НОД по познавательному развитию " Правила пожарной безопасности" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему " Правила пожарной безопасности"

           

                               Описание: C:\Users\User\Desktop\det17.jpg

 

“Человеку друг огонь ,только зря его не тронь “ 

 

                                Описание: C:\Users\User\Desktop\1360568975_220763eda1d5773acba470985fba41d6.jpg

                                                

                                     Воспитатель  МБДОУ№97: Меркулова В.Ю.            

                                                                  Г. Владикавказ    2014

Описание: C:\Users\User\Desktop\87001573_large_pozharnaya2.jpg

 

 

1. Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре:  причины пожара,  первые действия при пожаре,  порядок действий на пожаре.

2. Развивающая задача:

2.1. Развивать внимание, память, фонематический слух.

2.2. Учить  работать  с  планом  - ориентироваться в пространстве группы и своей комнаты.

2.3. Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.

2.4. Учить следовать словесной инструкции воспитателя.

3. Воспитательная задача:

3.1. Воспитывать уверенность в своих действиях.

3.2. Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.

3.3. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.

4. Словарная работа:

4.1. Обогащение словаря:

существительные: боец,  командир,  каска,  фонарь, огнетушитель, рукав, обогреватель, топор, защитная одежда.

прилагательные: грустный,  печальный,  коварный,  безжалостный, ненасытный.

глаголы: шипеть, злиться, воспламеняться.

4.2. Обучение детей построению полных и выразительных ответов  по описанию картинок по вопросам воспитателя.

4.3. Продолжать работу по улучшению звукопроизношения. Предшествующая работа:

1. Чтение произведений.

2. Знакомство с пословицами.

3. Отгадывание загадок.

4. Встреча с пожарными – командирами.

5. Наблюдение за пожарной машиной и встреча с пожарными-бойцами.

6. Дидактическая игра "Угадай профессию".  В уже имеющуюся дидактическую  игру включить картинку с изображением пожарного.  К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату,  топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.

Подготовка воспитателя: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты,  чистоговорка.  фломастеры,  карандаши, бумага, три подноса,  мяч.

Групповая комната оформляется плакатами о причинах пожара.

Ход занятий:

- Дети,  по словам отгадайте,  пожалуйста,  о чем мы будем сегодня разговаривать?  (Мы будем говорить о пожарных,  об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).

- Чтобы нам четко, красивыми предложениями рассказать, каким добрым, полезным, гостеприимным бывает огонь, и когда он злой.  безжалостный, коварный, потренируем язычок. Проговорим чистоговорку.  Почему она так называется? Говорим чисто - чисто, понятно? (Выделение интонацией слова).

Дети проговаривают два раза с воспитателем:

ШИ-ШИ-ШИ - загорелись камыши.       ШИ-ШИ-ШИ - ты пожар туши.

ШИ-ШИ-ШИ - побежали малыши,         Тушим, тушим, мы пожар потушим.

- Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат,  здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде спать и нечего есть);

- Ребята,  а какое у нее настроение?  (грустное,  печальное. плохое);

- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);

- Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);

- Ребята,  какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути? ("Красный петух" прошелся);

- Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся  у обогревателя, забыл его выключить);

- Вспомним еще пословицу об огне.  (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не потушишь);

- Посмотрите на плакаты.  Какой бывает огонь?  (Разный, удивительный.  волшебный,  безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый,  хороший,  полезный,  верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);

- Молодцы,  дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);

- Во что одеты пожарные? (Пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги);

- Чем тушат пожар?  (Пожарные машины заливают огонь водой,  вода в цистернах,  бочках, вода побеждает огонь);

Игра “ Преодоление препятствий “ .

Эстафета с преодолением  следующих препятствий, - конусы оббежать змейкой , прыжки на двух ногах  из обруча в обруч

 

 

- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся,  а пьет - умирает.  Шипит и злится,  а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь-шипит и пена летит);

- Вот  у меня книжечка-памятка "Малышам об огне" разобрана по листочку,  возьмите себе по одному,  встаньте красиво и  расскажите,  как нельзя делать.

 

-              Сам костер не разжигай,

И   другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара недалек.    Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.           Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

 Пусть включает только взрослый

 Наш надежный, старший друг.

 

Конкурс «01»

команды, перед вами телефон, ваша задача, добежать до телефона, набрать номер, и вернуться назад к команде. И так вся команда

 

                                               игра: «Найди ответ»

- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ  (Дети находят пару: вопрос-ответ);

- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?

« Я знаю свой домашний адрес»

 Ваша задача, подойти к телефону,  быстро и четко сообщить адрес, свою фамилию, положить трубку, вернутся к своей команде.

 

ИГРА: «Как делать нельзя».

- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:

сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.

 

                                           ИГРА: "Найди выход"

- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга. Верно ли дан ответ?

- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).

 

Конкурс «Водоносы»

Перед вами ведра с водой, и стаканы, нужно стаканом перенести воду в пустое ведро.

Вы будете носить воду на воображаемый пожар, и заливать огонь.

«Пожарники»

Перед детьми стоят два стула, на них лежат два пиджака, вывернутые наизнанку. Задача игроков, быстро вывернуть пиджак и надеть на себя.

 

                                             "Физминутка"

- Показываю иллюстрации к сказке К. Чуковского "Путаница". Откуда эта картинка? (Из сказки К. Чуковского "Путаница") ;

- Что сделала бабочка? (Море потушила);

- Мы будем бабочками. Повторяйте за мной:

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать-

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Дошкольники показывают свои рисунки пожарникам.

 

Дидактическая игра "Слушай внимательно"

Воспитатель детям задает вопрос,  а дети хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья.»

- Кто, услышав запах гари. сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером иль днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

- Кто из вас шалит с огнем -  признавайтесь честно в том?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.

- Какое у вас настроение.(Хорошее);

- Покажите настроение. (Все улыбаются)

 

Пословицы

 

- Огонь - беда, и вода - беда, а              нет        хуже     беды,   когда    ни огня, ни воды.

- Искру туши до пожара, беду               отводи до          удара.

- Слезы пожара не тушат.

- Плох мир огня с водою.

- Спички не тронь, в спичках   огонь!

- Храбрый не тот,  кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных).

- Красный петух прошелся.

- Сену с огнем ни ужиться.

- Искра мала, да пламень велик.

- Не шути с огнем - обожжешься.

- Спички - не игрушка, огонь не забава.

- Упустишь огонь - не потушить.

- Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.

          - Где огонь, там и дым.

          - Дыма без огня не бывает.

- Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.

- Дорого при пожаре и ведро воды.

- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

- Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.

- Спичка - невеличка, а огонь - великан.

 

Загадки

 

Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь).

Без рук, без ног, а бушует (огонь).

Шипит и злится, а воды не боится (огонь).

Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички).

Летала мошка-сосновая ножка,  на стог села - все  сено съела (спичка).

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь).

Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь).

 

Частушки

Вот частушки, так частушки

Кто-то бросил дымовушку

И пожар-то - не пожар,

А какой большой угар.

 

Ты включил электроплитку,

Чтобы кашу подогреть.

Сам умчался за калитку

На прохожих поглядеть.

 

Дымовушку подобрали

И виновника нашли.

Мы его за ушко взяли,

К командиру увели.

 

Встретил где-то друга Яшу

И совсем забыл про кашу…

Каша грелась, грелась, грелась,

Сковородка перегрелась,

Раскалилась докрасна

И сгорела вся дотла.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                               C:\Users\User\Desktop\det17.jpg

“Человеку друг огонь ,только зря его не тронь “  

                                C:\Users\User\Desktop\1360568975_220763eda1d5773acba470985fba41d6.jpg

                                               

                                     Воспитатель  МБДОУ№97: Меркулова В.Ю.            

                                                                  Г. Владикавказ    2014

C:\Users\User\Desktop\87001573_large_pozharnaya2.jpg

1. Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре:  причины пожара,  первые действия при пожаре,  порядок действий на пожаре.

2. Развивающая задача:

2.1. Развивать внимание, память, фонематический слух.

2.2. Учить  работать  с  планом  - ориентироваться в пространстве группы и своей комнаты.

2.3. Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.

2.4. Учить следовать словесной инструкции воспитателя.

3. Воспитательная задача:

3.1. Воспитывать уверенность в своих действиях.

3.2. Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.

3.3. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.

4. Словарная работа:

4.1. Обогащение словаря:

существительные: боец,  командир,  каска,  фонарь, огнетушитель, рукав, обогреватель, топор, защитная одежда.

прилагательные: грустный,  печальный,  коварный,  безжалостный, ненасытный.

глаголы: шипеть, злиться, воспламеняться.

4.2. Обучение детей построению полных и выразительных ответов  по описанию картинок по вопросам воспитателя.

4.3. Продолжать работу по улучшению звукопроизношения. Предшествующая работа:

1. Чтение произведений.

2. Знакомство с пословицами.

3. Отгадывание загадок.

4. Встреча с пожарными – командирами.

5. Наблюдение за пожарной машиной и встреча с пожарными-бойцами.

6. Дидактическая игра "Угадай профессию".  В уже имеющуюся дидактическую  игру включить картинку с изображением пожарного.  К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату,  топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.

Подготовка воспитателя: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты,  чистоговорка.  фломастеры,  карандаши, бумага, три подноса,  мяч.

Групповая комната оформляется плакатами о причинах пожара.

Ход занятий:

- Дети,  по словам отгадайте,  пожалуйста,  о чем мы будем сегодня разговаривать?  (Мы будем говорить о пожарных,  об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).

- Чтобы нам четко, красивыми предложениями рассказать, каким добрым, полезным, гостеприимным бывает огонь, и когда он злой.  безжалостный, коварный, потренируем язычок. Проговорим чистоговорку.  Почему она так называется? Говорим чисто - чисто, понятно? (Выделение интонацией слова).

Дети проговаривают два раза с воспитателем:

ШИ-ШИ-ШИ - загорелись камыши.       ШИ-ШИ-ШИ - ты пожар туши.

ШИ-ШИ-ШИ - побежали малыши,         Тушим, тушим, мы пожар потушим.

- Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат,  здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде спать и нечего есть);

- Ребята,  а какое у нее настроение?  (грустное,  печальное. плохое);

- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);

- Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);

- Ребята,  какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути? ("Красный петух" прошелся);

- Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся  у обогревателя, забыл его выключить);

- Вспомним еще пословицу об огне.  (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не потушишь);

- Посмотрите на плакаты.  Какой бывает огонь?  (Разный, удивительный.  волшебный,  безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый,  хороший,  полезный,  верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);

- Молодцы,  дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);

- Во что одеты пожарные? (Пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги);

- Чем тушат пожар?  (Пожарные машины заливают огонь водой,  вода в цистернах,  бочках, вода побеждает огонь);

Игра “ Преодоление препятствий “ .

Эстафета с преодолением  следующих препятствий, - конусы оббежать змейкой , прыжки на двух ногах  из обруча в обруч

- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся,  а пьет - умирает.  Шипит и злится,  а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь-шипит и пена летит);

- Вот  у меня книжечка-памятка "Малышам об огне" разобрана по листочку,  возьмите себе по одному,  встаньте красиво и  расскажите,  как нельзя делать.

-        Сам костер не разжигай,

И   другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара недалек.        Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.        Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

 Пусть включает только взрослый

 Наш надежный, старший друг.

Конкурс «01»

команды, перед вами телефон, ваша задача, добежать до телефона, набрать номер, и вернуться назад к команде. И так вся команда

                                               игра: «Найди ответ»

- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ  (Дети находят пару: вопрос-ответ);

- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?

« Я знаю свой домашний адрес»

 Ваша задача, подойти к телефону,  быстро и четко сообщить адрес, свою фамилию, положить трубку, вернутся к своей команде.

ИГРА: «Как делать нельзя».

- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:

сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.

                                           ИГРА: "Найди выход"

- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга. Верно ли дан ответ?

- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).

Конкурс «Водоносы»

Перед вами ведра с водой, и стаканы, нужно стаканом перенести воду в пустое ведро.

Вы будете носить воду на воображаемый пожар, и заливать огонь.

«Пожарники»

Перед детьми стоят два стула, на них лежат два пиджака, вывернутые наизнанку. Задача игроков, быстро вывернуть пиджак и надеть на себя.

                                             "Физминутка"

- Показываю иллюстрации к сказке К. Чуковского "Путаница". Откуда эта картинка? (Из сказки К. Чуковского "Путаница") ;

- Что сделала бабочка? (Море потушила);

- Мы будем бабочками. Повторяйте за мной:

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать-

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Дошкольники показывают свои рисунки пожарникам.

Дидактическая игра "Слушай внимательно"

Воспитатель детям задает вопрос,  а дети хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья.»

- Кто, услышав запах гари. сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером иль днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

- Кто из вас шалит с огнем -  признавайтесь честно в том?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.

- Какое у вас настроение.(Хорошее);

- Покажите настроение. (Все улыбаются)

Пословицы

- Огонь - беда, и вода - беда, а        нет        хуже        беды,        когда        ни огня, ни воды.

- Искру туши до пожара, беду        отводи до        удара.

- Слезы пожара не тушат.

- Плох мир огня с водою.

- Спички не тронь, в спичках        огонь!

- Храбрый не тот,  кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных).

- Красный петух прошелся.

- Сену с огнем ни ужиться.

- Искра мала, да пламень велик.

- Не шути с огнем - обожжешься.

- Спички - не игрушка, огонь не забава.

- Упустишь огонь - не потушить.

- Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.

          - Где огонь, там и дым.

          - Дыма без огня не бывает.

- Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.

- Дорого при пожаре и ведро воды.

- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

- Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.

- Спичка - невеличка, а огонь - великан.

Загадки

Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь).

Без рук, без ног, а бушует (огонь).

Шипит и злится, а воды не боится (огонь).

Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички).

Летала мошка-сосновая ножка,  на стог села - все  сено съела (спичка).

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь).

Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь).

Частушки

Вот частушки, так частушки

Кто-то бросил дымовушку

И пожар-то - не пожар,

А какой большой угар.

Ты включил электроплитку,

Чтобы кашу подогреть.

Сам умчался за калитку

На прохожих поглядеть.

Дымовушку подобрали

И виновника нашли.

Мы его за ушко взяли,

К командиру увели.

Встретил где-то друга Яшу

И совсем забыл про кашу…

Каша грелась, грелась, грелась,

Сковородка перегрелась,

Раскалилась докрасна

И сгорела вся дотла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста "Обитатели морей"

Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос...

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...

Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию  «Части тела»  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Профилактика плоскостопия» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка направлена на профилактику плоскостопия, физическое развитие, привычку здорового образа жизни. Пробудить интерес к гимнастике для стоп и выучить как можно больше элементов, что...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».

Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...