План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Столяренко Елена Анатольевна

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок»

План по самообразованию

Тема: « Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»

         Выполнил:

воспитатель  Столяренко Е.А.

Х. Денисов

2019г.


Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

«Экология – это взаимоотношения организма с окружающей его живой и неживой средой. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» - дом , убежище. Так стала называться наука об условиях существования живых организмов. Экологи изучают животных и растения. Если нарушить звено экологической цепи, то это может привести  к неожиданным изменениям в природе. (В одном месте боролись с комарами, докучавшими людям, уничтожая в водоемах их личинки. Вдруг стали исчезать в реках ценные породы рыб: оказалось, что комариные личинки – основная пища молоди этих рыб.)  

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Дать представление о законах природы, о повадках животных , о том как человек может помочь сберечь природу.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.


Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

 НА 2019 -2020  УЧЕБНЫЙ ГОД (старшая группа)

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

«Расти-тельный мир»

Сентябрь-октябрь

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов.
  • Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе
  • Наблюдение за уборкой урожая.
  • Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали».
  • Коммуникации: рассказ по картине Левитан

 «Березовая роща» Описание берёзы.

  • Чтение художественной литературы по теме
  • Загадывание загадок.
  • Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».
  • Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени».
  • Лепка: «Кисть рябины».
  • Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».
  • Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».
  • Анкета «Ребёнок и  природа».
  • Прослушивание аудиозаписей.

Занятие «Способы распространения семян в природе»; Изготовление гербария.

Экологическая игра «Поле чудес»

Выставка поделок из овощей.

«Живот-ный мир»

Ноябрь-декабрь

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».
  • Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»
  • Наблюдения за обитателями живого уголка.
  • Чтение художественная и познавательная по теме.
  • Загадывание загадок.
  • Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр».
  • Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».
  • Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;  
  • Конструирование: «Ферма кота Матроскина».
  • Оригами-животные.
  • Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки».
  • Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует».

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Проект «Домашние питомцы»

«Мир птиц»

Январь -

март

  • Наблюдение за птицами на кормушке.
  • Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.
  • Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадывание загадок.
  • Рассказывание по картине «Грачи прилетели».
  • Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой».
  • Инсцинировка «Про петушка».
  • Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири».
  • Аппликация «Поющий  соловей».
  • Конструирование из бумаги «Грачи прилетели», Птицы»

Изготовление кормушек.

Викторина «Наши друзья-пернатые».

Изготовление альбома «Птицы»

«Комнатные растения»

Апрель - май

  • Беседы о цветах:«Кто живет на подоконнике?»
  • Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».
  • Опыты с комнатными растениями.
  • Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
  • Рисование «Комнатный цветок».
  • Загадывание загадок

Экологический КВН «В мире природы»

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

                                   Список литературы: 

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  6. Программа воспитания и обучения в детском садуПод ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  9. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
  12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
  17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны

Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

"Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен доклад по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...