Моя малая Родина
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 с.Голуметь
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
"Село Голуметь - моя малая Родина".
Фадеева Елена Юрьевна
воспитатель детского сада
1.09.2014г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье, к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры.
Цель: Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.
Интеграция
Образовательная область «Речевое развитие»
- Способствовать формированию опыта общения детей в группе,
- Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
- Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Способствовать пополнению литературного багажа детей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Расширять представления о родном крае;
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Вызвать у детей чувство восхищения, гордости за свое село, его жителей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Закреплять умение создавать конструкции по схеме, словесной инструкции воспитателя.
- Способствовать развитию у детях умению фантазировать, мечтать
Материалы и оборудование:
фотографии с видами села; альбомные листы, кисти, клей, цветная бумага для аппликации, конверт с письмом,
лист ватмана с рисунком для коллажа «Солнечная площадь»;
Предварительная работа.
1.Целевые прогулки по улицам села;
2.Знакомство с общественными зданиями и их назначением;
3.Экскурсии к мемориалу в честь воинов-защитников;
4.Посещение вместе с родителями мероприятий в День села;
5. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации;
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, побеседуем о нашем селе.
Стук в дверь, входит Мальвина.
Воспитатель: Здравствуй Мальвина!
Мальвина: Здравствуйте ребята!
Дети здороваются с Мальвиной.
Мальвина: Ребята, я живу на берегу Тихого пруда. В этом пруду живёт черепаха Тартилла, она вам написала письмо, а я вам его принесла ( отдаёт письмо воспитателю ).
Воспитатель: Мальвина! А почему Тартилла не отправила письмо по почте?
Мальвина: Потому, что она не знает вашего адреса.
Воспитатель: И правда ребята, смотрите письмо не подписано, нет на конверте нашего адреса, поможем Мальвине, назовём наш адрес. Ребята давайте сядем на стульчики и назовём наш адрес, а ты Мальвина, внимательно слушай и запоминай. Ребята, кто знает, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: А как называется наша область?
Дети: Иркутская
Воспитатель: А какое название у нашего района?
Дети: Черемховский
Воспитатель: Ребята, как называется село, в котором мы живём?
Дети: Голуметь
Воспитатель: Правильно (пишет на конверте: Россия, Иркутская область, Черемховский район, село Голуметь)
- Ребята, но чтобы письмо по почте пришло и не потерялось, надо ещё указать название улицы и номер дома. Кто-нибудь знает, как называется улица, на которой находится детский сад.
Дети называют улицу и номер строения: Школьная, 6
(Уточняют название детского сада и группы. Воспитатель записывает на конверте).
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и написали на конверте свой адрес (зачитывает). Ребята, кто назовёт свой адрес? (Дети называют свой адрес).
Воспитатель: Молодцы ребята. А ты, Мальвина, запомнила?
(Мальвина отвечает и ошибается, дети её исправляют).
Воспитатель: А теперь посмотрим, что же прислала нам черепаха Тартилла ( воспитатель достаёт письмо и читает ).
Здравствуйте дети!
Пишет вам черепаха Тартилла . Я живу в тихом, заросшем тиной пруду на опушке леса. Ребята, я так долго живу на свете, что забыла, как называется мой пруд. А Вы знаете, как называется ваше село? Расскажите мне, пожалуйста, о своём селе и крае. Я очень многое хочу о Вас узнать. Давайте с Вами будем дружить и переписываться.
Черепаха Тартилла.
- Грустное письмо, да дети? Поможем черепахе? Расскажем о своём селе и покажем Мальвине, а она потом расскажет Тартилле всё, о чём узнает от нас. Расскажешь Мальвина? (Мальвина соглашается).
- Ребята, сегодня в нашем детском саду открылась фото выставка нашего села. Посетим её?
Дети: да.
Воспитатель: Предлагаю вам быть посетителями этой выставки, а я буду экскурсоводом или гидом. Экскурсовод, гид это такой человек, который работает в музеях, выставках и рассказывает посетителям всё о картинах, фотографиях, экспонатах. Согласны? Встаньте на ноги, влево - вправо повернитесь и на выставке окажитесь.
Воспитатель: Это фотография памятника воинам Великой Отечественной Войны.
Дети: Это памятник солдатам, погибшим на войне. Сюда люди приносят цветы и венки.
Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию, что здесь вы видите?
Дети: Это магазин. Там продают строительные материалы, инструменты
Воспитатель: Правильно, это торговый центр, который называется «ЦУМ».
Воспитатель: Посмотрите дети сюда, что здесь изображено?
Дети: Это кафе!
Воспитатель: Правильно. Это кафе « Талисман», для чего оно?
Дети: Там можно покушать, отдохнуть, послушать музыку и потанцевать.
Воспитатель: Правильно, в кафе можно отдохнуть, отпраздновать день рождения или любой праздник. Ребята, посмотрите, что за строение изображено на этом фото?
Дети: Это храм, церковь.
Воспитатель: Правильно, для чего нужен храм?
Дети: В храме люди беседуют с Богом.
Воспитатель: Дети, село Голуметь очень большое, занимает много места, тянется вдоль реки Голуметка.
Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, что это за здание?
Дети: Это наш любимый детский сад «Солнышко». Здесь мы играем и живём.
Воспитатель: А это здание вам знакомо?
Дети: Да, это школа. Здесь дети учатся. И когда вы подрастете, тоже пойдете в школу.
Воспитатель: Ребята, что это за строение?
Дети: Это больница. Когда мы болеем, сюда нас водят мамы лечиться.
Воспитатель: Ребята, что это за строение?
Дети: Это Дом Культуры «Сибирь», здесь проходят разнообразные концерты, показ фильмов, театральные представления.
Дети: Мы с мамами сюда ходили на концерт.
Воспитатель: Ну вот и закончилась наша экскурсия, вам понравилось? А тебе Мальвина?
Запомнила что-нибудь? Ребята, а давайте фотографии нашего села отправим Тартилле, пусть она посмотрит в каком большом, красивом и чудесном селе мы с вами живём, а Мальвина расскажет ей всё, что услышала на выставке. Расскажешь, Мальвина?
(Воспитатель кладёт фотографии в конверт и отдаёт Мальвине. Мальвина благодарит).
Воспитатель: Теперь на конверте мы написали свой адрес. Тартилла не забудет его, и ответ может прислать по почте.
(Мальвина прощается с детьми и уходит).
Воспитатель: Влево вправо повернись в детском саду очутись. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Дети вам понравилась экскурсия? Что-нибудь нового вы узнали о своём селе? Как оно называется? А какое оно? Вы любите свое село? А за что? (Дети отвечают на вопросы воспитателя, объясняют, за что они любят свое село)
Многодетные семьи рассказывают о своих семьях, показывают свое генеологическое древо.
Воспитатель: Голуметь - это наша малая Родина, многие из нас здесь родились, выросли, живём. Здесь живут наши родители. Ребята приготовили стихи о Родине и сейчас их прочтут.
1. Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги, натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
2. Родина моя - бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Всё напоминает нам о самом важном
Только здесь родимая земля!
3. Мне на тебя не наглядеться,
Заветный с детства уголок,
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок.
4. Улицы и люди в Голумети мне знакомы.
Каждая тропинка, каждый тротуар.
Всё в краю родимом мне очень мило,
Папа, мама, я и детский сад.
Воспитатель: Молодцы ребята. На этом наша беседа заканчивается.
(Формулировка новой проблемы)
Наше село постоянно расширяется, появляются новостройки,
А какие дома вы бы хотели построить, давайте помечтаем об этом.
Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту, … »
(Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.)
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя приём аппликация.
Представьте, что в центре села построили огромную площадь Солнца (показ на доске). Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю построить вашу мечту на концах каждого лучика.
А что бы вам было легче осуществить вашу мечту, возьмите конверты, и начинайте работать.
(Развитие в детях способность фантазировать, мечтать)
Дети выполняют аппликации, затем прикрепляют свои работы к лучикам «Солнечной площади».
Рефлексия
Воспитатель:
- Какой интересный у нас получился рассказ о нашем селе. Вы многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать.
А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?
А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.
(дети поднимают руку)
1. Что вы узнали нового и интересного?
2. А где вам могут пригодиться эти знания?
- У вас на столах лежат цветочки: если вам понравилось наше занятие, то возьмите яркий цветочек и украсите нашу площадь, а если занятие кому-то не понравилось, то вы украсите нашу площадь белым цветочком.
- Хорошо, занятие почти всем понравилось.
-( А тебе….. почему наше занятие не понравилось?)
- Спасибо, ребята, за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...