Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Мележик Валентина Борисовна , МДОУ детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».
Программные задачи:
• Образовательные: дать элементарные представления о весне, названии весенних месяцев и о первых весенних цветах, познакомить с подснежником мать-и- мачеха, одуванчик, хохлатка, ландыш, дать знания как о лечебных травах, активизировать речь за счет прилагательных, закрепить счет в пределах первого десятка, ориентировку на плоскости, закрепить назвиние цветов.
• Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;
• Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно слушать, отвечать не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Планируемые результаты:
Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, весенняя картина, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений: Ю. Пастернак «Чудесная песенка», П.И. Чайковский «Вальс цветов».
Предварительная работа:
Беседы о весне и о первоцветов, заучивание стихотворений, постановка сказки , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме: «Первоцветы».
Ход занятия:
Звучит муз. Ю. Пастернак «Чудесная песенка»
Воспитатель:
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят над крышами капели
Медведь со снежной встал пастели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время знает?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы догадались что это весна?
О каких приметах говорится в стихотворении?
Какое время года сейчас?
Почему вы так думаете?
Наступила долгожданная весна, скажите какой сейчас месяц?
Вы знаете что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. И каждое время весны имеет свои прелести. Весна любит украшать себя цветами.
- Ребята, сегодня в этот солнечный денек мы поговорим о цветах, не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово?
(ответы детей)
Правильно, это цветы, которые весной распускаются первыми в лесу и на лугу, как мы радуемся им. Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает тонким ароматом.
- Дети, какие первые весенние цветы вы знаете?
(ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Цветок» сопровождением музыки.
(Тихо звучит музыка П. И. Чайковский «Вальс цветов».)
Вырос – высокий цветок на поляне (показать руками цветок)
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы врозь)
Всем лепесткам красоту и питание, (ладошки вниз тыльной стороной прижать друг
Дружно дают под землей корешки к другу, пальцы развести)
Воспитатель:
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла она печальная всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала, трогая березы
Выросли подснежники Снегурочкины слезы.
Подснежник- многолетние травянистое растение высотой до 30 см., с небольшими луковицами 1-2 см. в диаметре. Это растение цветет с февраля по март. Излюбленное место цветов - широколиственные леса, поля и опушки.
На глинистых холмах и склонов там где снег подтаял от солнечных лучей появляются желтые огонечки - цветы мать – и – мачеха. Это набитые мелкие цветки на коротких стебельках.
- Ребята, а вы знаете, почему растение так назвали?
(ответы детей)
- Дело в том, что когда цветы отцветут, у растения появляются листья сверху гладкие, холодные, с внутренней стороны мягкие нежно-зеленые, по ощущениям- теплые. Тепло в жизни идет от матери, но холодок от мачехи. Вот и назвали первый первоцвет мать - и –мачеха.
Дети, кто отгадает загадку?
Весной я солнечный цветок
Горит в траве мой огонек,
А потом шарик я пушистый
Лишь только дунет ветерок-
Пуская вдаль парашютистов,
Оставив голый стебелек?
(ответы детей: Одуванчик)
Одуванчик появляется ранней весной и заканчивает цвести позднее осенью. В России произрастает около 200-т видов одуванчика, в особенности популярен лекарственный одуванчик. Одуванчик растет рядом с жильем, около дорог, по опушкам, на берегах рек и т. д.
Потом когда снег растает наступают теплые деньки, зацветает хохлатка.
Хохлатка - это травянистое растение стеблей до 20-30 см. с немногочисленными листиками. Цветки собраны на верхушках стеблей соцветии-кисти. Они могут быть желтыми, синими, красными, белыми и . д. Цветение начинается в апреле и продолжается в течение трех недель.
А когда станет совсем-совсем тепло, даже жарко зацветает душистый ландыш.
Ландыш – невысокое многолетние растение, от боковых корней отходят 5-6 листиков. цветочный стебель в высоту 20 см. Цветка ландыша мелкие, белые, душистые.
Ландыш – ароматное растение цветет с конца весны до середины лето.
-Ребята, а еще эти первоцветы обладают лекарственными свойствами о которых поведует «Матушка- природа».
Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветных. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство. Традиционная медицина советует настой из листьев мать-и-мачехи в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и, конечно, противовоспалительного средства почти при всех заболеваниях верхних путей дыхательной системы. Также настой листочков мать-и-мачехи применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта как средство, обладающие вяжущими свойствами.
Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения туберкулёза, бронхиальной астмы, бронхита, плеврита, воспаления лёгких, гриппа, насморка.
Одуванчик появляется ранней весной и является одним из совсем небольшого количества растений, которые способны начинать цветение ранней весной и заканчивать поздней осенью. Одуванчик появляется сразу же, как только с почвы сходит снег, тут же свободные участки от снега начинают покрываться плотным, радующим глаз ковром из одуванчика жёлтого цвета. Ещё очень давно в народной медицине листья и корни одуванчика использовали как средство, возбуждающие аппетит, мочегонное и отхаркивающее, а также при катарах желудка. Для употребления одуванчика в пищу необходимо брать корни и листья только молодого растения. Одуванчик лекарственный может помочь в лечении заболеваний печени, камней в почках и желчном пузыре, а также является хорошим помощником при атеросклерозе, воспалительных заболеваниях почек.
Ландыш – ароматное растение, цветущее с конца весны до середины лета. Будьте осторожны, потому что ландыш является ядовитым растением, его плоды могут вызвать отравление. Он встречается в Крыму, Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке. Ландыш – растение, занесенное в Красную Книгу! В ландыше содержится множество гликозидов. Ландыш снижает артериальное давление, благодаря ему уменьшаются и даже исчезают сердечные отеки. Препараты из ландыша обладают успокоительным свойством. Растение применяется при пороках сердца, болях в области живота, лихорадке и коликах в животе.Лекарственным сырьем является надземная часть ландыша. Растение применяется в качестве отличного болеутоляющего средства. При помощи ландыша можно избавиться от бессонницы.
Подснежник – многолетнее травянистое растение , насчитывающее около 20 видов. В России и странах постсоветского пространства произрастает 12 видов, однако самыми известными являются подснежник белоснежный и подснежник Воронова. Если говорить о химическом составе подснежника, то ключевым его компонентом являются алкалоиды, включая галантамин. Галантамин – ядовитое вещество, способное при передозировках приводить к крайне тяжелым последствиям. Однако в небольших дозах этот яд – незаменимое средство лечения полиомиелита и церебрального паралича. Также алкалоиды, содержащиеся в подснежнике, помогают излечивать миастению, миопатию, радикулит и полиневрит. Тибетские целители широко используют порошок из листьев подснежника для лечения различных онкологических заболеваний, неврастении, бессонницы и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Хохлатка - травянистое растение, обладающее лекарственными и медоносными свойствами. Название «хохлатка» объясняется причудливой формой цветков. Внутренние лепестки окрашены иначе, чем внешние, и образуют яркий глазок, привлекающий насекомых. В растении содержатся алкалоиды -биологически активные вещества. Одним из таких алкалоидов является сангвинарин. Было установлено, что сангвинарин обладает широким спектром антимикробной активности. Сангвинарин оказался хорошим средством для лечения длительно незаживающих гнойных ран и трофических язв, поражений кожи и слизистых оболочек, экземы, гнойных воспалений среднего уха и хронических гайморитов.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты (потягивание руки вверх)
Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки
Опускаются лепесточки, (наклоны)
А потом встают и по- прежнему цветут.
А теперь ребята давайте поиграем в игру: «Собери цветок»
(игра из крышек от пластмассовых бутылок)
Какого цвета у тебя цветок?
Посчитай сколько крышек у тебя пошло на стебель?
Сколько лепестков у твоего цветка?
(ответы детей)
Итог:
-Ребята, с какими цветами мы сегодня познакомились?
-Что общего есть у этих цветов (стебель, листья, корень, цветы)?
-Когда зацветают эти растения?
(ответы детей)
А теперь послушайте мой наказ:
Ты, дружок смотри. Не подкачай!
Правдивым будь и добрым, обещай!
Не обижай, ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочек сачка,
Люби цветы, леса,
Простор полей – все, что зовется Родиной твоей. (И. Мазин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированного занятия на тему: «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»
Интегрированное занятие с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в хужожественно-эстетическом воспитании детей подготовительной группы....
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.
Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....
Конспект интегрированного занятия по теме "Русская матрёшка"
Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой. Интеграция образовательных областей: " Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка",...
Конспект интегрированного занятия на тему «На птичьем дворе» для детей младшего дошкольного возраста
Познавательное развитие + художественная литература + продуктивная деятельность...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»
( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова. Задачи:1. Коррекционно-разви...