Конспект занятия познания окружающего мира "От куда пришел хлеб?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия познание окружающего мира
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательная: Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.
Воспитательная: Воспитывать Программное содержание:
уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: агроном, комбайн, остья, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание колосьев пшеницы; размол на кофемолке зёрен пшеницы; посев пшеничных зёрен.
Материал и оборудование: ноутбук, проэктор.
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребят сегодня мы с вами поговорим о том, откуда берётся хлеб. Как вы думаете? )(слайд1) (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба. Пройдёмте на стульчики к нашему экрану.
Воспитатель: Мы с вами тоже посеяли в группе пшеничку. Как вы думаете вырастут ли колоски, получится ли у нас собрать зёрна?
Дети: Нет, потому, что в группе мало солнца, и в земли в горшке растениям не хватает.
Воспитатель:
Поэтому, хлеборобы пшеницу сеют на просторных полях, где много солнца и земли.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети:
- Управляет трактором тракторист.
Воспитатель: (СЛАЙД 2)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.
Воспитатель: (СЛАЙД 3) Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.
(СЛАЙД 4) Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: (СЛАЙД 5) Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально), он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.
(СЛАЙД 6) Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.
-Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.
Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы.
Воспитатель:
-Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.
(СЛАЙД 7)- Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Он собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
-Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
(Дети встают перед стульчиками)
Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.
(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
(СЛАЙД 8) Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: (СЛАЙД 9)
Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: (СЛАЙД10)
Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.
Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто ?
Дети: - Мама использует мука, соль, вода , яйца, дрожжи, cахар.
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замесили тесто,
Тесту мало места
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
Воспитатель: Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
(СЛАЙД11)И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
(СЛАЙД 13)Хлеб готов - пора его везти в магазины. (СЛАЙД 14)
-А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
- Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…
Воспитатель:
- А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова! Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения.
Игра «Своё место»
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте расскажем об этом. Возьмите карточки – схемы, они вам помогут правильно составить рассказ.
На карточках изображен труд хлеборобов: 1тракторист пашет землю, 2агроном проверяет колосья,3 комбайны жнут и обмолачивают хлеб, 4машины увозят зерно на элеватор, 5на мельнице перемалывают зёрна в муку, 6 пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия.
Воспитатель: - Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.
Да не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
1. Пришла горячая пора — пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
3. Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
4. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
5. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
Там муку смололи из зерна
На хлебозавод отправилась она.
6.Здесь пекарь постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
7.В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Воспитатель:
-Почему ты занял первое место в цепочке?
-Как агроном ухаживает за посевами?
-Как называется время уборки урожая?
-Что делают с зерном на элеваторе?
-Для чего нужна мельница?
-Что делают в пекарне?
Собрать иллюстрации.
-Как нужно относиться к хлебу.
-Давайте повторим наше «золотое» правило обращения к хлебу.
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб - наша ценность, им не сори!
Исполняется «Гимн хлеба»
Воспитатель вносит каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжина "Каравай"
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родные соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель предлагает детям съесть по кусочку каравая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл. Тема: «Что растет на участке?»
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл.Тема: «Что растет на участке?»Цель: Стимулировать интерес детей к объектам природы, познакомить с деревьями: береза, рябина. Ввести в словарь д...
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 2-ая мл. Тема: «Овощи».
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 2-ая мл.Тема: «Овощи».Цель: Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде. Закрепи...
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл. Тема: «Овощи».
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл.Тема: «Овощи».Цель: Познакомить детей с овощами, учить узнавать их по характерному признаку – цвету, форме. Ввести в словарь детей назван...
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл. Тема: «Где мы будем играть». Экскурсия на площадку.
Конспект занятия. Познание. Окружающий мир. 1-ая мл. Тема: «Где мы будем играть». Экскурсия на площадку.Цель: Познакомить детей с игровым оборудованием, размещенным на участке. Обогащать сло...
Конспект занятия по окружающему "К нам пришел котик"
Конспект "К нам пришел котик"...
Конспект занятия познание окружающего мира "Откуда пришёл хлеб"
Метадическая разработка...
Конспект занятия познание окружающего мира Тема: «Быть здоровым хорошо
Образовательная деятельность во второй младшей группеКонспект занятия познание окружающего мираТема: «Быть здоровым хорошо»....