Исследовательский проект "Таинственная невидимка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фомичёва Ольга Анатольевна

Исследовательский проект для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_tainstvennaya_nevedimka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

               

                 

                                               Исследовательский проект                

«Таинственная невидимка»

                                                                                               Воспитатель: Фомичёва О.А.

Содержание

  1. Введение.
  2. Как обнаружить воздух.
  3. Определение свойств воздуха.
  4. Ветер - это движение воздуха.
  5. Чистым воздухом дышать - здоровым быть.
  6. Заключение.

2

Введение

           В наше время люди чаще стали брать от природы всё, что им необходимо, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Поэтому необходимо с раннего возраста усилить внимание детей к природе. Она должна стать для каждого родной знакомой и понятной. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями,  происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других  людях и т. д.  Однако более сложно для понимания детей, то, что нельзя увидеть, потрогать и поэтому в исследовательской деятельности нас заинтересовал вопрос: «Что же такое воздух?» 

Актуальность работы: Часто  взрослые говорят о том, что воздух грязный , такой воздух опасен для здоровья человека и нам захотелось исследовать  это чудо природы и  возможно найти ответ на вопрос: «Как сделать воздух чище?»

Цель исследования: Всесторонне изучить этот дар природы. 

Задачи:

  • Обратить внимание, что такой привычный объект, как воздух таит в себе много неизвестного, интересного.
  • Познакомиться со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) и способами его обнаружения. 
  • Узнать, как образуется ветер.
  • Значение воздуха для жизни человека.

Гипотеза: «Без воздуха нет жизни на земле. Воздух присутствует везде и он не видим, но мы его можем почувствовать»

3

Методы работы:

  • Чтение научной литературы  (с помощью родителей);
  • Беседы со старшим братом, воспитателем, с друзьями;
  • Сбор информации в Интернете;
  • Проведение опытов, экспериментов, наблюдение;
  • Оформление панно "Берегите воздух",

 

Он нам нужен, чтоб дышать.

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Атмосфера представляет собой слой различных газов. Состав атмосферы: 78% азота, 21% кислорода, в небольшом количестве водяной пар, углекислый газ, аргон. Атмосфера даёт возможность дышать живым существам. Если бы её не было, всё живое погибло бы в палящих  лучах Солнца днём, а ночью погибло бы от космического холода.

Без воздуха наша планета Земля была бы мёртвой пустыней.

Куда бы мы не пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Вдох – человек вдыхает хороший воздух (кислород).

Выдох  - выдыхает плохой воздух (углекислый газ).

Человек может прожить без пищи – 30 дней, без воды – 14 дней, без воздуха – несколько минут.

         Для чего человеку важно правильно дышать? Чтобы не болеть.

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистый воздух на Земле следят учёные – экологи.

4

Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнился воздух.

         В нашей жизни загрязняет воздух -  дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет.

Для того чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливают дорожки, тротуары, сажают деревья, кусты, цветы; проветривают помещения, протирают пыль.

Ветер – это движение воздуха. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать  - как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Ветер в сказках наделён волшебной силой, его сравнивают с богатырём, ласково называют озорником, часто обращались за помощью именно к ветру.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе…

(А. С. Пушкин)

Итак: Что я знаю о воздухе?

 - Воздух - часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

 - Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

- Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.

«Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.»

- Ветер - это движение воздуха.

                                                      Что хочу знать?

- Как обнаружить воздух?

- Можно ли поймать воздух?

- Как человек использует свойства воздуха?

5

- Можно ли  играть с воздухом?

Практическая часть.

Итак, нам предстоит узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает и как человек использует свойства воздуха.

 Воздух есть везде.

Эксперимент 1. Как обнаружить воздух.

      Можно помахать веером около лица и почувствовать на коже лёгкое прикосновение ветерка.

Вывод: Воздух не видим, но его можно обнаружить, если создать движение воздуха.

 Опыт1.  Воздух находится везде.

На столе стоит банка с водой, и лежат небольшие предметы (кирпичик, пуговица, губка). Есть ли воздух в этих предметах? Я опускаю эти предметы в воду. Предметы падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх.

Вывод: Пузырьки - это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались, так как воздух легче воды. Воздух находится во всех предметах. Воздух находится везде.

Эксперимент 1. Ловушки для воздуха

Встряхнём пустой мешочек и аккуратно скрутим, зажав отверстие.

По мере скручивания, мешочек заполнился воздухом и  стал  упругим.

Вывод: Воздух не видим, но его можно поймать.

 Наблюдение: Используя это свойство воздуха можно надувать (заполнять) разные предметы - воздушные шарики, мячи, автомобильные шины, велосипедные шины.

Опыт 1. Воздух занимает место. 

У меня есть стакан, на дне которого закреплён листочек бумаги.

Мне интересно, если опустить стакан в воду, что произойдёт с листочком, он намокнет или останется сухим? Переверну стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду, пока он не коснётся дна. Затем достаю стакан из воды. Бумажка на дне

6

стакана осталась сухой.

Вывод: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан. 

Опыт 2. Имеет ли воздух вес?

 Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы.  Надуем один шарик. Чаша весов перевесила с надутым шариком.

Вывод: Чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Опыт 3. Воздух при нагревании расширяется.  Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденем на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставим бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдаем за тем, как шарик станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставим бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер - это движение воздуха.

Опыт 1.  Почему дует ветер? 

     Прикрепим над батареями тонкие полоски бумаги или легкую ткань. Откроем форточку.  Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Наша бумажная спиралька поднимается вверх,  вниз – она движется.

Вывод:  Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.

И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги. 

Это интересно: Существуют сильные   ветры -   ураган, тайфун, смерч.

 Мы дышим воздухом.

Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Мы наблюдаем пузырьки воздуха. 

Вывод: это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Игры с воздухом. 

7

У воздуха есть ещё удивительное свойство - с воздухом можно поиграть. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушные змеи...)

Я люблю играть в бумажные кораблики.

Опустим кораблики в воду. Они не плывут, но если мы создадим ветерок (подуем на кораблик), то кораблик весело поплывёт.

А ещё летом с папой, мамой мы пускаем воздушных змей.

И в этом нам тоже помогает ветер.

Заключение

      В заключение подтверждаем нашу гипотезу,  что воздух есть везде: в комнате, в стакане, в воде, в мешочке, в губке, в земле, в кирпичике и т. д. - воздух всюду вокруг нас. Он прозрачный, лёгкий, незаметный, в нём легко можно бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер, работает вентилятор.

Воздух может перемещаться, двигаться. Кроме того, именно благодаря существованию воздуха могут летать самолёты. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, надо проветривать помещения, протирать пыль,  сажать цветы, деревья.

Оформление панно: «Берегите воздух» (смотри приложение №10)

Литература.

1. "Воздух" сост. Ю. И. Смирнов - С Пб: Сова, 1998

2. Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию!" - С Пб: Детство - Пресс, 2007

3. Куликовская И. Э. Совгир Н. Н. "Детское экспериментирование". М: Педагогическое общество России, 2005.

4. Николаева С. Н. " Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду". - М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет." Зубкова Н. М. - С Пб: Речь, 2009.

6. Рыжкова Н. А. "Воздух - невидимка".

8

                                                                                 

     

 

 

       

         

   

   

        

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность "Невидимка - воздух"

Формировать познавательную активность, познавательные действия в процессе  элементарного экспериментирования....

Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»

Проект проводится в рамках  экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  По программе «Детство»,  образовательные области «Познавательное разв...

Проектная деятельность (познавательно-исследовательская) "Воздух - невидимка"

Проект дает детям представление о воздухе, о его свойствах и роли в жизни человека. Развивает познавательно-исследовательскую деятельность.-Уточняет значение воздуха в жизни человека и других живых ор...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....

Познавательно-исследовательская деятельность "Невидимка-воздух"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно - исследовательский проект "Невидимка вокруг нас"

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  восп...