Семинар практикум для педагогов " Оптимизировать процесс ознакомления с географическими понятиями путем практической деятельности"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Блошенко Любовь Васильевна

Как развивать у детей географические представления. Игры с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Оптимизировать процесс ознакомления с географическими понятиями путем практической деятельности»

Цель:   повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в     вопросах развитию у детей географических представлений.

План:

  1. Выступление («Развитие у детей географических представлений»).
  2. Выполнение заданий педагогами.

   3.       Буклеты для педагогов по вопросам

  • «Развитие у детей географических представлений»

География это интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описали увиденное ими. Само слово «география» означает «землеописание».

Важно, чтобы дети заинтересовались жизнью Земли, ее природой, захотели больше узнать о ней, познакомиться с теми, кто на ней живет, и полюбили географию – науку о Земле.

Вспомните, пожалуйста, когда, в каком возрасте, вы узнали, что Земля – это шар, что на ней живет множество народов во множестве государств, а государства располагаются на огромных материках, которые омываются океанами. Ведь, правда, кажется, мы это знали всегда. Мир, по праву называемым необъятным, проникал, входил в вас в раннем детстве легко, сам собой и был понятен, как никогда после.  С каждым годом ваши знания о мире расширялись, уточнялись, наполнялись новым смыслом. И помогала вам в этом наука География. География – это ни в коем случае не сухой отчет о том, где, что на поверхности Земли расположено. География также прекрасна и разнообразна, как и жизнь на планете. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников – первооткрывателей. Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее.

Давая детям знания, постепенно перед ними все шире и шире будет распахиваться мир, а в географических названиях зазвучат голоса людей: от первопоселенцев до наших современников. И постараться , опираясь на интерес ребенка к окружающему миру и давая пищу его уму и фантазии, увлечь наукой Географией, которая рождалась вместе с открытиями, сделанными путешественниками всех времен и народов.

  • Наш семинар посвящен тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах развития у детей географических представлений.

  1.  Развитию у детей географических представлений способствуют создание коллекций и игры – путешествия по карте. Для таких игр в качестве постоянного материала нужны глобус и разные физические карты (карта полушарий, карта нашей страны, карта нашего округа и т.п.). Во время чтения обязательно нужно показать ребенку, где пролегает тот или иной маршрут путешествия, - так ему будет легче воспринимать прочитанное, а также станет более привычным облик Земли. Для путешествий по карте желательно собрать иллюстративный материал многоразового использования: карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды и типичных занятий населения; карточки с изображением представителей флоры и фауны разных частей света; мелкие карточки – для наклеивания на карту по маршрутам путешествий.    2. Для игр – путешествий по карте целесообразно обращаться к художественной литературе. Одна из любимых книг – это “Занимательная география “Андрея Усачева”. Веселые стихи легко и надолго запоминаются, что позволяет выучить строение земли, мировые столицы и много других интересных вещей. Почитайте детям сказки Индии, Индокитая, стран Востока и других стран. Сказки – это тот мостик, который соединяет все времена и народы. Прочитайте детям отрывки Афанасия Никитина «Хождение за три моря», очень заманчиво познакомить детей  с путевыми заметками русских путешественниках.
  1. После того как ребенок увидел реку и заинтересовался ею, возьмите политическую карту Европы и сделайте несколько фотокопий.

На одну из них тщательно нанесите основные реки (вы сами должны решить, какие реки нарисовать: самые длинные или короткие, но имеющие важное  значение, например, Темза, Нева).

 После этого предложите ребенку срисовать их на свою карту, произнося при этом название реки и перечисляя, через какие страны она протекает. Старайтесь, чтобы он делал это по памяти. Дети часто спрашивают, например, почему река Лена  называется Леной? Обычно думают, что название произошло от женского имени Елена. Но оказывается это эвенки и сегодня называют ее Елюена, предположительно переводиться как «река». Названия рек появились в глубокой древности, и каждый народ считал, что они живут у единственной Реки. Она очень почиталась.

  1. Если ребенок побывал в горах, ему, конечно, захочется узнать, какие еще есть горные хребты. Возьмите карту полушарий и сделайте 11 карточек (2*5 см), на которых изобразите зигзаг. Игра состоит в том, чтобы ставить эти горные цепи в нужные места.
  2. Предложите ребенку срисовать форму страны с карты (достаточно приблизительного контура). Похвалив малыша, укажите на явные ошибки (например, отрезан полуостров Бретань), но главное, чтобы страна была узнаваема и, чтобы соблюдались пропорции, когда изображается несколько стран. Предложите ребенку нарисовать это по памяти. Можно научить его сводить, например, через кальку, контуры страны. Только не надо забывать, что тогда это будет лишь тренировка ловкости рук, а наша задача - тренировка географической памяти!
  3. Расскажите детям, с каким великим трудом путешественники открывали земли.

Покажите ребятам места, по которым проходил, например, Марко Поло и обратный его путь пролегал через Южно-Китайское море, мимо полуострова Индокитай и островов Суматра и по Средиземному морю в Венецию. А знают ли они, что многие овощи, которые сейчас привычны на нашем столе, привез именно Колумб со своими спутниками? Предложите детям еще интересное задание. Мореплаватели плавали на разных кораблях, например финикийцы на больших весельных судах, а иногда под парусом, викинги доплыли до Гренландии на драккарах, Колумб до Америки – на каравелле. Нужно найти в книге,  на каких кораблях плавали остальные известные им путешественники. Предложить перерисовать эти корабли. Сделать свой морской музей.

7.Расскажите детям  о соломенных хижинах  в  жарких странах, в каких жил и Миклухо-Маклай, об удивительном, похожем на полушарие, жилище эскимосов иглу, построенном из снежных «кирпичей». Такую же круглую форму имеют юрты, жилища кочевых народов Азии. Любопытны и постройки китайцев – фанзы, построенные из бамбука, а также жилище оленеводов, североамериканских индейцев – чумы. Не забудьте про русскую избу и разнообразные постройки из бревен.

8.Расскажите и покажите детям национальные костюмы, объясните, что одежда всегда служила не только для защиты  от холода, но и была нарядна, удобна именно для людей, проживающих в определенной местности. Наша задача познакомить детей и заинтересовать их разнообразием и великолепием народного искусства.

  • А сейчас предлагаю вам географическую  викторину. Предлагаю вам дать ответы на вопросы, которые у вас лежат на столе.
  1. На каком материке нет рек? (Антарктида)
  2. На каком материке можно встретить птиц, которые не летают, млекопитающих,  которые несут яйца,  рыб, которые дышат легкими? ( Австралия).
  3. Несмотря на карту, скажите, какие государства омываются водами двух океанов? (Колумбия (Атлантическим и Тихим),Индонезия (Тихим и Индийским), Россия (Тихим и Северным Ледовитым).
  4. Где находиться Аравийская пустыня? ( в Африке.)
  5. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго).
  6. Откуда к европейцам пришла кукуруза, фасоль, картофель?  (Из Центральной и Южной Америке).
  7. Какие вы знаете цветные моря? (Красное, Желтое, Черное, Белое, Мраморное).
  8. В какое озеро, впадает 336 рек, а вытекает одна? (Озеро Байкал, а вытекает Ангара).
  9. Какой континент не имеет рек? (Антарктида).
  10.  Какой материк самый крупный на нашей планете? ( Евразия).

Следующее задание.

  • На контурной карте подпишите названия материков и расположенных на них крупных гор, рек и озер.

  • Я предлагаю поиграть в «географическое лото с символами стран». И предлагаю сделать вместе с детьми в группе. На карточках написаны вопросы.  На которые вы должны ответить, если же вы захотите включить в лото свои вопросы, то игра станет от этого еще интереснее.

Вопросы географического лото:

  • Кто охраняет великие египетские пирамиды?
  • Символом, какой страны является Статуя Христа-Искупителя?
  • Что является официальными символами стран?
  • Как называется самое большое рукотворное сооружение на земле?
  • Как называется главная достопримечательность Соединенных Штатов Америки?
  • Что является символом Парижа?
  • В какой стране находиться мавзолей Тадж-Махал?
  • Что кладут (или снимают) на маятник часового механизма, чтобы откорректировать правильность хода часов Биг Бен?
  • Что такое Фудзияма?
  • Что такое сакура?
  • «Застывшая музыка». Выброшенный на сушу белый кит.  Корабль, отплывающий в волшебную страну эльфов. Большие морские раковины. О чем идет речь?
  • Что является символом России?

Следующее задание.

  • А теперь давайте поиграем.  Давайте представим , что мы великие путешественники. Чтобы вы взяли с собой в долгую дорогу?

Что ты должен уметь делать и что знать? Ведь в пути возможны всякие неожиданности, а помощи порой ждать не от кого. Сможешь ли ты запомнить дорогу по ориентирам? И умеешь ли пользоваться компасом?

Возьмите в руки компас, давайте выберем  маршрут и отправимся в далекие края.

Следующее задание: «Банк идей»

  • Предлагаю вам самим придумать игру. И лучшую проиграем.  Так как ,играя, дети хорошо усваивают и географические названия, учатся ориентироваться по карте. И конечно, немаловажно, что при постоянно меняющейся обстановке, дети должны проявлять смекалки. Иначе не выиграть!

Предлагаю воспитателям буклеты.

1.география на прогулке

2.познакомьте ребенка с континентами

3.веселая география

4.зачем нужна карта

5. кто открыл Антарктиду

Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку, фантазию. Ведь можно выдвигать и  фантастические версии.

Знания о географии помогут узнать и полюбить свой неповторимый край, будут способствовать формированию грамотного  отношения к природе, экологического мировоззрения.

Интересных открытий и удивительных приключений вашим   маленьким  географам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ  «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности

Семинар — практикум для педагогов  "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Семинар - практикум для педагогов «Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»

Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает се...

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)...