Игры - экспериментирования в воспитании и развитии детей раннего возраста
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Гуркина Жанна Владимировна

"Исследовательская деятельность в воспитании и развитии детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник статей №17 "Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений" ИПК ДСЗН г.Москва 2015                              

                             

                             "ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

       В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Автор Гуркина Жанна Владимировна

воспитатель СДР №7 г. Москва

                                                               Расскажи — и я забуду,      

                                                                    покажи — и я запомню,        

                                                                              дай попробовать и я пойму».

                                                                                         (китайская пословица)

    Вся жизнь ребенка раннего возраста пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог  Зеньковский В.В., пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, за-ключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с дейст-вительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»

   Сегодня одной из актуальных задач дошкольника является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самос-тоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания  закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

     Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего возраста становятся игры-экспериментирования.

     Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

      Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании и закреплении культурно-гигиенических умений и навыков.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

    Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следую-щих принципов:

-возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

-доступности содержания игр;

-сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

-ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

-сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любозна-тельности;

-адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

-постепенного усложнения игр;

-цикличной организации игр.

    Дети – пытливые исследователи окружающего мира.

    Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного экспери-мента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

    Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, твор-ческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творчес-кие способности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментиро-вание, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года развития ребенка он является  практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипули-рование предметами, о чем неоднократно говорил  Выготский Л.С.. За использование метода экспериментирования в работе с детьми выступали такие классики педагогики, как  Коменский Я.А.,  Пестолоцци И.Г.,  Руссо Ж.Ж., Ушинский К.Д. и многие другие.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и клас-сификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей до-школьного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способ-ностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повыше-ния общего уровня двигательной активности.

      Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.                Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное это способ самовыражения.

     В раннем возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоде-лировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал дол-жен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

     Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неисто-щимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятель-ность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

       В качестве основного вида ориентировочно — исследовательской деятельности Поддьяков Н.Н. выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего раннего возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период раннего развития ребенка».

    Поддьяков Н.Н. выделяет два основных вида исследовательской деятельности у детей.

~Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полнос-тью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

~Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.

    Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление необходимо придерживаться следующей структуре:

     • формулирование проблемы (познавательной задачи)

     • выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми

     • проверка предположений, гипотез

     • подведение итогов, вывод

     • фиксация результатов

   Для положительной мотивации деятельности детей необходимо использовать различные стимулы такие как:

       • новизна, необычность объекта

       • тайна, сюрприз

       • мотив помощи

       • познавательный момент (почему так)

       • ситуация выбора

  При обучении важно задействовать все органы чувств ребенка. Огромную  

радость доставляет детям угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или  «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху» и др.

    Педагоги, должны придерживаться следующим правилам при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми раннего возраста:

 • детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

 • не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;

• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины

 • необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения;

• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности : необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

 • соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дети раннего возраста, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

  Педагогам  важно понимать и помнить:

• В группе не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследова-тельской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

 • В группе детям приходится давать опыт порциями: он разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

    Для достижения высоких результатов по развитию познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность определили следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегу-ляции своих действий.

Выбрали следующую систему работы:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.

5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, книг, побуждающих детей к исследовательской деятельности.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий

    Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимули-рует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптималь-ные условия для активизации хода самореализации.

    В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

 • емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

 • объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки

 • различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.

 Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.

   В своей работе можно активно использовать для развития познавательной активности у детей — опыты. Опыты проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

 • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

     Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

     Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

    В заключении хочется процитировать слова Тимирязева К.Е.: «Люди, научив-шиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

В своем  учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспери-ментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в даль-нейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

   

   

МАСТЕР-КЛАСС

                      «ПУТЕШЕСТВИЕ УТЕНКА, ИЛИ МИР ЗА ЗАБОРОМ »

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.  

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.  

Ход мастер-класса

Я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором».  

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любо-пытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забо-ром птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов,

это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку.

Что происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

   

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт № 3

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что произойдет? Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

   

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что

идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 4

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

   

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

"Неизведанное рядом" (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)

Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И.

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Короткова Н. А.

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников».

Журнал «Ребенок в детском саду», № 3, 4, 5 2003, №1, 2002

4. Николаева С. Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

5. Рыжова Н. А.

«Воздух-невидимка», «Волшебница вода»

Москва LINKA-PRESS, 1998г.

6. Соловьева Е.

«Как организовать поисковую деятельность детей».

Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Презентация проекта "Пальчиковые игры в воспитании и развитии детей раннего возраста»

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…»А.С.Макаренко...

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию в развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие – одна из значимых задач педагогического процесса ДОУ. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. В п...

Консультация для родителей "Сюжетно-отобразительная игра как средство воспитания и развития детей раннего возраста"

Материал консультации помогает родителям развивать сюжетную игру в самом ее начале, побуждает играть вместе с ребенком....

Игры и игрушки в воспитании и развитии детей раннего возраста

quot;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая...