ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий»
учебно-методический материал по логопедии
ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий»
Учитель- логопед
МБДОУ детский сад «Мозаика» с.Кокино
Дунаева Александра Геннадьевна
Кокино 2021 г.
Условия возникновения опыта. Дошкольный возраст — возраст становления и развития разнообразных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. ФГОС ДО акцентирует внимание на развитие познавательных способностей дошкольников, которые позволят им успешно развиваться и обучаться в дальнейшем по любой программе.
Актуальность. Работая воспитателем в группе «Веселые ребята», я обратила внимание на тот факт, что даже очень необычный, яркий материал для деятельности вызывает интерес не у всех детей, они не проявляют активности в его изучении. Мои наблюдения, анализ анкетирования, проведенного с родителями, результаты мониторинга детей выявили несколько причин данной проблемы. Меня заинтересовали причины, связанные с нарушениями речи у детей, т.к. именно они проявляли наименьший интерес к познанию. Кроме того, современная школа предъявляет высокие требования к будущим школьникам, требуя от детского сада выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного. Все это натолкнуло меня на идею формирования опыта по данной теме.
Основная педагогическая идея моего опыта заключается в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Теоретической основой моей работы стали труды великих педагогов-классиков (К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, В.А. Сухомлинского др.), которые утверждали, что познавательные потребности являются важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка, влияют на формирование его характера, эмоций и личности в целом. Познавательная мотивация, по мнению Н.В. Баранника, выражается в форме исследовательской и поисковой активности ребенка. В логопедической деятельности использую “Программу коррекционно - развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Я же думаю, что при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Исходя из этого, в своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества познавательной активности детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Новизна опыта. Информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Новизна моего опыта заключается в совмещении различных ИКТ - технологий с другими педагогическими технологиями, в использовании и разработке виртуальных экскурсий, презентаций, интерактивных игр. Данные разработки пополнили медиатеку ДОУ, которая является продуктом методической деятельности.
Технология опыта. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Он учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. Поэтому, в своей работе я стараюсь создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.
Так, в логопедическом кабинете и группах старшего дошкольного возраста оборудованы и эффективно используются познавательные зоны. Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения задач по развитию познавательных способностей у детей, в том числе детей с речевыми нарушениями. Среди них:
- презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации; (Приложение №1);
-фоно- и видеотеки, подборка аудиозаписей с различными звуками, для развития фонематического слуха детей;
-подборка мультфильмов по практико-ориентированному подходу (Приложение №2);
-картотеки игр и упражнений для развития познавательных способностей (Приложение № 3);
-картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов, книги. (Приложение № 4);
- книги, игры для развития мелкой моторики рук сделанные своими руками, иллюстрации. (Приложение № 5);
- интерактивные игры на развитие познавательных и речевых способностей (Приложение № 6).
-созданы виртуальные экскурсии по различным лексическим темам: например «Зимующие птицы брянского леса» (Приложение № 7) Алгоритм создания виртуальной экскурсии. (Приложение№ 8)
Результативность. Подводя промежуточные итоги своей работы, могу сделать следующие выводы: методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике, и о чем свидетельствуют результаты диагностики, где прослеживается динамика роста качественных показателей познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Обследование состояния познавательной активности старших дошкольников провожу по методике М. Б. Шумаковой (Приложение № 9). Полученные данные использую при планировании и организации коррекционной деятельности с детьми. Диагностика показала, что дети стали более активными, внимательными, развиваются их коммуникативные навыки, что проявляется в большом желании участвовать в играх, совершенствовать речевые навыки, участвуя в конкурсах, спектаклях и т. д.
Адресная направленность. Я думаю, что данный опыт будет полезен воспитателям, специалистам детского сада, учителям – логопедам, родителям. Он поможет понять значение и необходимость использования ИКТ для формирования познавательных интересов у старших дошкольников, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Мой опыт работы размещён на Собственном сайте в социальной сети работников образования ns portal.ru. Web-адрес сайта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"
Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образова...

Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"
Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

Опыт работы: Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человек...
Опыт работы" РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ"
Опыт работы"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного рисования"...