Конспект занятия по окружающему миру "О хлебе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Откуда хлеб пришёл»
Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей старшей группы.
Программное содержание:
- Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- закрепить знания детей о фазах развития растения;
- закрепить знания детей об условиях для роста растений;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;
- формирование языкового чутья;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- формирование мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, схемы условий роста растений, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
Воспитатель:
Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
/осень/
- Чем славиться осень?
/ Урожаем/
- Я что-то вам принесла, отгадайте. Что в коробке?
/ Хлеб/
- А как вы догадались?
/ по запаху/
- Конечно, такой аромат идет от хлеба.
Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)
Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)
Д/игра «Назови хлебобулочные изделия?» /слоговой анализ слов/
Су | Ба | буб |
- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.
Как-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответ детей: Хлеб – всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда прошел хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.
- Отгадайте загадку «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» /Выбрать картинку трактора и тракториста/
Пальчиковая игра:
Тара –тара –тара – Ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
- Кто работает на тракторе? (Тракторист)
- Найдите картинку, где весной тракторист пашет землю. Зачем он это делает? /Ответ детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен./
- Да, ребята, ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит.»
- Что делает трактор? /Ответ детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.»
- Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные – пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.
- Как можно назвать эти зерна одним словом? /Хлебные/
- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки – схемы фаз развития растений/
Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/
Когда говорим про дождь, читаем закличку:
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!»
Когда говорим про солнце, читаем закличку:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка – рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
Воспитатель: Молодцы ребята,
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: Идет время, зерна подрастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.
Физминутка:
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко накланяются.
Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Кинеозилогическое упражнение «Самолет».
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Воспитатель: Порошок этот от вредителей.
- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка:
«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
/Комбайн/
- Найдите картинку комбайна.
- Кто работает на комбайне?
/Комбайнер/
Стихотворение:
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
Воспитатель: Хоть собрано зерно, да не хлеб еще оно. Зерно везет на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? /Мука/
- Человек, который работает на мельнице, называется? /Мукомол/
Дальше муку везут в пекарню.
- Человек, который работает в пекарне, называется? /Пекарь/
Он из муки делает тесто.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про нее сказать? /Отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зерен./
Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
- А чем же станет мука на хлебозаводе?
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» /с колоском/
- От куда хлеб пришел?
/Из магазина/
- В магазин от куда попал?
/Из пекарни/
- Что делают в пекарне?
/Пекут хлеб/
- Из чего пекут хлеб?
/Из муки/
- Из чего мука?
/Из зерна/
- Откуда зерно?
/ Из колоса/
- Откуда пшеницы?
/ Выросла в поле/
- Кто вырастил пшеницу?
/Хлеборобы/
Воспитатель:
Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.
Все дети становятся вокруг девочек и проводят игру «Каравай»
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
(Ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Перспективное планирование.
Художественная литература и развитие речи | Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»; Алексей Мусатов «Как хлеб на стол пришел»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Заучивание стихотворений; В. Данько «Откуда хлеб пришел» В. Степанов «Полюшко поле» П. Руденко «Хлеб» Заучивание пословиц, поговорок: «Хвала рукам, что пахнут хлебом» «Что летом уродится, все зимой пригодится» «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» «Не велик кусок пирога, а стоит много труда» «И обед не в обед, коли хлеба нет» «Ржаной хлебушко, калачам дедушка» «Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» |
Исследовательская деятельность | Рассмотрение и сравнение зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Проращивание зерен в разных емкостях (песок, опилки, чернозем) – где быстрее прорастет зерно. Превращение зерна в муку (камни, кофемолка) Из чего делают хлеб (тесто) |
Продуктивная деятельность | Лепка из соленого теста – атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин» |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин». Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус» Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» Ходовые игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош» Познавательные занятия: «Откуда хлеб пришел?» Оформление альбома о хлебе «Как мы будем беречь хлеб» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова" Должность:Воспитатель: Мищенко О.ВМесто работы:МБДОУ ЦРР Д/С № 1...

Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».
Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Познакомить с новыми профе...

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Хлеб - всему голова"
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека посредством бесед, тематических иллюстраций, просмотра слайдов....
Конспект занятия по окружающему миру "Откуда хлеб пришел"
Конспект по окружающему миру в средней группе ДОУ...