Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Наумович Екатерина Валерьевна

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами».

Автор: Наумович Е.В.

Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.

Задачи: -дать детям представление о том, как измеряется время;

-ознакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки;

-развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_chasy.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений

«Знакомство с часами».

Автор: Наумович Е.В.

Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.

Задачи: -дать детям представление о том, как измеряется время;

-ознакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки;

-развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные;

Материалы и оборудование: часы настенные, наручные, картинки с изображением напольных, каминных часов; большой  макет часов с движущимися стрелками для показа, кукла – Белый Кролик, мольберт, макет часов с движущимися стрелками на каждого ребенка.

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

-Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (ответы детей)

-Мы с вами отправимся в путешествие на машине времени.

- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)

- Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Белый кролик (появляется кукла).

- Здравствуйте ребята, наверное, вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну, тогда отгадайте мою загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

(Часы)

- Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. А место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.

-Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей)

(Белый кролик начинает рассказ)

- Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

- А как вы думаете, почему? (ответы детей)

-А если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, да и в пасмурную погоду не определишь время.

- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (ответы детей)

-Нет, такие часы не удобны. Воду нужно было постоянно доливать. Не случайно с тех пор говорят: «Сколько воды утекло!»

- Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (ответы детей)

-Это опасные часы. Свеча может упасть и случится пожар.

-С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь, и господин.

И придумали песочные часы. (Показ часов)

-Посмотрите, они состоят из двух конусов, соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?

- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы).

-Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например, на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов.

-Давайте выполним физминутку.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

-Ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

 На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает вместе с детьми и произносит:

 Мы – часы, наш точен ход,

 Водят стрелки хоровод.

 Ходят стрелочки по кругу

 И ходят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

 Стрелки, стрелки, не спешите,

 Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

 Воспитатель: семь часов!

 (Встают дети, сидящие с цифрой 7 и 12).

 Игра повторяется 3-4 раза. (9 часов, 3 часа, 6 часов, 1 час)

 (садятся за столы)

-Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.

(Дети выполняют задание)

— Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

— Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 1. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 1 час.)

— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 54часов. Который час показывают часы? (4 часа.)

— Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

(При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.)

- А теперь скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

-Чем отличаются часы друг от друга? (ответы детей)

-Часы отличаются формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-Чем похожи? (ответы детей)

-На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

- Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Белым кроликом.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

- А теперь, я предлагаю Вам вспомнить, сколько стрелок у часов, как они называются? (Часовая и минутная)

- Часовая стрелка 2 раза обошла циферблат часов. Это значит, что прошли (Сутки)

- Из каких частей состоят сутки? (ночь, утро, день, вечер)

- Минутная стрелка обходит круг циферблата за (1 час).

- Какие часы помогают нам не проспать утором в детский сад, а родителям на работу? (Будильник)

- Вот сколько интересного мы сегодня узнали.

- Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вы расскажите своим родителям о часах? Какие бывают часы? Как устроены часы? Так для чего нужны часы? (ответы детей)

Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно - присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени?

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.

Конспект группового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: "Число 9"....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений Тема: «Прогулка по городу»

развитие у детей диалогической речи, продолжать формировать у дошкольников навыка использования в речи распространенных или развернутых предложений, совершенствовать умения детей согласовыва...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на теме: «Путешествие в гости к Математике»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи:Образоват...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи:закреплять знания детей о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, пространственные предс...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема «Геометрические фигуры».

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема «Геометрические фигуры»...

«Всезнайка» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot.

laquo;Всезнайка» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot. ...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot «Орёл и решка»

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot.  «Орёл и решка»...