Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- угольный утюг - электрический утюг - утюг с отпаривателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utyug.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная деятельность по расширению кругозора
детей 5 - 6 лет с амблиопией и косоглазием
«Из прошлого утюга»
Костенкова Н.Г.
воспитатель второй
квалификационной категории
Программное содержание:
- Дать детям представление об истории утюга, знакомя с процессом его преобразования человеком.
- Расширять запас слов краеведческой тематики названиями предметов, действий (каток, валек, утварь, валять).
- Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.
- Развивать умение узнавать зрительным способом изображения различных предметов старины.
- Развивать прослеживающую функцию глаз.
- Воспитывать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Оборудование: модель избы с домашней утварью, каток, валек, угольный утюг, электрический утюг , утюг с отпаривателем; рисунки – лабиринты; рисунки – сарафаны.
Структура занятия:
- Вводная часть: – приветствие
- игра «Хозяйка»
- мотивация
2. Основная часть: - д/и «Угадай и назови предмет»
- рассказ об истории утюга
- д/и «Угадай звук»
- Физминутка
- д/и «Найди заплатку»
- игра «Хорошо-плохо»
- правила ОБЖ
- рисунок
3. Заключительная часть: - подведение итогов
- вопросы, оценка
Ход:
- Вводная часть. Приветствие на ковре.
Здравствуйте. Детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки – пуговки,
Щечки – аленьки, все кудрявеньки.
Проходите, проходите мою избу посмотрите.
Давайте поприветствуем друг друга.
- Речевая игра «Хозяйка». Выбирайте себе подруженьку, давайте поприветствуем друг друга.
Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)
Что, что, что? (хлопки по ладошкам)
Гости едут! (наклоны)
Хорошо (хлопки)
Здрасте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)
Здрасте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Здрасте! (хлопки сверху)
Здрасте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)
- Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь. Многое забыли и растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Для этого нам пригодился старинный бабушкин сундук. Заглянем в него и узнаем что в нём хранится (открываем сундук).
- Основная часть.
- Д/и «Угадай и назови предмет». Сундук не простой: все старинные предметы заколдованы в картинки. Картинки долго в сундуке пролежали, закоптились. Давайте их расколдуем.( Силуэтное изображение предметов старины (самовар, чугунок, лапти, ухват, полотенце).
Дети узнают картинку и называют предмет, рассказывают для чего нужен, , ставят его на то место, где должно находиться в горнице и т.д. Пока полотенце лежало в сундуке все помялось. Некрасиво такое мятое напоказ всем в избе выставлять. Что же делать? (предложения ребят – погладить утюгом).
- (Рассказ об истории появления утюга с постепенной демонстрацией всех моделей утюгов. Рассматривание и обсуждение каждой модели.)
Давным-давно, когда еще не было вас, ваших родителей, бабушек и прабабушек, утюгов тоже не было, но люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они отжимали ее, тщательно встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить. Как думаете ее гладили? (Предположения детей).
Гладили ее так: клали под что-нибудь тяжелое на какое-то время или наматывали на закругленную палку, а затем разматывали. И так делали несколько раз.
- Сейчас я посмотрю в сундуке (достаю каток и валек). Как вы думаете эти предметы смогут нам помочь? (Размышления детей.)
Именно эти предметы и помогали гладить белье. Сначала накручивали белье на закругленную гладкую палку, которая называется каток и катали на ней белье, разглаживали (действия). Затем добавили ребристую доску. Посмотрите одна сторона доски резная, красивая. А теперь потрогайте другую сторону. Какая она? (неровная шершавая; из какого материала сделана – из дерева, значит деревянная). Этот инструмент назвали валек. Теперь по катку стали водить – валять вперед – назад, сильно нажимая, на валек. Давайте попробуем погладить полотенце.. (Первый ребенок помогает мне намотать белье и после моего показа проводит сам; следующие выходят по двое.)- повторное проговаривание слов каток и валек. Послушайте, какой звук получается когда гладим белье.
Всегда Родина наша - Россия, Русь великая была богата лесами могучими, поэтому всю домашнюю утварь делали из дерева. Вот и в моей игре «Угадай звук» сейчас прозвучат только деревянные предметы. А вы слушайте внимательно, если услышите как работает валек, хлопайте в ладоши.
-Как вы думаете хорошо разглаживалась одежда? (Нет). Удобно было использовать? (Нет.)
- Конечно нет. На одежде много складок. Да и трудно было много раз наматывать и разматывать ее – уставали руки. Люди заметили, что одежду может разгладить тяжелый предмет, к тому же горячий, и придумали угольный утюг. Давайте его рассмотрим. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. Как вы думаете откуда брали угли? (Из печки.) Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. Чтобы угольки разгорались и не давали утюгу остудиться им приходилось вот так размахивать (показ действия) или дуть в его отверстия, (Действия с ним- предложить ребятам подержать). Из чего сделан утюг? (из железа). Значит он какой? (Железный). Возьмите в руки, подержите его. Какой утюг? (тяжелый)
- Смотрю я засиделись вы. Выходите танцевать. (Звучит народная музыка)
- Физминутка.
В круг скорей вставайте
И движенья за мной повторяйте.
- Как вы думаете удобен угольный утюг? (Нет)
- Углями можно было обжечься, они быстро остывали, нужно было подкладывать другие. Угольки могли упасть на одежду и прожечь ее. Вот у одной моей подруженьки однажды так и случилось, прожгла свой любимый сарафан. Давайте поможем, сделаем заплатку.
- Д/и «Найди заплатку».
- Угольный утюг был не очень удобен и люди придумали другой. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током, а
регулятор для изменения температуры поможет гладить не только плотные ткани, но тонкие, прозрачные, не боясь их прожечь.
- Посмотрите сначала появился вот такой электрический утюг. Этим утюгом гладила белье моя мама. А я глажу белье вот таким утюгом с отпаривателем. Он не только быстро гладит, но и отпаривает трудные складочки на вещах.
- Игра «Хорошо - плохо»- Найдите хорошее в современном утюге. А что в нем опасного?
- ОБЖ. Когда взрослые работают с утюгом они должны знать правила безопасности. Какие? – проговорить все правила пользования утюгом .
- пользуются только взрослые
- нельзя оставлять включенным
- нельзя наливать воду в утюг, если он включен.
- ставить только на подставку
-гладить в специально отведенном месте
- Рисунок. Давайте проверим какой утюг взрослые забыли выключить (за столом)
- Заключительная часть.
Подвести к выводу какой утюг мне сейчас сможет помочь. Посмотрите у нас получилась целая семья утюгов.
- Назовите самый старший инструмент для глаженья: каток и валек.
- чуть помладше? (Угольный утюг)
- еще младше? (Электрический утюг)
- совсем молодой? (Утюг с отпаривателем)
- Какой из представленных утюгов мне поможет отгладить полотенце лучше и быстрее.
-Что необходимо помнить при работе с утюгом?
- Как вы считаете, каток, валек, угольный утюг необходимо сохранить или убрать, чтобы никто не видел? Почему? (оставить, это наша история, это интересно).
- Как вы думаете, а человек продолжит дальше изобретать утюг или оставит без изменений?
- Вам понравился мой рассказ? И мне было интересно вам рассказывать и показывать. Вы были очень внимательными слушателями и настоящими помощниками. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...