Программа дополнительного образования "Друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Пчелина Юлия Николаевна

     Программа дополнительного образования "Друзья природы" разработана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста. В программу первого года обучения входят 4 раздела: деревья, птицы, в мире животных и растения.  Второй год обучения подрозумевает выполнение экологических проектов. Проект состоит из основных на мой взгляд этапов: наблюдение, изодеятельность, или изготовление поделок, исследование, труд, игра, театральная деятельность, развлечения, художественная литература, моделирование. Программу дополнительного образования "Друзья природы" можно применять в любом дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_druzya_prirody.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образования

Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

 Рассмотрена и принята                                                    Утверждена

 педагогическим советом МДОУ                                     01.10.2009 года приказ №19/4 ОД

 детского сада                                                                       Заведующей МДОУ детского сада

 общеразвивающего вида №12                                         Общеразвивающего вида №12

с приоритетным осуществлением                                   С приоритетным осуществлением деятельности по                                                                  деятельности по социально-личностному

социально-личностному                                                    развитию детей                                                                          

 развитию детей                                                                      _________________  Т.М. Медведева

18.09.2009 года протокол №1

Программа дополнительного образования

«Друзья природы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

         

                                             

                   

        

 

Согласовано на заседании                                                                       Составитель:

общего родительского собрания                                                             Пчелина Юлия Николаевна

Протокол  №1   от  25.09.2009                                                                 Воспитатель,

                                                                                                                    1 квалификационной  категории

 

                                                         

                                                     

                                                 

город Красноуфимск

2009 год

Пояснительная записка.

Всё – хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы  хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

        Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.

        Но приходят будни, и умиление природой с лёгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаём, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать её голос. Ощущать её дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение.

        Но хочется верить, что мудрость древних философов всё же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.

        Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.

        Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».

        Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования «Друзья природы».

        Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении  некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного  и действенного отношения к миру.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.

        Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

         В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

        Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

        Зарождается оценка и самооценка.

        Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной ( в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

        В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

        Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным

мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

        Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи программы:  

  • Воспитывать у ребёнка охранное, бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как к среде жизни ребёнка.
  • Формировать у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
  • Развивать у ребёнка стремление к познанию природы через творческо – проектную деятельность.
  • Способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно – гармоничную позицию в природной среде.

        Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • Готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
  • Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • Построение экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • Активным участием родителей в воспитательном процессе.

В основу работы положены следующие принципы:

  • Краеведения – (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений окружающей действительности; использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход); создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения.
  • «Позитивного центризма» - обучение строится от ребёнка в направлении расширения его познания, отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания.
  • Природосообразности – соответствие экологического образования законам развития детского организма.
  • Научности и доступности понятий – на каждом этапе первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
  • «Спирали» - возвращение к тем или иным объектам и явлениям расширяя естественнонаучные представления и понятия учась применять более сложные приёмы и методы исследования.

  • Междисциплинарности и интеграции содержания – каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.

                Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

        - игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).

        - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).

        - экскурсия, путешествие.

        - практическая деятельность в природе.

        - природоохранные акции.

        - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).

        - прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты).

        - развлечение.

        - проектирование решения проблемы.

        - познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).

        - чтение.

        - трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).

        Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

  • Использование игровых мотиваций;
  • Использование сюрпризных моментов;
  • Использование дизайн проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
  • Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
  • Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
  • «минутки общения».
  • Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
  • Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
  • Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:

  • Развивающие игры;
  • Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
  • Динамические игры познавательного содержания;
  • Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  • Познавательные беседы;
  • Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
  • Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
  • Обследование различных предметов;
  • Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
  • Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
  • Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
  • Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.

        Предметно – развивающая среда: Сфера познавательно – речевого развития; Сфера художественно – эстетического развития; Сфера физического развития; Сфера социально – личностного развития.

  • Уголок природы (растения, аквариум, живые объекты).
  • Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
  • Центр экспериментальной деятельности.
  • Центр изобразительной деятельности.

Организация предметно – пространственной среды развития детей:

Сферы

Виды деятельности

Среда развития детей

Центры

Предметное насыщение

Назначение

Физическая.

-основные движения животных;

-подвижные экологические игры;

-корригирующая гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-пальчиковая гимнастика;

-дыхательная гимнастика.

Спортивный уголок «Спортландия».

Спортивный комплекс.

Маски животных и птиц для подв. игр.

Мячи разных размеров, массажные мячи, скакалки, обручи.

Нестандартные дорожки для коррекции стопы.

Формировать положительное отношение к здоровью в активной самостоятельной двигательной деятельности.

Художественно- эстетическая.

-пение голосами птиц, животных;

-слушание музыки леса, моря и пр.;

-танцы, хороводы.

- драматизация сказок;

-театрализованная игра.

Музыкально – театрализованный уголок.

Демонстрационные картинки.

Театры: Разнообразные виды театров (настольные, пальчиковые, варежковые, бутылочный, би-ба-бо)

Маски персонажей сказок,

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, театральные атрибуты и др.)

Магнитофон, кассеты с записями детских песен о природе, сказок, звуков природы.

Развивать у детей интерес к жизни животных, птиц, растений.

- изготовление поделок, игрушек, построек.

Уголок преобразования «Фантазёры»

Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и прочее.) Изобразительные материалы: кисти, краски, восковые мелки, цветные карандаши. Раскраски, трафареты, печати. Пластилин, проволока, тесьма и пр. Строительные наборы разного вида.

Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца для изготовления домика животным, леса и прочее.

Познаватель -но-речевая

-наблюдение за природными и социальными явлениями;

-опыты, Экспериментирование с различными веществами, приборами и материалами.

-решение проблемных ситуаций,

-труд природоведческого характера.

Уголок познавательно – исследовательской деятельности «Почемучки».

Аквариум.

Создана среда для детского экспериментирования (глобус, карта, наборы открыток, магниты, лупы, песок, вода, мини огороды на подоконнике).

Растения, животные (хомячок, черепаха) в соответствии с возрастными рекомендация -ми.

Оборудование для труда на природе.

Расширять познавательный опыт и использовать его в трудовой деятельности.

-познавательное чтение и общение;

-решение проблемных ситуаций из жизни;

-прослушивание;

-обсуждение;

-демонстрация, рассматривание.

Книжный уголок.

Художествен-ная литература.

Альбомы.

Иллюстрации, рисунки.

Воспитывать интерес и любовь к книге о природе, животных, литературному, народному творчеству.

-словесные игры;

-сенсорные игры;

-настольно – печатные игры;

-игры забавы.

Игровой уголок.

Разрезные картинки. Пазлы. Лото, домино, мозаика.

Развивать активное речевое общение детей. Формировать положительные взаимоотноше - ния между детьми.

Социально – личностная.

 -игровая.

Уголок сюжетно –ролевой игры.

Атрибуты, предметы, материалы, игрушки для сюжетно – ролевых игр: «дом», «семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Супермаркет», «Вет. лечебница», «Корабль».

Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям, к детям, животным.

Рекомендуемый результат образования.

         По окончанию курса программы «Друзья природы» предполагается развитие следующих компетенций ребёнка:

Коммуникативная компетенция – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.

Социальная компетенция – владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребёнка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.

Валеологическая компетенция – признание ребёнком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Познавательная компетенция – наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.

Творческая компетенция – развитость творческих особенностей ребёнка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе её преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Критерии результативности обучения:

  • Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
  • Знание о растительном мире, произрастающем на участке детского сада, огороде;
  • Знание о неживой природе;
  • Знание о временах года;
  • Отношение к миру природы;
  • Человек и природа.

Оценивание уровня достигнутого ребёнком образовательного результата может проводиться через:

- организацию педагогического наблюдения,

- открытые мероприятия для детей и родителей,

- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),

- создание проектов,

- выращивание растений, посадка деревьев и кустарников на территории детского сада.

Рекомендуемый результат образования.

Познавательно – речевое развитие.

Деятельностно – коммуникативная составляющая.

Предметно – информационная составляющая.

В сфере естественнонаучных представлений, экологической культуры ребёнка.

- умение наблюдать за отдельными объектами родного края, сравнивать, делать умозаключения;

- умение составлять описательные рассказы о растениях, животных, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения;

- умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям)

средствами художественной выразительности;

- умение вычленять простейшие закономерности между отдельными компонентами и целостными природными, и социальными;

- желание понимать свои собственные чувства и действия; способность к самонаблюдению;

- умение анализировать своё поведение, сопоставлять его с социально приемлемыми способами поведения в различных ситуациях;

- умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия.

- представления о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности;

- представления о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного края), о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей;

- представления об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведения в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе;

- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Ценностно – ориентационная составляющая.

Сфера

Отношение к себе.

Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники).

Отношение к разным видам деятельности.

Отношение к миру (ближайшее пространство).

Естественно  - научные представления и экологическая культура.

- открытия своего «Я», выделение себя из мира природы;

- представление о желаемом и возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать.

- появление эмоционального отклика на совместную деятельность с детьми и взрослыми, сопричастности к общим делам;

- ответственность.

- возникновение стремления самому сделать то, что позволит сохранить, поддержать жизнь объектам живой природы;

- сопереживание объектам природы;

- отношение к окружающим людям в соответствии с морально-нравственными нормами и правилами;

- осознание нравственной ценности поступков людей.

- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счёт приобщения к тому, что известно и неизвестно;

- переживание радости экспериментирования и открытия нового;

- гордость за свой успех в экологически целесообразной деятельности.

- стремление бережно относится к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы;

- способность к экологическому отношению к окружающему миру;

- доверительное отношение к миру;

- интерес к настоящему и прошлому в социокультурном окружении, окружающем мире.

        Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет),  и подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.

        Общее количество занятий в год – 36 часов, общее количество занятий за 2 года, предусмотренных программой 72 часа.

        Содержание программы 1 года обучения состоит из 4 разделов:

1 раздел: «Деревья».

2 раздел: «Птицы».

3 раздел: « В мире животных».

4 раздел: «Растения».

        В каждом разделе несколько тем занятий, соответствующих данному разделу содержания. На занятиях кружка «Друзья природы» используется большое разнообразие форм проведения занятий.

        В первую очередь, это занятия, на которых у детей формируется система элементарных знаний. Обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. Используются наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.

        Не менее важной формой организации экологического образования являются экскурсии и прогулки. Во время прогулок систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы.

        Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности.

        Ежемесячно проводится анализ полученных знаний и навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.

Содержание курса 1 года обучения.

1 раздел: Деревья.

        На занятиях дети знакомятся с разнообразием видового состава деревьев детского сада, поучаствуют в походе здоровья, познакомятся с «этажами2 леса, узнают о пользе дерева для человека и животных, сделают аппликацию дерева из сухих листьев и прослушают стихи, рассказы, песни о деревьях, также сами попробуют придумать своё стихотворение. Всё это будет оформлено в книжке – малышке для детей. 

Темы:

  • Введение «Расскажи другу сказку».
  • Поход на полдня «Тропа здоровья».
  • Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан».
  • Занятие «Лесная сказка» (этажи леса) и «Рябина и Рябинка».
  • Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он».
  • Литературный час.

2 раздел: Птицы.

        Знакомство с перелётными и зимующими птицами, особенностями их строения, окраски, питания. Дети узнают, как живут птицы зимой, покажут театрализованное действие, научатся дома с родителями делать кормушки, а также попробуют сочинить загадку о птице. Итогом нашей деятельности будет фотоальбом.

Темы:

  • Экологический КВН «В союзе с природой».
  • Занятие «Почему птицы бывают перелётные?»
  • Занятие «Дятел – президент зимующих птиц».
  • Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц).
  • Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки).

3 раздел: В мире животных.

        Подробнее познакомимся с домашними и дикими животными, узнаем о жизни животных зимой, понаблюдаем за животными уголка природы, научимся правильно за ними ухаживать, смастерим конусный театр. Выходом нашего раздела будет альбом «Домашние любимцы» и конусный театр «Зимовье зверей».

Темы:

  • Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?»
  • Занятие «Путешествие в зимний лес».
  • Занятие «Домашнее задание: мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном).
  • Занятие – наблюдение «Животные нашего уголка: рыбки, черепаха, хомячок».
  • Создание конусного театра «Зимовье зверей».

4 раздел: Растения.

        Знакомство с комнатными растениями, с фазой цветения. Польза зелёного лука для человека, выращивание его разными способами. Наблюдение за одуванчиком, весенним цветком. Познакомимся с Красной книгой и её важным значением в жизни растений и животных, соберём и оформим гербарий лекарственных растений детского сада, что будет показателем эффективной работы раздела растения.

Темы:

  • Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы».
  • Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение).
  • Занятие – наблюдение «Зелёный лук – от 100 недуг» (в воде и в земле).
  • Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой».
  • Занятие «В гостях у Красной книги».
  • «Гербарий лекарственных растений территории детского сада.

Содержание курса второго года обучения.

         Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.

        Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

        Проект состоит из основных этапов:

1. Наблюдения.

2. Изодеятельность, изготовление поделок.

3. Исследование.

4. Труд.

5. Игры и театральная деятельность, развлечения.

6. Художественная литература.

7. Моделирование (2 часа).

        Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.

        Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

        Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологической направленности.

        В проекте могут участвовать дети старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объём работы, использовать простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

        Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.

1 проект: «Дерево жизни».  

        В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.

Темы занятий:

  • Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
  • Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
  • Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
  • Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
  • Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
  • В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
  • Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».

2 проект: «Зимующие птицы».

        В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»

Темы занятий:

  • Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
  • Занятие «Зимующие птицы».
  • Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
  • Труд «Покорми птиц зимой».
  • Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
  • Исследование «Для чего птицам перья?»
  • Практическое занятие: «Птички – невелички».

3 проект: «Животные леса».

        Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.

Темы занятий:

  • Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
  • Изодеятельность «По рассказам писателя».
  • Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
  • Исследование: «Волк хороший или плохой?»
  • Игра – развлечение: «Цепочки».
  • Поделки «Лесные животные».
  • Практическое занятие: «Опушка леса».

4 проект: «Огород на подоконнике».

         Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.

Темы занятий:

  • Исследование «Для чего людям растения?»
  • Труд «Посадка рассады».
  • Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
  • Развлечение «Праздник цветов».
  • Труд «Подготовка гряд и клумб».
  • Высадка рассады и уход за ней.

Учебно – тематический план.

1 год обучения (старшая группа).

п/п

        Тема

Общее

количество

учебных

часов

В том числе:

теория

практика

Раздел 1. Деревья детского                                                        

                сада.

9

6

3

1.

Введение.

1

1

-

2.

Экскурсия – путешествие по

территории д\сада                                                                                                   «Деревья бывают разные…»

2

1

1

3.

Экскурсия «Здравствуй друг наш

Великан».

2

1

1

4.

Занятие «Лесная сказка»

(этажи леса).

1

1

-

5.

Занятие – наблюдение «Дерево –

дом, всем нужен он».

2

1

1

6.

Литературный час.

1

1

-

Выход: книжка – малышка «Мое

 любимое дерево».

Раздел 2. Птицы

8

5

3

7.

Экскурсия «Наши пернатые гости».

1

1

-

8.

Занятие «Почему птицы бывают

перелетные?»

2

1

1

9.

Занятие «Дятел – президент зимующих

птиц»

1

1

-

10.

Театрализованное действие «Покормите

 птиц зимой!» (с выставкой кормушек

для птиц).

3

1

2

11.

Занятие «В гостях у бабушки –

загадушки» (сочинение своей загадки)

1

1

-

Выход: фотоальбом «Кто пообедал у

 нашей кормушки».

Раздел 3. В мире животных.

8

5

3

12.

Занятие «Кто домашнее, а кто дикое

животное?»

1

1

-

13.

Занятие  «Путешествие в зимний лес».

2

1

1

14.

Занятие «Домашнее задание: Мой

домашний любимец» (дома оформить

 лист с информацией о животном).

1

1

-

15.

Занятия – наблюдения «Животные

Нашего уголка: рыбки, черепаха,

хомячок».

3

2

1

16.

Создание конусного театра  «Зимовье

зверей».

1

-

1

Выход: альбом: «Наши домашние

животные», конусный театр «Зимовье

зверей».

Раздел 4. Растения д/сада.

11

5

6

17.

Занятие – путешествие «Комнатные

растения нашей группы».

1

1

-

18.

Занятия – наблюдения за цветущим

цветком (цветок, выброс стебля или

появление бутонов, цветение).

2

1

1

19.

Занятие - наблюдение «Зеленый лук –

 от 100 недуг» ( в воде и в земле).

3

1

2

20.

Экскурсия – наблюдение

«Одуванчик – золотой».

2

1

1

21.

Занятие «В гостях у Красной книги».

1

1

-

22.

«Гербарий растений территории д/сада»

2

-

2

Выход: Гербарий растений детского сада.

Итого занятий за год:

36

21

15

2 год обучения (подготовительная группа).

Проект «Дерево жизни».

9

2

7

1.

Экскурсия-поиск «Самое главное дерево

леса».

1

1

-

2.

Практическое занятие: «Подарок для

дерева»

1

-

1

3.

Исследование: «Дерево бывает…»

1

-

1

4.

Занятие:«Что нужно дереву для здоровья?»

1

-

1

5.

Театральная деятельность: «Дерево

готовится к зимнему сну»

1

-

1

6.

Занятие: «Письмо для дерева от детей»

1

1

-

7.

Практическое занятие: «Макет дерева

жизни» для группы.

3

-

3

Проект «Зимующие птицы»

9

5

4

8.

Занятие-наблюдение «Определи лучшего

пернатого певца»

1

1

-

9.

Занятие «Зимующие птицы»

1

1

-

10.

Изодеятельность «Пестрый мир птиц»

1

-

1

11.

Труд «Покорми птиц зимой»

2

-

2

12.

Литературное занятие «Интересное из

жизни птиц»

1

1

-

13.

Исследование «Для чего птицам перья?»

1

1

-

14.

Практическое занятие: «Моя птица лучше!»

2

1

1

Проект «Животные леса»

9

3

6

15.

Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки»

1

1

-

16.

Изодеятельность «По рассказам писателя»

1

-

1

17.

Наблюдение «Угадай чьи следы?»

1

1

-

18.

Исследование: «Волк хороший или плохой?»

1

1

-

19.

Игра – развлечение: «Цепочки»

1

-

1

20.

Поделки «Лесные животные».

1

-

1

21.

Практическое занятие: «Опушка леса».

3

-

3

Проект «Огород на подоконнике»

9

3

6

22.

Исследование  «Для чего людям растения?»

1

1

-

23.

Труд «Посадка рассады»

1

-

1

24.

Наблюдение+изодеятельность

«Всходы, первые листочки, первые

цветочки»

3

1

2

25.

Развлечение «Весна пришла…»

1

1

-

27.

Труд «Подготовка гряд и клумб»

1

-

1

28.

Высадка рассады.

2

-

2

Итого занятий за год:

36

13

23

Библиографический список.

1. Документы и справочный материал.

1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В, Комаровой Т.С. – М: Мозайка – Синтез, 2009 г.

1.2 Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. «Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» - Екатеринбург: ИРРО, 2007г.

1.3  Коломийченко Л.В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», Пермь: 2002г.

1.4 конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Литература.

2.1 Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н.Николаева – М: Просвещение, 1995.

2.2 Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет. сада/С.Н.Николаева – М.: Просвещение, 2001.

2.3 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду/С.Н. Николаева – М.: Мозайка – Синтез, 2001 Богрова Л.А. «Я познаю мир. Энциклопедия растения».

2.4 Большая энциклопедия природы для детей. Издатель А.П.Дьяченко. Гриф – фонд «Межкнига», 1994.

2.5 Богуславская З.М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста./З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991.

2.6 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1991.

2.7 Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974.

2.8 Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М.: 1978.

2.9 Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М.: АРКТИ, 2000.

2.10 Иванова А.И. «Естественное – научное наблюдение и эксперименты в детском саду», М. 2007.

2.11 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: 2007.

2.12 Ледяйкина Е.Т. Праздник для современных малышей/ Е.Т. Ледяйкина, Л.А.Топникова. – Ярославль: Академия развития; Академия «Холдинг», 2002.

2.13 Литвинова Л.С., Жиренко О.Г. «Нравственно – экологическое воспитание». М.: 2005.

2.14 Луев Д.П. «Дары русского леса». М.: 1988.

2.15 МЫ. Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб. Детство-пресс, 2002.

2.16  Петров В.В. «Жизнь леса и человека». М,: Наука 1985 г.

2.17 Попова Т.И. Мир вокруг нас: Мат. Комплексной программы культурного экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т.И. Попова – М.: 1998.

2.18 Развивающие игры у детей/Сост. Н.Ехевич, Б.Никитин. – М.: Физкультура и спорт; ТОМО, 1990.

2.19  Рыжова Н.А. Воздух – невидимка: Пособ. Экологическое образование дошкольников/Н.А.Рыжова – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998.

2.20  Смирнов В.Ф. путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье/В.Ф. Смирнова, А.Н. Чифра. – М.: Новая школа, 1993.

2.21 Сысоев Н.Д. «Встреча с природой». М.: 1886.

2.22 Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения/ З.И.  Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 1999. – Ч.1.

2.23 Тюмасева З.И. комплексная программа и руководство: Непрерывное эколого – валеологическое образование/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ «Факел», 1998.

2.24 Шмаков С.А. Её величество игра: Забавы, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей/С.А. Шмаков – М.: Магистр, 1992.

2.25 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Авт.сост. Л.А. Багрова. Под общ. Ред. О.Г. Хинн – М.: АСТ, 2000.

2.26 Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/Авт. Сост. П.Р. Ляхов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 2000.  

 

Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».

Программное содержание:

- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.

- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

- Развивать внимание и память детей.

- Учить сравнивать и анализировать, делать обобщения.

- Учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Оборудование:

Картинка «ворона», «воробей», «снегирь», «синица», «сова», «клёст», «дятел», «сорока». Картинки гнездо сороки, гнездо синицы, дупло дятла.

Аудиокассета: любая спокойная музыка.

Ход занятия:

В: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали? Каким должен быть президент (красивым, добрым, трудолюбивым, весёлым, бойким и т.д.)? Президент должен находиться в лесу круглый год и вот кандидатами стали зимующие птицы. Перечислите мне их.

Д: Ворона, воробей, снегирь, дятел, сова, сорока, синица, клёст.

(В: выставляет картинки с изображением птиц.)

В: Сову, клеста и снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?

Д: Сова – недобрая, хищная птица. Она может обижать птиц и зверей. Днём она спит.

        Клёст – живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У клеста клюв крючком – это не всем может понравится.

        Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень снегирь проводит в северных лесах.

(В: убирает картинки «совы», «клеста», «снегиря».)

Игра – конкурс «Птичьи моды».

В: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы ребята посмотреть, как это происходило, и по участвовать в этом конкурсе?

В: повторяйте за мной:

На одной ножке покручусь

И в зимующую птицу превращусь.

Дети повторяют и выстраиваются в 1 шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку.  Дети начинают двигаться по комнате, изображая модниц – птиц. Воспитатель время от времени выключает музыку и дети принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – все порхают, на носочках кружатся и по окончанию музыки садятся на стулья.

В: Именно так всё и было. Конкурс показ мод выиграли сорока, синица и дятел. Ворону и воробья птицы посчитали не очень нарядными в серых «платьях».

(В: убирает картинки этих птиц)

В: Победителями оказались сорока, синица и дятел. Как вы думаете почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красиво оперение сравнивать с человеческой одеждой?

Д: или В: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья к неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.  

        Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.

        Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях рукавичках – былые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.

В: Остались только 3 птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли сорока, синица и дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.

(Выставить картинки гнёзд.)

В: У кого какое гнездо опишите?

Д: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.

В: От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

Д: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья, шерсть, волоски и кусочки ваты.

В: Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

Д: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

В: Дятел выдалбливает своё дупло целых 2 недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Думали – думали птицы  и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали всё таки 2 самых тёплых, сухих, уютных дома. Как вы думаете, чьи они были?

Д: Выбрали гнездо сороки и дупло дятла.

(Убрать картинку гнезда синицы и синицу)

В: Что бы зрители птицы не заскучали сорока и дятел решили их не много потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».

В: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.

Воспитатель произносит слог «ча», на каждый слог хлопает в ладоши, дети повторяют и стараются не нарушить ритм.

В: А лесной барабанщик – дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та. Дети выстукивают пальчиками барабанный ритм.

В: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте и вы так повеселиться.

Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».

        Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают влево – вправо.

В: В заключение птицы попросили сороку и дятла рассказать какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?

Д: Сорока рассказа, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

В: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это не хорошо!

Д: Дятел – очень полезная птица. Её называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жучков и бабочек.

В: Что случилось бы с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Ответы детей.

В: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран …

Д: Дятел!

(В: убирает картинку сороки)

В: Дорогие ребята, зимующие птицы просили меня передать вам спасибо за доброту и ласку, за то, что их кормушки зимой никогда не пустуют.

Прогулка «Рябина и рябинка».

Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить детей сравнивать, находить общее и отличия, и обобщать.

Ход прогулки:

Восп.: Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите её когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?

Дети: Рябина растёт в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Восп.: Почему люди сажают рябину около дома так, что её из окна видно?

Д: Чтобы ягоды есть, любоваться её красотой.

В: Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поётся в песнях. Красивы и её листья, причём в разное время года. Сейчас они зелёные, скоро будут жёлтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А ещё за что любят рябину?

Д: Из её ягод варенье варят, чай заваривают.

В: Кто ещё любит ягоды рябины?

Д: Птицы: снегири, свиристели, вороны.

В: Рябине в народном календаре посвящён праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали под окнами. Давайте сорвём небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем её ленточкой: пусть она оберегает наш дом: детский сад.

(Идём к зарослям пижмы)

В: Как называется это растение? В народе его называют дикая рябинка. Посмотрите внимательно на неё и на веточку рябины. Чем они похожи?

Д: Листья такие же.

В: А какого цвета их листья? Сверху, а снизу?

Д: Сверху тёмно – зелёные, снизу у пижмы – сероватые.

В: опишите цветки пижмы.

Д: Они похожи на ярко - жёлтые пуговки, собранные вместе. Так же как ягоды у рябины.

В: А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит всё шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?

Д: У неё листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины – в виде зонтика.

        Воспитатель предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы ещё раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить её с рябиной – оберегиней.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...

Презентация программы дополнительного образования "Друзья природы"

Всё хорошее в людях- из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться,узнать,полюбить!Мы хотим,чтоб земля расцветала,И росли,как цветы малыши,чтоб для них экология с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРИРОДА САМОТЛОРА»

Природа Самотлора – сурова и прекрасна....