НОД по Познавательному развитию "Гостья из прошлого"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Это занятие можно проводить в старшей группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostya_i_z_proshlogo.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи
Образовательные:
Закрепить представление о характерных особенностях русской избы, ее внутреннем убранстве.
Продолжать знакомить детей с бытом, культурой и традициями семьи.
Продолжать формировать навыки работы с тестом, используя прием возвратно - поступательного движения ладоней рук.
Продолжать учить сравнивать детали предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий; короче, длиннее, самый длинный.
Развивающие:
Развивать:
- мелкую моторику кисти рук, стимулируя речевые центры мозга; развивать логическое мышление,
- слуховое и зрительное восприятие, умение слушать и слышать.
Воспитательные:
Формировать интегративные качества:
- интерес к прошлому своего народа, его быту, духовной культуре;
- вызвать потребность в бытовом труде, чувство уважения к повседневным трудовым действиям, сопричастности к результатам коллективного труда;
- умение испытывать удовлетворение от результатов своего труда и труда сверстников.
- начальные навыки учебной деятельности - культуру речевого общения - отвечать внятно, не перебивая взрослого и сверстников, не выкрикивая;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в процессе совместной трудовой деятельности, вызвать положительные отклики на оказание помощи нуждающимся.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок: слушание русской народной музыки; экскурсии в русскую избу; знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа: знакомство с домашними животными.
Обогащение словаря: пряжа, спицы, крючок, шерсть, пух, изба, русская печь, красный угол, часы - ходики, лубочные картины, рукомойник, лампадка, полати, сундук , рубель.
Оборудование: выставка образцов вязаной детской одежды: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; пряжа, спицы, крючок, начатое вязаное изделие на спицах и крючком, вязанные вещи; доски для лепки, влажные салфетки, сдобное тесто, готовый пирог.
Ход НОД:
Дети входят в группу, их встречает хозяйка.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге - хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю - красное место.
Хозяйка: Я очень рада гостям, в избе порядок навела (показ слайда русской избы), пол подмела, дров наносила, печку затопила (показ слайда русской печки).
Давайте закроем глаза, протяните ручки и почувствуйте какое тепло идет от печки, чествуете тепло руками? Откройте глаза, потрогайте свои ладошки, вам тепло? И сразу стало хорошо!
Русская печь находится у входа в избе, она кормилица семьи.
Загадка:
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать.
(утюг)
Ой, а вы знаете что это такое, как называется?
Хозяйка: Это - рубель с помощью его гладили вещи полотенце, рубаха или другая вещь наматывалось на круглый предмет и таким образом выпрямлялась, потом появился утюг куда ложили горящие угли при помощи которых он нагревался, затем стали гладить утюгом который ставили на печь , при появления света появились электроутюги.
У печи находится шкафчик или полки на которых хранится посуда, вещи хранятся в сундуке (показ слайда сундука). Напротив печи красный угол (показ слайда красного угла) здесь располагалась полка с иконами, убранная бумажными цветами, полотенцами. Перед иконой к потолку прикреплена лампадка, на стене висят часы - ходики (показ слайда часов - ходиков). В качестве украшений на стене висят лубочные картины, (показ слайда лубочных картин) зеркала в разных деревянных рамках. Ближе к красному углу стоит обеденный стол. У меня нету сеней поэтому рукомойник (показ слайда красного рукомойника) весит под полатями и здесь же рядом стоят кадки с водой. В избе мебели немного(показ слайда внутри избы): обеденный стол, две скамьи и несколько табуреток. И как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь пирог к чаю?
{Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста.)
Хозяйка: Ребята, вы умеете пирог лепить? Дома мамам помогали лепить пирог? Расскажите, как будем лепить пирог?(Если дети не смогут рассказать, как лепить калачи, то Хозяйка сама рассказывает: я беру небольшой кусочек теста, раскатываю скалкой в корж и лежим на противень, а вы из своих кусочков катайте колбаски ими будем украшать корж А теперь будем украшать фруктами. Дети укладывают десертными ложечками кусочки фруктов на пирог и хозяйка ставит противень в печь.)
Хозяйка: Расскажите, как мы лепили пирог? (Если дети смогут, то рассказывают, если нет , то рассказать вместе с ними.)
Хозяйка: На Руси люди собирались вместе (показ слайда посиделок), играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали (показ слайда с народными танцами) и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру "Ручеек".
Подвижная игра "Ручеек"Участники разделяются на пары и встают в две колонны на расстоянии друг от друга, соединяют попарно высоко поднятые руки, образуя тоннель.
Есть два варианта игры в ручеек: с водящим и без.
При игре с водящим (водой), он входит в образовавшийся коридор сзади и выбирает себе пару из числа участников, взяв игрока за руку и встает со своей парой в начало «ручейка». Освободившийся игрок становится водящим и тоже идет в конец коридора, где процесс повторяется. Если участников игры много, то водящих может быть несколько.
При игре без водящего (количество игроком четное) пары постоянны. В этом случае последняя пара в колонне входит в тоннель и не отпуская рук проходит через него, становясь в начало «ручейка» и т.д.
В игре нет победителей и проигравших, играют в нее пока не надоест.
Ребята, вставайте парами, а я буду водить.
Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении
Н. Кадышевой.
Хозяйка: Ребята, сегодня когда я шла в детский сад встретила почтальона и он передал вам посылку. (Открывает посылку и достает от туда письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – Емеля из русской народной сказки. Хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: поставьте, пожалуйста, заплатки на мои носки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.
Хозяйка: ребята, поможем Емеле?
Д/и. «подбери заплатку»
Хозяйка раздает детям по 2 носка, на столе выкладывает заплатки, дети должны к своим носкам подобрать нужную заплатку. Затем хозяйка спрашивает, почему дети подобрали именно эту заплатку?
Хозяйка: молодцы ребята, починили все носки Емеле. Отправим ему посылку с его носками, и еще подарим Емеле вот эти носки.( все складывает в посылку)
Раздается телефонный звонок, Хозяйка ставит телефон на громкую связь и дети слышат слова благодарности от Емели.
(Хозяйка показывает детям пару вязанных шерстяных носков)
Хозяйка: Из чего связаны носки, какие они?(из пряжи, вязанные)
Хозяйка: Чем можно вязать? (спицы. крючок)
Хозяйка: Из чего вяжут? (пряжа)
Хозяйка: Из чего делают пряжу? (шерсть, пух)
Хозяйка: Шерсть каких животных люди используют для получения пряжи?
Хозяйка: Что можно связать из пряжи, какие вязаные вещи есть у вас? (показывает ребятам вязаные вещи: шарф, шапку, кофту, носки)
Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наш пирог.
Достает противень с уже готовыми пирогом и предлагает всем пойти в группу пить чай.
Хозяйка: Вам понравилось сегодня на занятие? Что вам понравилось, а что не понравилось?
Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости. Прощаются все с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чёт...
Конспект специально-организованной познавательной деятельноости детей средней группе на тему: «Путешествие в прошлое посуды».
о том, как в интересной и доступной форме познакомить детей с прошлым посуды....
Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"
Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"
Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект НОД по познавательному развитию "Без прошлого - нет настоящего"
Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего п...
Конспект по познавательному развитию "Гиганты прошлого"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе....