Статья на тему:«Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами виртуальной экскурсии».
статья (подготовительная группа)

Плешакова Динара Альфритовна
Статья посвящена виртуальной экскурсии как средству ознакомления детей с окружающим миром, которая нами рассматривается в качестве эффективной формы работы по ознакомлению детей с предметным, социальным и природным миром. Отражены способы проведения виртуальной экскурсии в ДОО. Описан алгоритм проведения виртуальной экскурсии в условиях ДОО при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_virtualn_ekskurs_pleshakova.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан

Статья на тему: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами виртуальной экскурсии».

                                                            Подготовила:

Воспитатель Плешакова Д.А.

Нефтекамск

Аннотация: статья посвящена виртуальной экскурсии как средству ознакомления детей с окружающим миром, которая нами рассматривается в качестве эффективной формы работы по ознакомлению детей с предметным, социальным и природным миром. Отражены способы проведения виртуальной экскурсии в ДОО. Описан алгоритм проведения виртуальной экскурсии в условиях ДОО при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Abstract: the article is devoted to a virtual excursion as a means of acquainting children with the world around them, which we consider as an effective form of work to familiarize children with the objective, social and natural world. The ways of conducting a virtual excursion to the preschool educational organization are reflected. An algorithm for conducting a virtual excursion in a preschool educational organization is described when acquainting preschool children with the world around them.

Ключевые слова: окружающий мир, дошкольный, виртуальная экскурсия.

Key words: world around, preschool, virtual excursion.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром  это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Важность ознакомления дошкольников с окружающим миром обоснована С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, Л.И. Марченко и др., вопросы формирования системы знаний о природе у дошкольников исследовались С.Н. Николаевой, О.А. Соломенниковой, методы, приемы и средства стимулирования детского познавательного интереса к окружающему миру раскрываются в работах О.Н. Бакаевой, Л.М. Маневцовой.

Актуальность исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:          социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием социально активной личности, способной к полному взаимодействию с окружающей социально-природной средой и активному ее преобразованию, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа; необходимостью познавательного развития дошкольника и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса; педагогическим потенциалом виртуальных экскурсий при ознакомлении с окружающим миром и недостаточностью организации экскурсионной деятельности в практике дошкольных образовательных учреждений в условиях пандемии.

Согласно ФГОС ДО образовательной области «Познавательное развитие» включает работу по ознакомлению с окружающим миром, а именно ознакомление с предметным миром, с природным миром и с социальным окружением. Одним из средств ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста может выступить виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия  это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов окружающего мира Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Использование виртуальных экскурсий в виде блоков «Предметное окружение», «Социальное окружение», «Природное окружение» помогает расширить представлений детей о предметном, социальном и природном мире, полученных в процессе чтения, бесед, рассказов, игровой деятельности.

В ходе виртуальных экскурсий перед детьми дошкольного возраста раскрывается удивительный, многообразный предметный мир, мир продуктов творческой мысли человека, возникает восхищение людьми труда.

 Дошкольники начинают понимать, что человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными; функции, детали, назначение предметов изменяются. Обогащаются представления детей о родной стране, родном крае, о ближайшем окружении, прививается чувство уважения к результатам труда, раскрываются мотивы и цели трудовой деятельности.

Расширяются представления о растительном и животном мире, неживой природе, сезонных явлениях.  Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

В ходе исследования виртуальную экскурсию по ознакомлению с окружающим миром проводили в виде мультимедийных презентаций с помощью программы PowerPoint, видеоэкскурсии, интерактивного общения с помощью программы Skype, Zoom, в виде 3D модели достопримечательного объекта. По мнению Н.Г. Пантелеевой использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах энциклопедичности, уникальности места, интеграции знаний, единства содержания и методов, тактичности материала.

Осуществляя работу по ознакомлению с окружающим миров посредством виртуальной экскурсии необходимо придерживаться следующего алгоритма: определение темы, целей и задач виртуальной экскурсии, выбор источников для преподнесения экскурсионного материала, выбор и изучение сведений об экскурсионных объектах, составление виртуального маршрута экскурсии, сканирование фото, иллюстраций, подготовка видеоматериалов, определение техники, необходимой для проведения виртуальной экскурсии, подготовка к экскурсии, написание текста, расставление материалов в определенном порядке, проведение виртуальной экскурсии.

Таким образом, систематическая, продуманная работа по подготовке и проведению виртуальных экскурсий поможет обогатить знания детей об окружающем мире, позволит пробудить познавательный интерес к изучению социального и природного мира.

Список литературы.

  1. Домрачева, Ю.Г. Виртуальные экскурсии в дошкольной образовательной организации [Текст] / Ю.Г. Домрачева // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 47-49.
  2. Евдокимова, В.Е. Использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе дошкольного учреждения [Текст] / В.Е. Евдокимова
    // Современное образование: методология, теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет. – 2018. – С. 54-59.
  3. Пантелеева, Н.Г. Виртуальные экскурсии как инновационная форма работы по ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром [Текст] / Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. – М., 2021. –  С. 137-142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элемен...

Экскурсия как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Экскурсии дают возможность дошкольникам узнать о своём городе и вообще о родном крае и так далее, много интересного, нового. Познакомиться с выдающимися людьми , с достопримечательностями города, с ис...

Методический семинар для педагогов "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Методический семинар разработан с целью  повышения уровня знаний  педагогов ДОУ по теме "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"...

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром посредством виртуальной экскурсии.

Цель программы: формирование представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста средствами виртуальных экскурсий. Задачи: – обогащение представлений детей о мире предметов, о пре...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...