Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_samoobrazovaniyu.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Малышок»
г. Рубцовск Алтайского края
МБДОУ «Детский сад № 23 «Малышок»
__________________________________________________________________________
658220, г. Рубцовск, ул. Спортивная, 25А
тел.: 2-74-63; e-mail: malyshok.23@yandex.ru
ОКПО 29727697, ОГРН 1022200813139, ИНН/КПП 2209010710/220901001
Семинар-практикум для педагогов
«Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)
Подготовила:
Чувилькина С.М.,
воспитатель
Рубцовск, 27.11.2023 г.
Семинар-практикум для педагогов
«Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)
Цель:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания, формах и методах работы;
- повысить интерес педагогов к данной проблеме.
Ход семинара-практикума
Организационный момент:
Игра: «Обратись к соседу!»
Вам необходимо обратиться и поздороваться по очереди к соседу, не называя его по имени.
Например: «Я начну нашу цепочку: коллега – сосед – друг – напарник – сослуживец – россиянин – землячка – товарищ – девушка – женщина – приятельница – гражданка – госпожа – сударыня – мадам – сестра – уважаемая – голубушка – руководитель – начальник…»
1. Вступительное слово.
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Цели и задачи:
Патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
· формирование нравственно-духовных особенностей личности;
· формирование чувства гордости за свою нацию;
· формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
· формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
2. Деловая игра
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды.
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
Закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
Подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Коллективная творческая работа «Родина». (нарисовать)
Интересный исторический факт пока выполняют коллективную работу.
Как вы думайте, БОРОДА – слово родственное «Родине»? Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
2. «Мозговая разминка»
- Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
- Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
- Земля, где ты родился? (Родина).
- Древнее название России? (Русь).
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
- Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
- Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
- Официальная эмблема государства? (Герб).
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
- Как в старину называли дом? (Изба)
- Один из православных праздников? (Пасха)
- Короткая шутливая песенка? (Частушка)
- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
- Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
- Население определенной стороны? (Народ)
- Страна, в которой человек родился? (Родина)
- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
- Человек любящий свою страну? (Патриот)
3. «Бой пословиц»
Ведущий. Пожалуйста, возьмите в конверте карточку с заданием. Вам нужно восстановить пословицы.
1 команда.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше | когда над ней крыша одна. |
Глупа та птица, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | которой свое гнездо не мило. |
Семья сильна, | хорошие дети растут. |
В хорошей семье | Родины нашей. |
2 команда.
Восстановите пословицы
Человек без Родины, | дороже всякого богатства. |
В своем доме и | счастье дорогу не забывает. |
Народное братство | что соловей без песни. |
В семью, где лад, | а в ленивом доме пусто. |
В прилежном доме – густо | стены помогают. |
4. Народные игры
Ведущий. А теперь немножко отдохнем и поиграем как в старые добрые времена играли наши бабушки и дедушки.
Колпачок (паучок)
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят во круг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Золотые ворота
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.
5. Русский народный костюм
Ведущий. А сейчас несколько вопросов о русском национальном костюме.
Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
6. Сказки
Ведущий. Вы все знаете русские народные сказки и чему они учат. Вашему вниманию предлагается две сказки. Вы должны сказать, какие духовно - нравственные ценности они позволяют нам раскрыть в детях.
Сказка «Репка».
Здесь формируются представления детей о семье как о неотемлимой части жизни будь то человек, или животное. У кого-то она большая, у кого-то по меньше. В каждой семье о вас заботятся, любят. Смысл сказки- вместе - лучше! Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата - отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение - позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи - репка благополучно извлекается из земли! Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи, так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим, и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.
Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку.
Сказка «По щучьему веленью»
Она содержит в себе глубокие философские мысли. Считается, что смысл сказки «По щучьему веленью» заключается в констатации русской лени. Каким образом Емеля просто так получает все блага, которые только могут быть, в полном объёме? В этой сказке показано, что Емеля не просто был ленив. Он обладал мудрой ленью. Он не делал того, чего делать не следует. Когда ему говорят «сходи за водой», он говорит ему неохота. Значит надо работать только с охотой, с радостью и любовью, чтобы труд был в радость. Ради блага он трудиться не хотел. Нужно трудиться так, чтобы другому хорошо было. Вот если вы будете стараться хорошо сделать другому, то и сами будете сыты.) Емеля познакомился со щукой и узнав о её способностях, он осознал свои истинные желания. Он проявил к щуке, которая в свою очередь символизирует природу, внимательность, доброту и сострадание. Емели доверился ей и она (природа) дала ему возможности реализовать своё намерение: «По щучьему веленью, по моему хотению». Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.
Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально- нравственные истины, как:
- добро побеждает зло («Золушка»);
- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»);
- учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания («Царевна- лягушка»);
- помогают понять хитрость и обман («Лиса и Журавль»);
- высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»);
- вызывают интерес к жизни русских героев.(« Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», « Алёша Попович и Тугарин Змеевич»).
Рефлексия «Всё в наших руках»
Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности
Семинар — практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в совместной деятельности педагогов и родителей».
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в рамках проектной деятельности»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
Семинар- практикум...
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...
Воспитание патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в разных видах деятельности».
В современных условиях проблема патриотического воспитания детейстановится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новыехарактеристики и соответственно новые подходы к её решению. В после...