Проект "Птичья столовая" воспитатель Савина Елена Викторовна
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Савина Елена Викторовна

Проект разработан с целью ознакомления с различными видами зимующих птиц,воспитания заботливого отношения к ним,

с целью привлечения птиц к своему участку, оказания  птицам помощи, воспитания в детях заботливого отношения к зимующим птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Птичья столовая" 124.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Экологический  проект «Птичья столовая»

разработан воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида

№33 «Алёнущка» городского округа – города Волжский

Савиной Е.В.

№ п/п

Классификатор

тип проекта

1.

По методу, доминирующему в проекте

Информационный, практико-ориентированный

2.

По характеру содержания проекта

Ребёнок и природа

3.

По характеру контактов

Внутри ДОУ

4.

По характеру участия ребёнка в проектировании

Как «заказчик» проекта

5.

По количеству участников

Фронтальный

6.

По продолжительности реализации

Долгосрочный

Цель проекта:

Знакомство с различными видами зимующих птиц, их особенностями, повадками, внешним видом;

Привлечение птиц к своему участку;

Помочь птицам выжить в тяжелейших условиях;        

Привлечение родителей в образовательное пространство детского сада;

Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам.

        План

работы проекта «Птичья столовая»

 

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1. Работа с педагогами

1.

«Беседа о возрождении проекта»

Ст. воспитатель

2.

Составление анкеты для родителей

Творческая группа

          3.

«Интересное об известном» - консультация для педагогов

воспитатели

4.

«А знаете ли вы?»- консультация для педагогов и родителей

воспитатели

5.

Оформление выставки методической литературы о птицах

Ст. воспитатель

6.

Приобретение методической литературы по данному разделу

Ст. воспитатель.

7.

Составление конспекта праздника «Встреча весны»

все педагоги ДОУ

2. Работа с детьми

1.

Беседа о зимующих птицах.

Создание проблемной ситуации и возникновение проекта  

Воспитатели

2.

Чтение детской художественной литературы

Педагоги

3.

Организация наблюдений за птицами

Воспитатели

4.

Вывешивание кормушек

Дети, родители, педагоги

5.

Проведение занятий и бесед на тему: «Птицы наши друзья»

Воспитатели, дети

6.

Организация выставки детских работ «Птицы»

Воспитатели, дети,  

7.

Птичья викторина

воспитатели

8.

Игра-шутка «Птицы»

воспитатели

9.

Рисунки и рассказы детей «Кого я видел на кормушке»

воспитатели

10.

Изготовление поделок из бумаги «Кого бы я хотел увидеть в «птичьей столовой»

воспитатели

11.

Чтение детской художественной литературы

Родители, дети

12.

Организация наблюдений за птицами  

Родители, дети, воспитатели

13.

Праздник «Встреча весны» - презентация проекта

Родители, педагоги, дети

3. Работа с родителями

Вывешивание кормушек

1.

«Стоит ли знакомить детей с зимующими птицами» - беседа с родителями и анкетирование по данной теме.

воспитатели

2.

«Интересное об известном» - консультация

воспитатели

3.

«Изготовление кормушек» - родительская газета  

воспитатели

4.

«Птичья столовая в моём саду» - совместные работы детей и родителей

Родители,

дети  

5.

«Кто прилетел в столовую» - рассказы детей и родителей

Родители, дети  

6.

Заучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок о птицах

Родители

7.

Презентация проекта

Родители, дети, воспитатели

 

Анкета для родителей

(формирование представлений у детей о зимующих птицах)

  1. Как вы считаете, стоит ли знакомить детей с зимующими птицами? ______________________________________________________________________  
  2. Рассказываете ли вы детям о тяжёлых условиях существования птиц? ______________________________________________________________________
  3. Какие методы вы используете для формирования у детей знаний о птицах? (рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, при помощи художественно-творческой деятельности и пр.) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Организуете ли вы с детьми дома вывешивание кормушек? ______________________________________________________________________
  5. Как часто наполняется кормом ваша «птичья столовая»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какая ещё работа проводится по воспитанию заботливого отношения к птицам в вашей семье?  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Какую помощь вы хотели бы получить от воспитателя по вопросу формирования экологических знаний о птицах? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образцы писем зимующих птиц.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Это обращаемся к вам мы – зимующие птицы. Ребята, а знаете ли вы, какое время года наступило?  Да, зима. Зима для нас является самым трудным временем года. Нам сейчас и голодно, и холодно. Наш корм засыпало снегом. Так что нам его не достать. Поэтому часами приходится летать в поисках пищи. Очень от холода мёрзнут ножки. Бывает и такое, что день пройдёт, а мы и не склевали ни одной крошки. А недавно мы были в гостях у наших соседей. У них очень хорошая «столовая». На ней было много  зёрнышек и крошек. Нашим соседям хорошо живётся, о них кто-то заботится. А что же делать нам? Как нам жить дальше? Ведь мы можем умереть от голода и холода.

Ваши друзья – зимующие птицы.

Здравствуйте,  ребята!

Большое спасибо вам за «птичью столовую». В ней мы собираемся каждый день. Всем нам очень нравятся ваши угощенья. Спасибо вам за семечки, за крошки. Вы знаете, ребята, вот только наши синички очень любят свежее сало. Они очень были бы рады такому угощенью.

                                                            Ваши друзья – зимующие птицы

Здравствуйте, ребята!

К нам в столовую прилетают вороны. Они очень большие, усаживаются на кормушки и переворачивают их. Любят вороны большие куски хлеба, а не крошки. Кормите, пожалуйста, ворон в другом месте.

                                               

                                                                                   Воробьи, синички

Загадки

Носит пестренький халатик.

Он в своей лесной палате

Он деревья лечит:

Постучит – им легче.

                                  (Дятел)

Длиннохвостая она

Со спины черным-черна,

Брюхо белое по плечи.

тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрекот – крик.

                                 (Сорока)

Крыльями махала

По небу летала.

Крошки увидала,

Села, поклевала.

                                 (Птица)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

                                (Воробей)

Целый день, да всё с утра,

Она кричит нам «Кра», да «Кра»

                                (Ворона)

Кто присел на толстый сук

И стучит тук-тук, тук-тук.

                                (Дятел)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда.

                               (Снегирь)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом?  

                                (Кормушка)

                                                            

                                                        Стихи о птицах  

                                   «Воробей»       В. Приходько

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью –

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень,

Буду петь вам целый день!»

                                  «Синица»  

Все тропинки занесло.

Снег блестит, искрится.

Клювиком в моё окно,

Стукнула синица.

За окном повешу я

Ей кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.  

                                         

«Покормите птиц зимой»

                         А. Яшин

Покормите птицу зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть –

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

«Синица»                   Е. Ильина

Ты с модницей этой.

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Всё хвастает, синим своим сюртуком,

И шапочкой синей, гордится синица.

«Снегирь»           Е. Ильина  

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг.

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть прикроют снега груды

И пригорок, и пустырь,

Рад красавец красногрудый –

Житель севера – снегирь.

                                          «Воробей»  

Что желаешь, воробей?

Мне бы горстку отрубей,

Мне бы зёрнышек пшеничных.

Хлебных корочек обычных.

                                           «Голуби»             И. Токмакова

Голуби, голуби, раз, два, три…

Прилетели голуби – сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

                                         

                                          «Воробышки»    В. Звягина

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам

На тарелке крупки.

«Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие,

Я бы вам и валенки

Подарил  с калошами».

Но сказала мама:

«Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки».

Интересное об известном.

(консультация для родителей и воспитателей)

        Никто специально не учит птиц строить гнездо. Весной, вернувшись на родину, молодые птицы, создающие семью, подыскивают подходящее место и уверенно принимаются за дело. Они успешно заканчивают постройку к сроку. Правда, как заметили зоологи, к старости птицы становятся более искусными строителями. Следовательно, систематическая тренировка не пропадает для них даром.

        По всей Европе уменьшается число птиц. Всё реже стал встречаться и аист. Поэтому полной неожиданностью для жителей одного Австрийского городка был прилёт пары аистов, которые начали строить гнездо прямо на столбе высоковольтной линии. Близость Вены, аэродрома и оживлённой автомобильной трассы их нисколько не беспокоило. Спустя некоторое время появилось трое аистят. Жители городка внимательно следят за гнездом аистов, оберегая его от всех невзгод. Они надеются, что аисты на будущий год вернутся на прежнее гнездовье.

        А знаете ли вы, чем больше птица, тем реже она машет крыльями. Так, пеликан делает 1 взмах в секунду, аист – 2, ворона – 3-4, утка – 9, воробей – 13. Хвостатая колибри, весящая 6 граммов, делает в секунду 21-23 взмаха. Кроха из крох –  двухграммовая красная колибри своими крылышками машет 50-51 раз в секунду. Это на столько быстро, что крыльев не видно.

        Всем известно, что обыкновенная кукушка гнезда не строит. Она подкладывает только по одному яйцу в гнёзда других птиц. Некоторые птицы, обнаружив в своём гнезде чужое яйцо, выбрасывают его, другие – оставляют само гнездо, третьи – просто прикрывают старую кладку подстилкой и начинают новую.  Многие птицы не замечают чужого яйца и продолжают высиживание. Как кукушки ухитряются окрасить свои яйца под цвет яиц того вида, в гнездо которого они их откладывают? Вопрос остаётся открытым.

        Подбрасывают яйцо в чужое гнездо не только кукушки. Аналогичное поведение орнитологи наблюдали у некоторых ласточек, скворцов и уток, у которых самка нередко несётся в гнезде другой птицы, принадлежащей к её же виду.

        Многие виды птиц способны преодолевать без остановки огромные расстояния. Так птицы, пересекающие Мексиканский залив, находятся в воздухе много часов, преодолевая расстояние до 1100 км. Рекорд дальности полёта с одновременным голоданием принадлежит золотистой ржанке, которая без посадки пересекает участок Тихого океана между Аляской и Гавайскими островами, равный 3500 км, со средней скоростью 50 км/ч.

Вне спортивной конкуренции, если так можно выразиться, находится большой альбатрос, имеющий размах крыльев до 4 м. Обитая в южных широтах, он, влекомый сильными ветрами и бурями, часто совершает кругосветные путешествия.

        Природа основательно потрудилась над созданием птичьего яйца. Чего стоит одна его форма! Скорлупа благодаря обтекаемости не раздавливается, хотя птица, насиживая птенцов, беспрестанно перекатывает яйца лапами. Яйцо может выдержать почти 10-ти кг, давление по продольной оси и 2-3 – х кг. в поперечнике. Однажды, засмотревшись на птичье  яйцо, архитекторы задумали возвести здание такой же формы и построили яйцевидный театр.

  А знаете ли вы?

(консультация для педагогов)

        Ежегодно в конце марта проводится традиционный праздник – День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их красочное оперение, мелодичное пение, их смелые,  стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом – связаны поэтические образы в народном творчестве. Наблюдая за пернатыми, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.

Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве.  Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полёвками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк – 415. За одно лето 3000 грачей истребили 24,4 миллиона проволочных червей – одного из самых губительных вредителей наших полей.

        Самая маленькая птичка наших хвойных лесов – королёк – уничтожает от 8 до 10 миллионов мелких насекомых в год.

        О мухоловке известно, что она уничтожает за 2 месяца не менее 50000 мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа и других болезней.

        Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за 2-3 недели удваивают свой вес. Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. Дятел кормит птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. До 350 раз прилетает он за это время к гнезду с какой-либо добычей. Мухоловка-пеструшка 630 раз подлетает в течение суток с кормом к своему гнезду.

        Трудно себе даже представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за 1 год все птицы. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным для государства делом.  Защитниками птиц становятся подрастающее поколение.  

Максимальный возраст некоторых птиц (лет)

Щегол – 23

Жаворонок – 24

Озёрная чайка – 25

Соловей – 25

Чайка серебристая – 45

Сова – 60

Аист – 60

Лебедь – 70

Филин – 71

Орёл – беркут – 104

Ворона – 120

На какой высоте летают птицы (м)

Скворец – 50-100

Мелкие птицы – до 100

Голубь – до 100

Хищники – 100 – 4000

Большой лесной голубь – до 2400

Ворона – до 2500

Журавль – до 4500

 

Скорость полёта птиц (км/ч)

Вальдшнеп – 26                                        Голубь - 62

Щегол – 28                                                Грач - 72

Ворон – 38                                                 Лебедь - 88

Ястреб-перепелятник – 40                        Утка - 96

Чайка – 49                                                  Сокол - 99

Сорока – 56                                                Стриж - 108

Зимородок – 57                                          Орёл – 160

Игра – шутка  «ПТИЦЫ»

        Перед игрой воспитатель предупреждает:

«Я называю в игре только птиц, но, если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, дайте мне знать.

Можно топать или хлопать»

Воспитатель:

 Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(Дети топают.)

Воспитатель:

Что не правильно?

Дети:

Мухи!

Воспитатель: А мухи – кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

(Если дети не обратят внимание на слово куницы, воспитатель останавливается и, шутя, заостряет внимание на этом.)

Воспитатель:

прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

Дети: Топают.

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Птичья викторина

      Воспитатель предлагает детям с помощью трафаретов перерисовать на листок бумаги или картона птичек – их пернатых друзей.

Воспитатель: «Знаете ли вы их?»

Под каждой птицей количество клеточек должно соответствовать количеству букв в названии птичек.

Вопросник:

  • Назови птичку.
  • Какая она перелётная или зимующая?
  • Когда они прилетают или зимуют у нас?
  • Чем питаются?
  • Какую пользу приносят?

Чтение стихов о птицах

Отгадывание загадок

Кто больше назовёт примет

Придумай рассказ о своей любимой птице.    

Составь картинку из частей.

Игра « Летает -  не летает»

В подведении итогов «Птичьей викторины» детям вручаются медали с изображением птиц, книжки – раскраски «Птицы»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

Тема: «Птицы – наши друзья!»

Цель: продолжать развивать обобщённые представления детей о птицах, как живых существах; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера при сравнивании  птиц, выделяя общее и различие,   доказательно строить суждения, используя схемы – модели;

побуждать детей на самостоятельную деятельность, способствовать развитию образного мышления, пространственного воображения, конструктивных  навыков, творческих способностей.  

Воспитывать познавательный интерес к природе, желание помогать и заботиться о птицах.  

Предшествующая работа: наблюдение за птицами, беседы о зимующих и перелётных птицах, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, примет, загадок о птицах, чтение энциклопедической и художественной литературы, изготовление кормушек и пр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас собралось много гостей и среди них, посмотрите, Незнайка!

Незнайка: Я принёс вам картинки, на которых изображены красивые жуки. Но как они называются, я не знаю.

Воспитатель:  Почему жуки?

Незнайка: У них есть крылья, ноги. Я видел, что многие из них летают.

Воспитатель: Правильно ли Незнайка говорит? Вы согласны с его утверждением, что на картинках изображены жуки? Почему неправильно?

(ответы детей).

Давайте посмотрим на схему – модель «Насекомые» и докажем Незнайке, что это не жуки.  А всё-таки кто же изображён на картинках?  По-видимому,  Незнайка ничего не знает о птицах.   Давайте  поможем ему  и расскажем всё, что мы о них знаем, поможем ему научиться различать птицу от насекомого.

  Ребята, какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

За какими птицами мы с вами сейчас наблюдаем на участке? Назовите зимующих  птиц?  

Рассматривание птиц по схеме «Птицы», «Живое».

Сравнивание птиц с насекомыми, используя схемы.

Воспитатель: Ребята, а что ещё Незнайке мы  можем рассказать о птицах? (стихи, приметы).

Воспитатель: Незнайка! Наши дети очень любят играть. Они приглашают и тебя поиграть с ними.

Игра «Слова». Воспитатель напоминает правила игры.

(Воспитатель называет слова, а дети, услышав название птицы, хлопают в ладоши)

Музыкальная пауза. Слушание музыки М. Красева «Воробьи и ворона»,  имитация движений птиц детьми.  

Воспитатель: Незнайка, ты же видел,  из каких частей состоит птица? А теперь мы проверим,  сможешь ли ты собрать птицу из частей? Вот тебе игра, а ну-ка, покажи. В это время ребята тоже поиграют.

Игра «Собери птицу».  

Воспитатель: Незнайка, у тебя не получилось? Не огорчайся, сейчас тебе ребята помогут (предлагаю ребёнку помочь Незнайке собрать картинку).

Ребята, а сейчас послушайте загадки и среди собранных картинок найдите отгадки.

Загадки о птицах.  

  Ребята,  посмотрите внимательно на наших птичек. Как их можно назвать одним словом? (зимующие)

Воспитатель: Ребята, а как человек может помочь птицам перенести суровую зиму? (ответы детей). Что мы с вами для этого сделали?

Воспитатель: Ребята, помните, на прошлом занятии мы делали кормушку (показывает её). Кого не хватает на этой кормушке? Давайте из бумаги изготовим птиц и подарим кормушку с птицами Незнайке. Пусть у него тоже будет «птичья столовая», пусть каждый раз смотрит на них, радуется, вспоминает, как был у нас в гостях и не путает птиц с жуками.

(Изготовление  детьми птиц способом оригами)  Предлагаю каждому ребёнку назвать птицу, которую он изготовил, и усадить её на кормушку.

Незнайка, теперь ты уже не спутаешь птиц с жуками. С какими птицами ты сегодня познакомился? Ребята, видите, когда Незнайка пришёл к нам, он ничего не знал о птицах, даже спутал их с жуками. А теперь он называет их.

Как же мы помогли ему  запомнить птиц? (Дети подводят итог занятия, рассказывают о проделанной работе, дарят Незнайке кормушку с птицами)

Незнайка: Спасибо, ребята, за подарок. Вы меня сегодня многому научили, многое  я узнал о птицах, да ещё подарок мне сделали. Я тоже хочу вам сделать подарок.

Воспитатель: Ребята на этом работа с зимующими птицами не заканчивается. Сегодня, когда мы выйдем на прогулку, обязательно  посмотрим, в каком состоянии находится наша птичья столовая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас». Автор опыта: Шебанова Елена Викторовна воспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас».Автор опыта:  Шебанова Елена Викторовнавоспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»Содержание :Введение1.         «Природа – природа...

Занятие по пришиванию пуговиц (старшая группа). (ручной труд) Тема: «Подарок кукле Тане» Воспитатель: Вишнякова Елена Викторовна.

Конспект занятиия по ручному труду (старшая группа)Тема: «Подарок кукле Тане»     Воспитатель: Вишнякова Елена Викторовна....

Конспект НОД "Польза и вред батарейки" Савина Елена Викторовна

Расширять знания детей об электричестве,  электроприборах, о пользе и вреде батареек....