Педагогический проект "Моя семья"
проект по окружающему миру на тему
Данный проект отражает систему работы по теме моя семья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Моя семья | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Моя семья»
Паспорт проекта.
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Название проекта: «Моя семья».
Вид проекта: среднесрочный творческо-информационный проект для детей 5-6.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели,
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Актуальность проблемы: Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Цель проекта: создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья».
Задачи проекта:
ОО «Речевое развитие»
- формировать навыки творческого рассказывания;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- развивать коммуникативные навыки;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
- формировать у детей представления о семье, профессии родителей;
- формировать любознательность детей
Предполагаемый результат:
- владеть понятием «семья»;
- знать информацию о своей семье, профессии родителей;
- знать свои права и обязанности;
- составлять творческий рассказ о семье;
- уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
- знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
- разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик», загадывание загадок, словотворчество;
- рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»;
- просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей».
- Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
- Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо».
Взаимодействие со специалистами:
- Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Анкета «Права родителя и права ребёнка».
Продукт проектной деятельности: творческий рассказ на тему «Мои близкие», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», записанная воспитателями с детскими иллюстрациями, рисунки детей, дидактические игры, фотографии досугов, выставка стенгазет «Генеалогическое древо».
Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
План реализации проекта: 31.03.2014 г. – 30.04.2014 г.
Виды деятельности |
Сроки |
Результаты |
Форма регистрации результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Тематическое занятие: «Конвенция о правах ребёнка» | 31.03.2014 г. | Воспитание эмоциональной отзывчивости | Конспект НОД |
2. Беседы «Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Наше путешествие», «Выходной день в моей семье» | В течение месяца | Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания | Записанные рассказы детей |
3. Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | 11.04.2014 г. | Воспитание взаимопомощи, чувства сплоченности | Фотографии, отзывы родителей |
4. Изобразительная деятельность «Семейный портрет» | 16.04.2014 г. | Творческий продукт изобразительной деятельности | Выставка |
5. Презентация «Любимое блюдо моей семьи» | 23.04.2014 г. | Творческий продукт | Фотографии, отзывы родителей |
6. Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо» | 25.04.2014 г. | Творческий продукт | Выставка |
7. Конструирование «Дом моей мечты», «Наша дача» | 28.04.2014 г., 30.04.2014 г. | Представления детей об окружающем мире | Фотографии |
8. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «День рождения» | В течение месяца | Формирование понятия «семья» | Фотографии |
9. Настольные игры «Моя квартира», «Салон одежды для дома», «Кому, что нужно для работы» | В течение месяца | Развитие коммуникативных навыков | Фотографии |
Консультация для родителей
Путь в страну книг. От слушателя - к читателю
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения). Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.
Первое знакомство с книгой
Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. Но этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать. Поэтому наши рекомендации о чтении вслух пригодятся и тем, кто только начинает читать книжки своему малышу, и тем, кто уже познакомил своего ребенка с азбукой, и тем, чей отпрыск уже налаживает собственные отношения с книгой. Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения. И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух, когда ребенок научился читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи.
Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий. Первое – необходимо не только воспроизводить текст, т.е. произносить его вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Причем для взрослого эта задача раздваивается: он находит в прочитанном тексте что-то свое, интерпретирует его с высоты собственного жизненного опыта и в то же время старается создать ситуацию понимания или эмоционального отклика для слушающего его ребенка. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен писал об этом феномене восприятия детской литературы взрослыми: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Совместное восприятие произведения художественной литературы, его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций…
Культура чтения – это важно!
В период опосредованного чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и имя автора (так часто мы потом сетуем, что дети читают, не обращая внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора). Мама учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник (а некоторые детские писатели сами делали иллюстрации к своим произведениям, например, Е. Чарушин был не только автор прекрасных произведений о мире живой природы, но и яркий живописец-анималист). Именно в этот период совместного с взрослым чтения у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).
Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).
Как долго нужно читать вслух? Некоторые рассуждают так: если научился читать, пусть читает сам. Это неверно. Еще только начиная читать (именно читать с листа, а не рассказывать) своему малышу, вы уже готовите его к непростой деятельности – самостоятельному чтению (а заодно и к письму), в основе которого лежит восприятие письменной речи. Дело в том, что устная (разговорная) и письменная (книжная) речь серьезно отличаются. Читая вслух выразительно, с правильной интонацией, эмоционально, вы готовите ребенка к тому, как он сам будет учиться строить фразу, интонационно ее оформлять.
Именно поэтому не стоит прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребёнку. Читайте с ним по очереди, устраивайте се-
мейные чтения – не лишайте его возможности развиваться и не забывайте,
что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.
Рекомендации для заботливых родителей
- Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого не умеем научить.
- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком свое над ним превосходство в знаниях.
- Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.
- Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.
- Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.
- Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка - сигнал неблагополучия вашей деятельности.
- Не забывайте: без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
- Старайтесь не преподносить детям истину, а учить и находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
- Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
- Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
- Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
- Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
- При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...
Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи
В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"
Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...