Конспект НОД в старшей группе на тему "Татарский народные узоры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: “Татарские народные узоры”
Цели:
• Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
• Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.
• Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народному орнаменту.
Словарная работа: обогащение словаря – шәл, калфак, түбәтәй, чүәк, камзол, “Аулак өй”.
Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, чүәк, түбәтй, шәл, чигелгән кулъяулыклар).
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.
Материалы и оборудование: МР-3 проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).
Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски “Эпипэ”. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.
Организация занятия: дети располагаются на стульчиках полукругом.
Практическая работа: Аппликация — украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).
Итог занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарский народный орнамент».
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.
Дети: Язык.
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.
Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).
Воспитатель хвалит детей: Молодцы! А теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садятся на ковер рядом с воспитателем (делают круг).
Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Дети, это – тюбетейка. По-татарскибудет звучать так – түбәтәй. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор.Воспитателҗ надевает тюбетейку на одного ребенка. Рамазан знает стихотворение про тюбетейку , сейчас он нам расскажет. (Рамазан рассказывает стихотворение)
Воспитатель:А это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак). Амилия выучила стихотворение про калфак. (Амилия рассказывает стихотворение)
Воспитатель:А вот еще шаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках “Аулак өй”. Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры “Кэрия-Зэкэрия”, “Йозек салыш”, “Ак калач”. На экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весео проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.
Играют в игру “Бар матур бакча”.
Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.
Самостоятельная деятельность – аппликация.
Включается татарская мелодия,дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.
Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейки, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец “Эпипэ”.
Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые слова узнали? Как называются татарские национальные головные уборы? Ответы детей.
Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы.Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_po_umk.odt | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Татарские народные узоры”
Цели:
• Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
• Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.
• Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народному орнаменту.
Словарная работа: обогащение словаря – шәл, калфак, түбәтәй, чүәк, камзол, “Аулак өй”.
Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, чүәк, түбәтй, шәл, чигелгән кулъяулыклар).
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.
Материалы и оборудование: МР-3 проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).
Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски “Эпипэ”. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.
Организация занятия: дети располагаются на стульчиках полукругом.
Практическая работа: Аппликация — украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).
Итог занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарский народный орнамент».
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.
Дети: Язык.
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.
Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).
Воспитатель хвалит детей: Молодцы! А теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садятся на ковер рядом с воспитателем (делают круг).
Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Дети, это – тюбетейка. По-татарскибудет звучать так – түбәтәй. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор.Воспитателҗ надевает тюбетейку на одного ребенка. Рамазан знает стихотворение про тюбетейку , сейчас он нам расскажет. (Рамазан рассказывает стихотворение)
Воспитатель:А это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак). Амилия выучила стихотворение про калфак. (Амилия рассказывает стихотворение)
Воспитатель:А вот еще шаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках “Аулак өй”. Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры “Кэрия-Зэкэрия”, “Йозек салыш”, “Ак калач”. На экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весео проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.
Играют в игру “Бар матур бакча”.
Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.
Самостоятельная деятельность – аппликация.
Включается татарская мелодия,дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.
Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейки, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец “Эпипэ”.
Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые слова узнали? Как называются татарские национальные головные уборы? Ответы детей.
Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы.Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».
Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....
Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)
Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».
«Знакомство с народной тряпочной куклой ....
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»
Цель: формирование связной речи детей....
Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»
Формироватние интереса и потребности в чтении книг.Познакомить с величайшим богатством народной культуры-сказки....