Конспект НОД в старшей группе на тему "Татарский народные узоры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема: “Татарские народные узоры”

Цели:

• Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

• Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

• Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народному орнаменту.

 

Словарная работа: обогащение словаря – шәл, калфак, түбәтәй, чүәк, камзол, “Аулак өй”.

 

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, чүәк, түбәтй, шәл, чигелгән кулъяулыклар).

 

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

 

Материалы и оборудование:  МР-3 проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).

 

Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски “Эпипэ”. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

 

Организация занятия: дети располагаются на стульчиках полукругом.

 

Практическая работа: Аппликация — украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).

 

Итог занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарский народный орнамент».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.

Дети: Язык.

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.

Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Воспитатель хвалит детей: Молодцы!  А теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садятся на ковер рядом с воспитателем (делают круг).

Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Дети, это – тюбетейка. По-татарскибудет звучать так – түбәтәй. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор.Воспитателҗ надевает тюбетейку на одного ребенка. Рамазан знает стихотворение про тюбетейку , сейчас он нам расскажет. (Рамазан рассказывает стихотворение)

 Воспитатель:А это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак). Амилия выучила стихотворение про калфак. (Амилия рассказывает стихотворение)

Воспитатель:А вот еще шаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках “Аулак өй”. Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры “Кэрия-Зэкэрия”, “Йозек салыш”, “Ак калач”. На экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весео проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.

Играют в игру “Бар матур бакча”.

Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.

Самостоятельная деятельность – аппликация. 

Включается татарская мелодия,дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейки, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец “Эпипэ”.

Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые слова узнали? Как называются татарские национальные головные уборы? Ответы детей.

Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы.Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.



 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_umk.odt21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Татарские народные узоры”

 Цели:

• Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

• Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

• Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народному орнаменту.

Словарная работа: обогащение словаря – шәл, калфак, түбәтәй, чүәк, камзол, “Аулак өй”.

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, чүәк, түбәтй, шәл, чигелгән кулъяулыклар).

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование:  МР-3 проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).

Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски “Эпипэ”. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Организация занятия: дети располагаются на стульчиках полукругом.

Практическая работа: Аппликация — украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).

Итог занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарский народный орнамент».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.

Дети: Язык.

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.

Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Воспитатель хвалит детей: Молодцы!  А теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садятся на ковер рядом с воспитателем (делают круг).

Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Дети, это – тюбетейка. По-татарскибудет звучать так – түбәтәй. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор.Воспитателҗ надевает тюбетейку на одного ребенка. Рамазан знает стихотворение про тюбетейку , сейчас он нам расскажет. (Рамазан рассказывает стихотворение)

 Воспитатель:А это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак). Амилия выучила стихотворение про калфак. (Амилия рассказывает стихотворение)

Воспитатель:А вот еще шаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках “Аулак өй”. Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры “Кэрия-Зэкэрия”, “Йозек салыш”, “Ак калач”. На экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весео проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.

Играют в игру “Бар матур бакча”.

Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.

Самостоятельная деятельность – аппликация. 

Включается татарская мелодия,дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейки, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец “Эпипэ”.

Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые слова узнали? Как называются татарские национальные головные уборы? Ответы детей.

Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы.Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.


                                             

                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....

Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)

Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».

                                        «Знакомство с народной тряпочной куклой ....

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Формироватние интереса и потребности в чтении книг.Познакомить с величайшим богатством народной культуры-сказки....