Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами».
Автор: Наумович Е.В.
Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.
Задачи: -дать детям представление о том, как измеряется время;
-ознакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки;
-развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_chasy.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений
«Знакомство с часами».
Автор: Наумович Е.В.
Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.
Задачи: -дать детям представление о том, как измеряется время;
-ознакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки;
-развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные;
Материалы и оборудование: часы настенные, наручные, картинки с изображением напольных, каминных часов; большой макет часов с движущимися стрелками для показа, кукла – Белый Кролик, мольберт, макет часов с движущимися стрелками на каждого ребенка.
Ход занятия:
(Дети стоят в кругу)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
-Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (ответы детей)
-Мы с вами отправимся в путешествие на машине времени.
- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)
- Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Белый кролик (появляется кукла).
- Здравствуйте ребята, наверное, вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну, тогда отгадайте мою загадку:
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
(Часы)
- Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. А место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.
-Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей)
(Белый кролик начинает рассказ)
- Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.
- А как вы думаете, почему? (ответы детей)
-А если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, да и в пасмурную погоду не определишь время.
- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (ответы детей)
-Нет, такие часы не удобны. Воду нужно было постоянно доливать. Не случайно с тех пор говорят: «Сколько воды утекло!»
- Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (ответы детей)
-Это опасные часы. Свеча может упасть и случится пожар.
-С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И бог, и царь, и господин.
И придумали песочные часы. (Показ часов)
-Посмотрите, они состоят из двух конусов, соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы).
-Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например, на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов.
-Давайте выполним физминутку.
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
-Ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает вместе с детьми и произносит:
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И ходят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Воспитатель: семь часов!
(Встают дети, сидящие с цифрой 7 и 12).
Игра повторяется 3-4 раза. (9 часов, 3 часа, 6 часов, 1 час)
(садятся за столы)
-Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.
(Дети выполняют задание)
— Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)
— Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 1. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 1 час.)
— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.
— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 54часов. Который час показывают часы? (4 часа.)
— Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)
— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.
(При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.)
- А теперь скажите, как называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе –… (настольные)
На руке –… (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
-Чем отличаются часы друг от друга? (ответы детей)
-Часы отличаются формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)
-Чем похожи? (ответы детей)
-На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
- Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Белым кроликом.
Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).
- А теперь, я предлагаю Вам вспомнить, сколько стрелок у часов, как они называются? (Часовая и минутная)
- Часовая стрелка 2 раза обошла циферблат часов. Это значит, что прошли (Сутки)
- Из каких частей состоят сутки? (ночь, утро, день, вечер)
- Минутная стрелка обходит круг циферблата за (1 час).
- Какие часы помогают нам не проспать утором в детский сад, а родителям на работу? (Будильник)
- Вот сколько интересного мы сегодня узнали.
- Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вы расскажите своим родителям о часах? Какие бывают часы? Как устроены часы? Так для чего нужны часы? (ответы детей)
Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно - присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени?
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.
Конспект группового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: "Число 9"....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений Тема: «Прогулка по городу»
развитие у детей диалогической речи, продолжать формировать у дошкольников навыка использования в речи распространенных или развернутых предложений, совершенствовать умения детей согласовыва...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на теме: «Путешествие в гости к Математике»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи:Образоват...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи:закреплять знания детей о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, пространственные предс...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема «Геометрические фигуры».
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема «Геометрические фигуры»...
«Всезнайка» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot.
laquo;Всезнайка» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot. ...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot «Орёл и решка»
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot. «Орёл и решка»...