Конспект НОД «Путешествие к Лесовичку в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ануфриева Ирина Викторовна

Конспект непосредствнно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (конспект НОД, презентация к занятию). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.rar2.26 МБ

Предварительный просмотр:

           2013 год

                      «Путешествие к Лесовичку в зимний лес»

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

     (комплексное интегрированное занятие для открытого показа)

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель

 МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области

Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Виды деятельности: «Игровая»,  «Коммуникативная», «Трудовая», «Двигательная», «Познавательно-исследовательская», «Музыкально-художественная»,  «Продуктивная».

Цель:

-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка;

-обеспечить освоение новых способов действий,  для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты;

-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

Задачи:

-обобщить знания детей о птицах в зимний период;

- поддержать у детей стремление вступать в общение, проявлять эмпатию, оказывать помощь;

-учить детей исследовать, экспериментировать, конструировать, планировать свою деятельность;

-развивать мелкую моторику рук, связную речь;

-учить детей слушать музыку, ассоциировать её с окружающим;

-развивать художественное творчество, воображение, фантазию ребёнка.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о наступающей зиме, о том, какие изменения происходят в природе, как это отражается на жизни животных и птиц. Рассматривание иллюстраций «Зимующие  птицы», «Питание птиц зимой». Экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Рисование деревьев карандашами (вспомнить части дерева).

Оборудование:

*мультимедийный проектор (учебная презентация «Зимующие птицы»);

*магнитофон, запись музыки  (Е. Тиличеева «Птица и птенчики», «Снежная сказка» (Лемит - Дымова), «Деревья под снегом» (Кутиков - Макаревич),

«К нам пришла зима» (Алексеева – Лейме), П.И.Чайковский – «Времена года. Декабрь. Святки»;

*модули,  детские совковые лопаты;

*для рисования: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (от сока).

                                                      Ход НОД:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Звучит запись попевки

 Е. Тиличеева «Птица и птенчики».

Воспитатель (на фоне попевки):

Ребята, вы сегодня своё утро, традиционно, начали с утренней гимнастики. А какие упражнения вы делали? (Ответы детей: «Мудрая сова», «Журавль», «Птица в полёте», «Воробушки»).

Воспитатель:

А теперь отгадайте загадки:

  1. Кто отправился в полёт,

           В клюве веточку несёт?  (ответы детей)

  1. Снится ночью пауку

          Чудо-юдо на суку.

          Длинный клюв и два крыла.

          Прилетит - плохи дела.

          А кого паук боится?

          Угадали? Это...                 (ответы детей) 

Воспитатель: А теперь, я хочу, чтоб вы мне сказали, о чём мы сегодня будем с вами говорить?    

(дети, анализируя «птичье» начало занятия, предлагают различные версии и путём обсуждения приходят к  верной теме занятия, потому что подсказки были сильные)

Правильно ребята: мы сегодня поговорим с вами о птицах и не только: сегодня будет очень интересно…

Раздаётся стук в дверь. Входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, друзья мои! Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок! Что случилась?

Лесовичок: Вот я и говорю – беда. Ребятишки, моя избушка стоит в лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели на разные голоса птицы, а как наступила зима, да первые морозцы, и  не слыхать, и не видать их, изредка простучит дятел и – тишина.  Вот, беда – то какая, птицы пропали (плачет)…

Воспитатель: Лесовичок, а для чего нужны тебе птицы?

Лесовичок: Чтобы пели песенки, чирикали, чтоб в природе было красиво.

Воспитатель: Ребята, а ещё для чего?  (Обсуждение)

Дети: Они защищают природу, человека от вредителей…

Воспитатель: Ребята, а почему не слышно сейчас птиц в лесу? (Обсуждение)

Дети: Потому что наступили холода; птицам нечего есть, они боятся замёрзнуть, поэтому они улетели в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными.

                                       * Игра «Перелётные птицы»

А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Я сейчас буду называть птиц и при назывании перелётных – вы должны махать крылышками-ручками. Готовы? Начали…

(Голубь, соловей, ворона, грач, ласточка, воробей,  кукушка, скворец, дятел, аист, жаворонок, поползень, журавль, утка, синица).

Лесовичок: Так значит они голода бояться, поэтому и улетели? Ой, сказали бы вы мне раньше, разве я их бы не накормил. Наварил бы каши, борща.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу, борщ?  (Обсуждение)

 Дети: Нет, они питаются насекомыми и их личинками, а зимой одни насекомые умирают, а другие прячутся в землю, разные щели, залезают под кору деревьев.

Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?

Дети: Зимующие.

                            Дидактическая игра «Кто здесь обедал?»

Ребята, посмотрите у меня на подносе лежат: шишка, жёлудь, рябина, зерно, пшено, хлеб, сало, личинки (пластиковые). Чей это корм? (Зимующих птиц)

Расскажем Лесовичку: кто чем питается? Сейчас я вам раздам шапочки-маски птиц, кому какая маска достанется, тот и будет себе выбирать соответствующий корм.

 (Правильный выбор: шишкой лакомился клёст, желудями – сойка, рябиной – снегири, воробей – зёрнышко, пшено, синицы – сало, голубь – хлебные крошки, крупа, дятел - личинками).

Лесовичок: Ах, вот оно как!..

Воспитатель: Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, достать их из убежища, поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее.

- Ребята, как мы  поможем Лесовичку, чтобы лесные птицы не улетали от его избушки?

Процесс решения задачи: Дети выдвигают свои предложения (можно построить домик и накормить, птицу можно взять на зиму домой, птицу можно держать в зоопарке, можно построить в лесу приют для птиц – многие ответы детей были самые неожиданные)

 В ходе обсуждения подвожу их к выводу, что нужно птиц подкармливать всю зиму до весны, а для этого можно сделать кормушки, можно – из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок от сока, ёмкостей от торта… Я даю вам домашнее задание: сначала вы нарисуете кормушку, то есть сделаете набросок своего оригинального изобретения и затем их изготовите  с помощью мам и пап. Я уже представляю, какие изумительные необычные кормушки у вас получатся… И несколько кормушек мы подарим Лесовичку, чтобы около его сторожки всегда кружили птички.

Лесовичок: А не хотите вы  прогуляться в лес, ко мне в гости, убедитесь, что птиц вокруг не видно.

                                          (дети соглашаются)

 Воспитатель: Ребята, а в лес-то путь неблизкий, давайте построим сказочную машину и на ней поедем      

                                  (из модулей строится машина)

Теперь мы наденем тёплые шапочки и шарфы, потому что на улице, а тем более в лесу холодно,  и … в путь.

(звучит фонограмма песенки «К нам пришла зима»,

дети подпевают)

Лесовичок: Приехали! Ах, ах… Посмотрите, ребята, пока я у вас был всю дорожку завалило снегом, как же мы пройдём?

Воспитатель: А в нашем сказочном автомобиле есть лопаты и ребята у нас умеют чистить снег.

                         Физкультминутка «Взяли в руки мы лопаты»

                          (дети имитируют движения уборки снега)

Много снегу – нам по пояс!

Мы в сугроб заехали…

А машина ведь не поезд:

Не по рельсам ехали.

Возьмём в руки мы лопаты

И расчистим путь себе.

Все мы дружные ребята

И в учёбе и в труде.        

Ребята, мы ведь забыли с вами надеть варежки, посмотрите, как побледнели ваши пальчики. Выходите на эту прекрасную лесную полянку и давайте разогреем наши ручки.

                             

                          Пальчиковый игротренинг «Птахи зимой»

1, 2, 3, 4, 5 – пальцы сжимаем, разжимаем

Дети в лес пошли гулять – имитация пальцами «шагающих движений»

И на птичек посмотреть – пальцы изображают «моргающие реснички»

Накормить и пожалеть – разминаем пальцами хлеб

Сугробами засыпаны – волнообразные движения пальцами

Все в лесу дорожки – имитация пальцами «шагающих движений»

Не могут пташки отыскать – пальцы смыкаются

Ни зёрнышка, ни крошки – пальцы размыкаются

И вот летают всё слабей – имитация пальцами взмахов крыльев

Снегирь, синица, воробей – «взмахи крыльев» замедляются.

Лесовичок: А теперь, милости прошу, в мою сторожку. Смотрите и слушайте, какая в лесу тишина.  

(дети идут между муляжей деревьев,

звучит музыка П.И.Чайковского  «Времена года. Декабрь»

Ребята, прислушайтесь, как  «хрустально» звучит музыка П.И.Чайковского  «Времена года». С чем она у вас ассоциируется? Вам не показалось, что эта музыка дополняет зимний лесной пейзаж?    (Рассуждения детей)

Дети подходят к экрану мультимедийного проектора и

рассаживаются на модули

Лесовичок: Ну, гости дорогие, хочу с вами поиграть и хочу узнать: какие же птицы будут мне петь зимой, когда мы повесим кормушки?

                            *Игра «Зимующие птицы» (презентация):

Лесовичок загадывает загадки, после ответа детей на экране появляется слайд с отгадкой.

  1. Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (воробей)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

  1. Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор  (дятел)

  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика  (синица)

  1. Верещунья, белобока,

А зовут ее ….. (сорока)

Лесовичок: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю зимующих птиц.

Воспитатель:  А больше у тебя нет загадок, Лесовичок? (Лесовичок отрицательно машет головой)

А ребята тебе сейчас назовут и других зимующих птиц  (Появляются слайды картинок птиц: клест, свиристель, ворона, тетерев, галка.  Дети отгадывают. Лесовичок радуется, хлопает в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите, как мало деревьев вокруг сторожки Лесовичка, потому что здесь небольшой пустырь. Я предлагаю нарисовать сказочные зимние деревья и украсить этот пустырь. И на эти деревья мы потом повесим кормушки. Давайте пройдём за столы. Рисовать деревья мы будем необычным способом.

                                 Способ рисования «Раздувание краски»

Эта техника чем-то похожа на кляксографию (помните мы с вами рисовали сказочных героев), но здесь лист не складывают, а берут трубочку от обычного детского сока.

1. Зачерпните  пластиковой ложкой краску, вылейте её на лист, делая небольшое пятно — кляксу.

2. На это пятно начинаем дуть из трубочки от центра в разные стороны,  её конец не должен касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости действия повторяем. Вспоминаем части дерева (вчера мы его рисовали карандашами) и пытаемся изобразить его.

3. Рассматриваем изображение:  похоже на дерево? Недостающие детали дорисовываем.

Вы сейчас посмотрите, как интересно у вашей кляксы разбегутся в разные стороны «ножки». (Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких).

               Во время работы звучит запись музыки «Деревья под снегом».

Лесовичок: Ну, давайте разомнёмся, устали, наверное, вон ведь какая красотища получилась. А потом пойдём и украсим деревьями мою опушку.

Физкультминутка (ритмичные движения

придумываются по желанию)

                                             

 Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

 К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»     (К. Мухаммади)

          Дети украшают деревьями пустырь около домика Лесовичка.

                                           

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок, ты детям сегодня загадывал загадки? И они тебе на прощание загадают:

1 ребёнок: В зимний день среди ветвей

                   Стол накрыт для гостей.

2 ребёнок: Избушка новая,

                   Для всех столовая,

                   Зовёт обедать,

                    Крошек отведать.

3 ребёнок: Что за стол среди берёз

                   Под открытым небом?

                   Угощает он в мороз

                   Птиц зерном и хлебом.

Лесовичок: Так это же, наверное, кормушки?!

                                                              (Дети радостно: «Правильно!»)

Воспитатель: Через неделю мы вернёмся к тебе с кормушками, и вокруг твоей избушки  снова будут летать птицы.

     Дети садятся в машину, тихо звучит музыка, имитирующая езду на машине.

Итог НОД:

Ребята, что нового вы узнали сегодня, чему научились? (ответы детей).

А скажите, эти знания вам как-то пригодятся в жизни? (ответы детей).

И что вам больше всего сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей).

Все сегодня молодцы! Вы показали очень хорошие знания о птицах, помогли Лесовичку… Я спокойна за птиц: у них есть надёжные старшие друзья, которые не бросят их в беде, всегда придут на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие к Лесовичку" в средней группе.

Закреплять и уточнять знания детей об изменениях,  которые происходят в природе осенью.       Уточнять и закреплять знания детей о деревьях и плодах.Закреплять ...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности "Весеннее путешествие к Лесовичку" (средняя группа)

Задачи:- закреплять характерные признаки весны;- закрепить знания детей о животных и их детенышах;- формировать у детей правила поведения в лесу;- продолжать формировать умение поддерживать ...

Конспект НОД «Путешествие к лесовичку» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

В данном конспекте закрепляется и обобщается пройденный материал по теме «Дикие животные»....

Конспект НОД "Путешествие к Лесовичку"

Данный материал может быть полезен воспитателям....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми. Зимний спортивный праздник "В гости к Лесовичку".

Представленный конспект ориентирован на ранийй дошкольный возраст. Праздник проводится на улице. Роль Лесовичка исполняет взрослый,все остальные герои- кукольный театр....