевич, Б.Никитин. – М.: Физкультура и спорт; ТОМО, 1990.
2.19 Рыжова Н.А. Воздух – невидимка: Пособ. Экологическое образование дошкольников/Н.А.Рыжова – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998.
2.20 Смирнов В.Ф. путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье/В.Ф. Смирнова, А.Н. Чифра. – М.: Новая школа, 1993.
2.21 Сысоев Н.Д. «Встреча с природой». М.: 1886.
2.22 Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 1999. – Ч.1.
2.23 Тюмасева З.И. комплексная программа и руководство: Непрерывное эколого – валеологическое образование/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ «Факел», 1998.
2.24 Шмаков С.А. Её величество игра: Забавы, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей/С.А. Шмаков – М.: Магистр, 1992.
2.25 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Авт.сост. Л.А. Багрова. Под общ. Ред. О.Г. Хинн – М.: АСТ, 2000.
2.26 Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/Авт. Сост. П.Р. Ляхов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 2000.
Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».
Программное содержание:
- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
- Развивать внимание и память детей.
- Учить сравнивать и анализировать, делать обобщения.
- Учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.
Оборудование:
Картинка «ворона», «воробей», «снегирь», «синица», «сова», «клёст», «дятел», «сорока». Картинки гнездо сороки, гнездо синицы, дупло дятла.
Аудиокассета: любая спокойная музыка.
Ход занятия:
В: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали? Каким должен быть президент (красивым, добрым, трудолюбивым, весёлым, бойким и т.д.)? Президент должен находиться в лесу круглый год и вот кандидатами стали зимующие птицы. Перечислите мне их.
Д: Ворона, воробей, снегирь, дятел, сова, сорока, синица, клёст.
(В: выставляет картинки с изображением птиц.)
В: Сову, клеста и снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Д: Сова – недобрая, хищная птица. Она может обижать птиц и зверей. Днём она спит.
Клёст – живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У клеста клюв крючком – это не всем может понравится.
Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень снегирь проводит в северных лесах.
(В: убирает картинки «совы», «клеста», «снегиря».)
Игра – конкурс «Птичьи моды».
В: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы ребята посмотреть, как это происходило, и по участвовать в этом конкурсе?
В: повторяйте за мной:
На одной ножке покручусь
И в зимующую птицу превращусь.
Дети повторяют и выстраиваются в 1 шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают двигаться по комнате, изображая модниц – птиц. Воспитатель время от времени выключает музыку и дети принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – все порхают, на носочках кружатся и по окончанию музыки садятся на стулья.
В: Именно так всё и было. Конкурс показ мод выиграли сорока, синица и дятел. Ворону и воробья птицы посчитали не очень нарядными в серых «платьях».
(В: убирает картинки этих птиц)
В: Победителями оказались сорока, синица и дятел. Как вы думаете почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красиво оперение сравнивать с человеческой одеждой?
Д: или В: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья к неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.
Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.
Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях рукавичках – былые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.
В: Остались только 3 птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли сорока, синица и дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.
(Выставить картинки гнёзд.)
В: У кого какое гнездо опишите?
Д: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.
В: От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.
Д: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья, шерсть, волоски и кусочки ваты.
В: Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.
Д: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.
В: Дятел выдалбливает своё дупло целых 2 недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.
Думали – думали птицы и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали всё таки 2 самых тёплых, сухих, уютных дома. Как вы думаете, чьи они были?
Д: Выбрали гнездо сороки и дупло дятла.
(Убрать картинку гнезда синицы и синицу)
В: Что бы зрители птицы не заскучали сорока и дятел решили их не много потешить, показать им свои музыкальные способности.
Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».
В: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.
Воспитатель произносит слог «ча», на каждый слог хлопает в ладоши, дети повторяют и стараются не нарушить ритм.
В: А лесной барабанщик – дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та. Дети выстукивают пальчиками барабанный ритм.
В: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте и вы так повеселиться.
Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».
Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают влево – вправо.
В: В заключение птицы попросили сороку и дятла рассказать какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?
Д: Сорока рассказа, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
В: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это не хорошо!
Д: Дятел – очень полезная птица. Её называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жучков и бабочек.
В: Что случилось бы с лесом, если бы в нём не было дятлов?
Ответы детей.
В: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран …
Д: Дятел!
(В: убирает картинку сороки)
В: Дорогие ребята, зимующие птицы просили меня передать вам спасибо за доброту и ласку, за то, что их кормушки зимой никогда не пустуют.
Прогулка «Рябина и рябинка».
Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить детей сравнивать, находить общее и отличия, и обобщать.
Ход прогулки:
Восп.: Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите её когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?
Дети: Рябина растёт в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
Восп.: Почему люди сажают рябину около дома так, что её из окна видно?
Д: Чтобы ягоды есть, любоваться её красотой.
В: Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поётся в песнях. Красивы и её листья, причём в разное время года. Сейчас они зелёные, скоро будут жёлтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А ещё за что любят рябину?
Д: Из её ягод варенье варят, чай заваривают.
В: Кто ещё любит ягоды рябины?
Д: Птицы: снегири, свиристели, вороны.
В: Рябине в народном календаре посвящён праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали под окнами. Давайте сорвём небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем её ленточкой: пусть она оберегает наш дом: детский сад.
(Идём к зарослям пижмы)
В: Как называется это растение? В народе его называют дикая рябинка. Посмотрите внимательно на неё и на веточку рябины. Чем они похожи?
Д: Листья такие же.
В: А какого цвета их листья? Сверху, а снизу?
Д: Сверху тёмно – зелёные, снизу у пижмы – сероватые.
В: опишите цветки пижмы.
Д: Они похожи на ярко - жёлтые пуговки, собранные вместе. Так же как ягоды у рябины.
В: А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит всё шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?
Д: У неё листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины – в виде зонтика.
Воспитатель предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы ещё раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить её с рябиной – оберегиней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...
Презентация программы дополнительного образования "Друзья природы"
Всё хорошее в людях- из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться,узнать,полюбить!Мы хотим,чтоб земля расцветала,И росли,как цветы малыши,чтоб для них экология с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРИРОДА САМОТЛОРА»
Природа Самотлора – сурова и прекрасна....