Конспект познавательного занятия "Животный мир родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект познавательного занятия о животном и растительном мире ХМАО, о коренных народах Ханты-Мансийского округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_zhivotnyy_mir_rodnogo_kraya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательного занятия «Животный мир родного края»
в подготовительной группе
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с родным краем: повторить и обобщить представления детей о деревьях;
- развивать познавательный интерес к птицам, устанавливая причинно-следственные связи между приспособляемостью к месту обитания с особенностями питания, упражнять в классификации птиц;
- уточнить знания о таежных животных, упражнять в определении животного по следу, ориентировке в окружающем пространстве.
- Сформировать представления детей о приспособляемости растений и животных к сезонным изменениям в природе.
- Расширить знания детей о коренных народах Севера: ханты и манси, знакомить с их бытом и деятельностью.
- Воспитывать уважение к жизни и традициям людей коренного населения ХМАО и любовь к родному краю, потребность знать и понимать природу края, беречь её.
- Развивать у детей умение рассуждать.
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Предварительная работа: наблюдения в природе, познавательные беседы, рассказы воспитателя о природе родного края, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о природе, загадывание загадок о природных явлениях, о животных, рассматривание иллюстраций, картинок, книг о тайге, изучение карты мира и карты ХМАО, дидактические игры природоведческого характера: «Загадки о животных», «Животный мир планеты», «Дары природы», «Зайчата в лесу» и другие, подвижные игры народов Севера: «Хейро», «Стой, олень!», «Оленьи упряжки» и другие, практическая деятельность детей с природным материалом, праздник «Осенины», выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Словарная работа: Развивать связную речь. Расширять словарь детей: тайга, хвоя, чум, ханты, манси, зимующие, перелётные, лиственные, хвойные, колода, логово, берлога, дупло, нора, армячишка, невеличка, шныряет, стрекочет, проворная, береста, берестяной, шкуры животных, оленьи шкуры.
Материал к занятию: оформление уголка леса, природный материал, флажок, иллюстрации о тайге, карта ХМАО, альбом с экологическими знаками, альбом с деревьями нашего края, карточки с изображением веток деревьев, плодов, аудиозапись птичьих голосов, эмблемы с изображением птиц, карточки с изображением животных, картинки с изображением следов животных, иллюстрация бурого медведя, картинка с его следами, чум: макет.
Методические приёмы:
- Беседа о нашем крае.
- Проблемная ситуация: «Поможем Лесовичку проверить готовность леса к зиме».
- Эколого – психологический тренинг: « Прогулка в природу».
- Чтение детьми стихотворения о лесе.
- Игра «Найди такое дерево».
- Физминутка.
- ТСО (аудиозапись птичьих голосов).
- Вопросы к детям.
- Загадки про птиц.
- Подвижная игра «Найди свой домик».
- Игра «Кто здесь лишний?» (в парах).
- Игра «Про кого так говорят?».
- Дидактическое упражнение «Узнай, чей след».
- Загадка про медведя.
- Рассказ легенды о медведе.
- Беседа о коренных народах Севера.
- Подведение итога занятия.
Ход занятия.
Воспитатель: Родина – это место, где мы живём, где мы родились. Это наш дом, это всё, что нас окружает.
Ребята, а как называется округ, в котором мы живём?» (ХМАО).
А в каком городе мы с вами проживаем? (В Нижневартовске).
Наш город Нижневартовск – это небольшая частица России. А что такое Россия для всех нас?». ( Это страна, в котором мы все вместе живём).
(Рассмотреть карту мира для детей, отметить флажком город Нижневартовск).
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, какие люди населяют наш край с древних времён? (Ответы детей: ханты и манси).
Воспитатель: Правильно, ребята. «Ханте» означает «народ», «человек». Ханты и манси – это два похожих народа, которые живут в тайге. Ребята, а как вы понимаете, что такое тайга?
(Это смешанный лес, в котором больше хвойных деревьев).
(Рассматривание иллюстраций о тайге).
Ребята, а из таёжного леса вчера на адрес нашего сада, нашей группы пришло письмо от Лесовичка. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы изучаете и любите природу родного края, заботитесь о ней. Обращаюсь к вам с большой и важной просьбой: помогите проверить, все ли лесные жители нашего края подготовились к зиме. С уважением Лесовичок ».
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы хотите и готовы помочь Лесовичку?
Эколого - психологический тренинг «Прогулка в природу».
Воспитатель: Немного пофантазируем и переместимся в осенний лес. Закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит. (Дети садятся на корточки, головы опущены). Начинается новый день. Восходит яркое солнышко. (Дети, поднимаясь, делают круг руками и снова садятся на корточки.) Вдруг упала капелька дождя, потом ещё одна, ещё и ещё, и начался осенний дождик. (Дети пальцами стучат по полу - сначала медленно, потом быстрее.) Дождик стал утихать, а потом совсем прошёл. Поднялся осенний ветерок, под его порывами закачались берёзы, осины, рябины…Последний осенний листочек оторвался от ветки, плавно закружился и опустился на землю (Дети плавно кружатся и останавливаются.)
Вот мы с вами и в осеннем лесу.
(Дети входят в импровизированный лес).
Воспитатель: Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!»
(Дети продолжают).
1 ребёнок: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2 ребёнок: Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Как тихо и загадочно в лесу, только деревья шумят своими высокими верхушками, да кое-где скрипнет ветка. Человек в лесу – гость, он должен соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Давайте, дети, вспомним: чего нельзя делать в лесу? (Дети объясняют значение экологических знаков).
Ребята, назовите деревья, которые растут в нашей тайге. (Береза, осина, рябина – лиственные деревья; ель, сосна, пихта, кедр - хвойные деревья).
А чем отличаются лиственные деревья от хвойных деревьев?
(У лиственных деревьев на ветках растут листья, а у хвойных – иголочки, хвоинки).
- Ребята, как деревья нашего края подготовились к зиме?
Игра «Найди такое дерево».
Раздать каждому из детей по картинке с изображением веточек от деревьев, плодов. Дети должны определить, с какого дерева эта ветка, плод и объяснить, почему они так решили.
ФИЗМИНУТКА:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
(Звучит аудиозапись птичьих голосов).
Воспитатель: Уж не так тихо в лесу, давайте послушаем, как поют птицы.
Вопросы к детям: Вспомните и назовите, каких птиц вы знаете?
Назовите перелётных птиц. Почему мы их так называем? Как перелётные птицы подготовились к зиме?
Назовите зимующих птиц. Чем они отличаются от перелётных птиц? Как зимующие птицы готовы встретить нашу северную зиму? Какую пользу приносят птицы в лесу? Кого называют «санитаром» леса? Почему?
Загадки про птиц:
- Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут её? (Синичка.)
- Уличный мальчишка, в сером армячишке.
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей.)
- Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
4. Я по дереву стучу, червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел.)
5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
Подвижная игра: «Найди свой домик». Каждый ребёнок получает эмблему с изображением птицы. Обозначаются птичьи дома – «Север» и «Юг». По сигналу каждый бежит в свой дом: перелётные птицы – на юг, зимующие – на север. Затем дети меняются эмблемами и игра повторяется.
Итог: Готовы ли птицы нашего края к зиме?
Воспитатель: Ребята, в тайге живёт много разных зверей. Каких животных нашего края вы знаете?
(ответы детей).
А как же звери приготовились к зиме?
Игра «Кто здесь лишний?» ( Игра в парах: объясни - почему зверь лишний).
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним название жилищ у некоторых животных. Где живут: волк, лиса, белка, медведь, заяц?»
(В логове, в норе, в дупле, в берлоге, под кустиком).
Посмотрите, дети, сколько разных следов на тропинке. Интересно, кто проходил по этой тропе. Ханты и манси хорошо умеют узнавать зверя по следу. А вы, ребята, хотите этому научиться? (ответы детей).
Дидактическое упражнение «Узнай, чей след»
(дети упражняются в определении следов белки, зайца, лисицы, волка, медведя).
Воспитатель: Сможете ли вы, ребята, угадать про кого из зверей нашего леса эта загадка: «Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?» (Медведь).
Ханты считают, что медведь – это человек-богатырь. Вот что гласит хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошёл он в лес и заблудился, зашёл так далеко в глубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезть через колоду (колода – короткое толстое бревно: дубовая колода), поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через неё в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не нашёл он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошёл в таком виде к людям, а стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдёт в лесу. Медведь поражал людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умеют делать другие животные. Интересно и то, что ступня задних лап медведя похожа на человеческую.
А о чём в легенде говорится дальше, я вам расскажу на следующем занятии.
Наши леса богаты зверем, птицей, а реки – рыбой. Поэтому, основные занятия ханты и манси – это охота, рыболовство, а дальше на север – оленеводство. Основная пища – это мясо и рыба. Одежду шьют из звериных шкур и рыбьей кожи.
А из чего как вы, ребята, думаете, ханты и манси строят себе жилище: т.е. дом? (ответы детей).
Да, они строят свои жилища из того материала, который есть у них под рукой: деревья, шкуры животных, береста и т. д. А дом у ханты и манси называется чум. (Рассмотреть чум на макете);
Чум летом покрывается берестой. (Берестяной чум);
А чем же покроется чум зимой? (Зимой его покроют оленьими шкурами); Почему?
Воспитатель: Вот и закончилось наша прогулка по осеннему лесу. Выполнили ли мы с вами просьбу Лесовичка, всё ли мы осмотрели? Все ли лесные жители нашей тайги готовы к зиме? К сожалению, нам пора домой. Но не огорчайтесь, ребята, мы ещё не раз придём в сказочный лес, узнаем ещё много интересного про всё, что в нём есть. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза. Представим, что мы с вами последние осенние листочки. Вечереет. В лесу всё засыпает. (Дети садятся на корточки, головы опущены.) Заканчивается день. Заходит солнышко. И вдруг подул осенний ветер, под его порывами закачались деревья в лесу, (Дети, поднимаясь, качают поднятыми руками). Ветер всё усиливается. (Дети продолжают качать руками, затем руки в стороны и кружатся на месте.) И последние осенние листочки отрываются от веток, плавно кружатся, кружатся и тихо опускаются на землю. (Дети плавно кружатся и останавливаются.) Открываем глаза. Вот мы и вернулись в наш детский сад».
ИТОГ. Ребята, что вы сегодня узнали такого, о чём раньше не знали?
Что вас сегодня очень заинтересовало?
О чём бы вы хотели узнать в дальнейшем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...
Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”
Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...
Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...
Конспект занятия по познавательному развитию "Мой родной край"
Для детей подготовительной группе по познавательному развитию. Авторство....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию:« Мой родной край» для детей
Обобщение знания детей о растительном и животном мире родного края....
Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе
Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...