Конспект занятия по окружающему миру "О хлебе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_khlebe.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда хлеб пришёл»

Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей старшей группы.

Программное содержание:

- Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- закрепить знания детей о фазах развития растения;

- закрепить знания детей об условиях для роста растений;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;

- формирование языкового чутья;

- совершенствовать навыки связного высказывания;

- формирование мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, схемы условий роста растений, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

Воспитатель:

Закружил осенний лист

И упал под ноги.

Кто же золотом решил

Вымостить дороги?

                               /осень/

- Чем славиться осень?

                              / Урожаем/

- Я что-то вам принесла, отгадайте. Что в коробке?

                                    / Хлеб/

- А как вы догадались?

                                  / по запаху/

- Конечно, такой аромат идет от хлеба.

Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)

Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)

Д/игра «Назови хлебобулочные изделия?» /слоговой анализ слов/

Су

Ба

буб

- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.

Как-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

        Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(Ответ детей: Хлеб – всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)

Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда прошел хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.

- Отгадайте загадку «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» /Выбрать картинку трактора и тракториста/

Пальчиковая игра:

Тара –тара –тара – Ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

- Кто работает на тракторе? (Тракторист)

- Найдите картинку, где весной тракторист пашет землю. Зачем он это делает? /Ответ детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен./

- Да, ребята, ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит.»

- Что делает трактор? /Ответ детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.»

- Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные – пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.

- Как можно назвать эти зерна одним словом? /Хлебные/

- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки – схемы фаз развития растений/

Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/

Когда говорим про дождь, читаем закличку:

«Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!»

Когда говорим про солнце, читаем закличку:

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка – рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

 Воспитатель: Молодцы ребята,

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Воспитатель: Идет время, зерна подрастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.

Физминутка:

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко накланяются.

Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Кинеозилогическое упражнение «Самолет».

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду – всюду

Сыпет белый порошок.

Воспитатель: Порошок этот от вредителей.

- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.

Воспитатель: А теперь еще одна загадка:

«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»

                                                   /Комбайн/

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне?

                           /Комбайнер/

Стихотворение:

Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб пожнет и в тот же миг

Обмолотит, и провеет,

И нагрузит грузовик.

Повернется руль проворный

Под уверенной рукой,

И опять польются зерна

Золотой живой рекой.

Воспитатель: Хоть собрано зерно, да не хлеб еще оно. Зерно везет на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок? /Мука/

- Человек, который работает на мельнице, называется? /Мукомол/

Дальше муку везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется? /Пекарь/

Он из муки делает тесто.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про нее сказать? /Отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зерен./

Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- А чем же станет мука на хлебозаводе?

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал – пришел.

- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» /с колоском/

- От куда хлеб пришел?

   /Из магазина/

- В магазин от куда попал?

   /Из пекарни/

- Что делают в пекарне?

   /Пекут хлеб/

- Из чего пекут хлеб?

  /Из муки/

- Из чего мука?

  /Из зерна/

- Откуда зерно?

  / Из колоса/

- Откуда пшеницы?

  / Выросла в поле/

- Кто вырастил пшеницу?

  /Хлеборобы/

Воспитатель:

Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.

Все дети становятся вокруг девочек и проводят игру «Каравай»

        Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)

Итог занятия.

Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

   (Ответы детей)

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

Перспективное планирование.

Художественная литература и развитие речи

Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»;

Алексей Мусатов «Как хлеб на стол пришел»;

В. Дацкевич «От зерна до каравая»;

Заучивание стихотворений;

В. Данько «Откуда хлеб пришел»

В. Степанов «Полюшко поле»

П. Руденко «Хлеб»

Заучивание пословиц, поговорок:

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

 «Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной»

Исследовательская деятельность

Рассмотрение и сравнение зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Проращивание зерен в разных емкостях (песок, опилки, чернозем) – где быстрее прорастет зерно.

Превращение зерна в муку (камни, кофемолка)

Из чего делают хлеб (тесто)

Продуктивная деятельность

Лепка из соленого теста – атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин»

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин».

Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус»

Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»

Ходовые игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»

Познавательные занятия:

«Откуда хлеб пришел?»

Оформление альбома о хлебе

«Как мы будем беречь хлеб»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"     Должность:Воспитатель:  Мищенко О.ВМесто работы:МБДОУ  ЦРР Д/С № 1...

Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».

Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Познакомить с новыми профе...

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Хлеб - всему голова"

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека посредством бесед, тематических иллюстраций, просмотра слайдов....

Конспект занятия по окружающему миру "Хлеб всему голова"

в группе старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по окружающему миру "Откуда хлеб пришел"

Конспект по окружающему миру в средней группе ДОУ...