"Знакомство с кубанской хатой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k1.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с кубанской хатой»
Подготовила:
Бердова О.И
2014г
Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского народа, традициях.
Задачи: Образовательные: Познакомить с обычаем гостеприимства на Кубани, дать доступные сведения о жизни казаков; расширять словарный запас; уметь объяснять содержание пословиц.
Развивающие:Развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором Кубани; развивать мышление, умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам; желание принять непосредственное участие в происходящем.
Предварительная работа: разучивание пословиц, колыбельных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, убранством хаты.
Оборудование: макет кубанской хаты, предметы быта и убранства хаты, костюмы казачки и казака, домашние животные, фонограммы кубанской народной песни, «цветочная поляна», кубанские игрушки, колыбель, печь, раздаточный природный материал для изготовления куклы (шелуха от качана кукурузы), хлеб, соль, баранки, « домовой».
Словарная работа: курень, колыбель, рушник, веретено, ухват, чугунок.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, мы давно уже подружились со сказкой. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть, ненадолго очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик-семицветик, шапку-невидимку. А еще хорошо сесть на ковер-самолет или одеть сапоги скороходы и быстро оказаться в нужном месте.
Сегодня я предлагаю вам отправиться на двести лет назад, в старинную казачью станицу. А для этого я вам приготовила волшебные старинные наряды (юбки, кушаки). Они нам помогут перенестись в далекое прошлое. (Предлагаю детям переодеться и занять места на цветочной полянке).
Воспитатель: Какие вы нарядные, настоящие казачата.
Звучит казачья народная музыка, дети закрывают глаза. В это время воспитатель переодевается в кубанский наряд. Открывается ширма, за которой кубанская хата. Хозяйка встречает гостей хлебом и солью.
Хозяйка: Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Милости просим в гости в мой курень. (кланяется гостям).
Дети проходят, рассаживаются на стулья вокруг стола.
Хозяйка: Ребята, какие вы нарядные, настоящие казачата. (Хозяйка предлагает рассмотреть убранство хаты).
Хозяйка: Ребята, знаете, что самое главное у казаков в хате? (ответы) Правильно, ребята, печь. Войдя в хату, на печь сразу обращаешь внимание, она занимает почти пол хаты. У кубанцев есть такая поговорка: «Без печи хата- не хата».
С печью связан весь быт, вся жизнь казаков. Кубанцы недаром наделяли печь волшебными свойствами. Основанием печи служили печное место или опечек.
Это деревянный сруб, разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь (показываю ухваты, горшки чугунки и прочую посуду). А в нижней части опечка зимой живут куры. (показываю)
Печь не только обогревает хату. В печи пекут хлеб, готовят еду. На ней можно спать. Для этого делается специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй придумано о кубанской печке. Ребята давайте посмотрим, кто же живет за печью? (Дети заглядывают за печь и видят там домового). Ребята, вы знаете кто это? (ответы) Правильно, по поверью, домовой – хозяин дома живет за печью, хранит домашний очаг.
Дети очень любят поваляться на теплой печи долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за работой своих родителей.
У хороших хозяев в хате всегда чисто. На стенах- расшитые белы полотенца – рушники (показываю).
Правый от печки угол называется «бабий кут», т. е. закуток. Здесь командует хозяйка. Все здесь приспособлено для приготовления пищи, стоит прялка. А вы знаете для чего нужна прялка? (ответы). Правильно, для того чтобы прясть пряжу. (Показывает веретено с пряжей, дети рассматривают.)
Другой, левый угол от печки, называется «красный», т. е. красивый. Здесь стоит стол, скамейки, висят иконы. Это особое место для гостей. Казаки всегда славились своим гостеприимством. Ребята, а какие вы знаете пословицы о кубанском гостеприимстве. (ответы)
- «Что есть в печи – все на стол мечи».
- «Не красна хата углами, а красна пирогами».
- «Умей в гости звать, уметь угощать».
(Хозяйка обсуждает с детьми пословицы).
Хозяйка: Ребята, все в хате хозяева делают своими руками. Все делается тщательно с любовью.
(Раздается плач ребенка).
Дети подходят к колыбели. Хозяйка качает колыбель и предлагает детям спеть колыбельную песню.
Звучит фонограмма колыбельной мелодии, дети вместе с хозяйкой подпевают, успокаивают младенца. (Ребенок успокаивается).
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, как называется детская кроватка? (ответы) Правильно, колыбель. (Дети рассматривают колыбельку).
(Хозяйка обращает внимание детей на игрушки).
Хозяйка: Ребята, игрушки казаки делают своими руками, с любовью заботясь о своих детях.
(Дети рассматривают игрушки- тряпичные куклы, куклы из шелухи початка кукурузы, деревянные лошадки, медведи и т.д.).
Хозяйка: Ребята, хотите я вас научу делать такие же красивые, забавные куклы? (показывает куклу из кукурузной шелухи).
Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы)
Дети рассаживаются за стол, хозяйка показывает, приемы изготовления куклы. (Дети изготавливают игрушки).
Хозяйка: Вот теперь и у вас, ребята, будут такие же настоящие, красивые кубанские куклы.
(Подводит итог занятия.)
Хозяйка: Ребята, пока мы с вами были заняты работой, у меня для вас подоспело угощение. Милости прошу к столу. Чем богаты, тем и рады.
(Достает из печи баранки, ставит на стол самовар, угощает детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный поиск -2014Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с кубанским народным творчеством»
Цель:•Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа;•Воспитание уважения и любви к кубанскому народному творчеству;•Воспитание гражданских чувств, патриотизмаРазвитие способностей к пра...
конспект ОИС с элементами формирования лексико-грамматических средств языка и развития речи в старшей логопедической группе с ОНР по теме: "Знакомство с кубанским фольклором"
Знакомство с кубанским казачьм фольклором ( быт, игры, песни, пословицы, загадки)...
Знакомство с Кубанским детским писателем Нестеренко Владимир Дмитриевич
Знакомство с Кубанским детским писателем Нестеренко Владимир Дмитриевич....
Альбом "Кубанская хата"
Представлены иллюстрации кубанской хаты, ее убранства, атрибутов, а так же казачьи национальные костюмы, для рассматривания с детьми, старшего дошкольного возраста...
конспект образовательной деятельности "В гости в кубанскую хату"
При проведении образовательной деятельности с региональным компонентом в средней группе. Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация прос...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе на тему: «Знакомство с кубанским бытом»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с кубанским бытом. Обогащать познавательные знания детей (обобщение понятий «предметы обихода»: самовар, печь, и их свойствами и на...
Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"
Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...