Конспект занятия по окружающему миру "О хлебе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Откуда хлеб пришёл»
Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей старшей группы.
Программное содержание:
- Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- закрепить знания детей о фазах развития растения;
- закрепить знания детей об условиях для роста растений;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;
- формирование языкового чутья;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- формирование мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, схемы условий роста растений, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
Воспитатель:
Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
/осень/
- Чем славиться осень?
/ Урожаем/
- Я что-то вам принесла, отгадайте. Что в коробке?
/ Хлеб/
- А как вы догадались?
/ по запаху/
- Конечно, такой аромат идет от хлеба.
Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)
Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)
Д/игра «Назови хлебобулочные изделия?» /слоговой анализ слов/
Су | Ба | буб |
- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.
Как-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответ детей: Хлеб – всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда прошел хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.
- Отгадайте загадку «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» /Выбрать картинку трактора и тракториста/
Пальчиковая игра:
Тара –тара –тара – Ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
- Кто работает на тракторе? (Тракторист)
- Найдите картинку, где весной тракторист пашет землю. Зачем он это делает? /Ответ детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен./
- Да, ребята, ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит.»
- Что делает трактор? /Ответ детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.»
- Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные – пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.
- Как можно назвать эти зерна одним словом? /Хлебные/
- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки – схемы фаз развития растений/
Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/
Когда говорим про дождь, читаем закличку:
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!»
Когда говорим про солнце, читаем закличку:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка – рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
Воспитатель: Молодцы ребята,
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: Идет время, зерна подрастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.
Физминутка:
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко накланяются.
Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Кинеозилогическое упражнение «Самолет».
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Воспитатель: Порошок этот от вредителей.
- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка:
«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
/Комбайн/
- Найдите картинку комбайна.
- Кто работает на комбайне?
/Комбайнер/
Стихотворение:
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
Воспитатель: Хоть собрано зерно, да не хлеб еще оно. Зерно везет на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? /Мука/
- Человек, который работает на мельнице, называется? /Мукомол/
Дальше муку везут в пекарню.
- Человек, который работает в пекарне, называется? /Пекарь/
Он из муки делает тесто.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про нее сказать? /Отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зерен./
Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
- А чем же станет мука на хлебозаводе?
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» /с колоском/
- От куда хлеб пришел?
/Из магазина/
- В магазин от куда попал?
/Из пекарни/
- Что делают в пекарне?
/Пекут хлеб/
- Из чего пекут хлеб?
/Из муки/
- Из чего мука?
/Из зерна/
- Откуда зерно?
/ Из колоса/
- Откуда пшеницы?
/ Выросла в поле/
- Кто вырастил пшеницу?
/Хлеборобы/
Воспитатель:
Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.
Все дети становятся вокруг девочек и проводят игру «Каравай»
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
(Ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Перспективное планирование.
Художественная литература и развитие речи | Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»; Алексей Мусатов «Как хлеб на стол пришел»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Заучивание стихотворений; В. Данько «Откуда хлеб пришел» В. Степанов «Полюшко поле» П. Руденко «Хлеб» Заучивание пословиц, поговорок: «Хвала рукам, что пахнут хлебом» «Что летом уродится, все зимой пригодится» «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» «Не велик кусок пирога, а стоит много труда» «И обед не в обед, коли хлеба нет» «Ржаной хлебушко, калачам дедушка» «Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» |
Исследовательская деятельность | Рассмотрение и сравнение зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Проращивание зерен в разных емкостях (песок, опилки, чернозем) – где быстрее прорастет зерно. Превращение зерна в муку (камни, кофемолка) Из чего делают хлеб (тесто) |
Продуктивная деятельность | Лепка из соленого теста – атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин» |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин». Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус» Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» Ходовые игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош» Познавательные занятия: «Откуда хлеб пришел?» Оформление альбома о хлебе «Как мы будем беречь хлеб» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова" Должность:Воспитатель: Мищенко О.ВМесто работы:МБДОУ ЦРР Д/С № 1...
Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».
Конспект занятия по окружающему миру «Как колосок хлебом стал».Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Познакомить с новыми профе...
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Хлеб - всему голова"
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека посредством бесед, тематических иллюстраций, просмотра слайдов....
Конспект занятия познание окружающего мира "Откуда пришёл хлеб"
Метадическая разработка...
Конспект занятия познания окружающего мира "От куда пришел хлеб?"
Методическая разработка...
Конспект занятия по окружающему миру "Хлеб всему голова"
в группе старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по окружающему миру "Откуда хлеб пришел"
Конспект по окружающему миру в средней группе ДОУ...