Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
через изобразительную деятельность
/Методическая разработка/
Программные задачи:
-продолжать формировать интерес детей к окружающей действительности;
-обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия;
-развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление);
-закрепить знания об основных формах предметов и объектов природы;
-развивать эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира;
-формировать умение отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности;
-способствовать овладению композиционными умениями;
-закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (гуашь, акварель , восковые мелки ,пастель , сангина ,карандаши ,фломастеры);
-обогащать опыт рисования в разных техниках;
-познакомить детей с жанрами живописи;
-развивать наблюдательность, внимание, воображение и творческую активность.
Период | Содержание работы | Создание предметно-развивающей среды | Организованная образовательная деятельность-рисование | Совместная и самостоятельная деятельность |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
Сентябрь | Цветоведение: - формирование эмоционально-образного восприятия цвета - знакомство с основными и составными цветами -получение составных цветов разных оттенков путем смешивания основных красок на палитре -дать представление о спектральном круге -дать понятия о холодных и теплых красках -упражнять в рисовании фона в технике размыва -использование цвета для передачи настроения и характера изображаемого возраста
| Дидактические игры: «Разноцветные полянки», «Жители разноцветной страны», «Цвет за цветом», «Краски веселые и грустные», «Характер и цвет» Иллюстрации в холодных и теплых тонах Репродукции картин: -И.И.Левитан «Осень золотая» -Б.М.Кустодиев «Масленица» -А.А.Рылов «В голубом просторе» Пособие: «Расположение цветов радуги» | «Разноцветная радуга», «Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба», «Петушок с радужным хвостом», «Царство ночи», «Царство светлого дня», «Ковры волшебников» | Наблюдения на прогулке за цветущими растениями и желтеющей листвой. Раскрашивание в альбомах-раскрасках. Игровые упражнения «Найди различные оттенки». Разучивание стихотворения Е.Измайлова «Краски радуги». Дидактические игры: «В гостях у солнышка и Снежной Королевы», «Разноцветные кляксы». Слушание музык. произведения П.И.Чайковского из альбома «Времена года» |
Октябрь | Рисование в нетрадиционной технике (по-мокрому, пальчиками, ладошками, в технике монотипия, тампонами) -развивать художественные способности, творческое воображение
| Репродукции картин, иллюстрации ,слайды. Игры и упражнения на развитие творческого воображения. Загадки ,стихи ,муз. произведения.
| «Волшебные цветы», «Фрукты в вазе» , «Осеннее дерево», «Красивые подносы», «Чудеса природы» | Наблюдения в природе. Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям. Рассматривание репродукций картин разных художников. Слушание муз. произведений: Л.В.Бетховен «Лунная соната», П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Танец фей». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь | Жанры живописи
Портрет -формировать знания детей о портретном жанре -упражнять в рисовании портрета -развивать умение через цвет выражать характер и свое отношение к объекту -развивать творческие способности
| Дидактические игры: «Придумай и составь портрет», «Семейный портрет», «Узнай по профилю». Репродукции картин и слайды (портретная живопись). Пособие: «Схема- подсказка в изображении портрета»
| «Портрет веселого и грустного человека», «Рисуем друг друга - ты меня, а я тебя», «Мама и папа вместе», «Портреты домашних любимцев». | Составление описательных рассказов: «Моя семья», «Мои друзья», «Любимый герой». Дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай ,кого назову». Рассматривание книжных иллюстраций. Разучивание стихотворения А.С.Кушнера «Портрет».
|
Декабрь | Пейзаж -формировать знания детей о пейзажной живописи -способствовать навыкам изображения пейзажа (городского, морского, зимнего). -помочь детям отображать перспективу, строить композицию, передавать цветовую гамму -совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности деревьев | Репродукции картин о природе. Книжные иллюстрации разных художников. Слайды. Аудиозаписи муз. произведений Дидактические игры: «Определи горизонт», «Найди картинку по схеме».
| «Зимняя сказка», «Закат солнца», «Зимний пейзаж», «Небесное очарование», «Морской пейзаж». | Разучивание стихов о природе, стих. А.С.Кушнера «Пейзаж» Дидактические игры: «Составь пейзаж», «Перспектива». |
Январь | Натюрморт -формировать знания о жанре натюрморта, его особенностях -упражнять в построении композиции: по собственному замыслу, по заданному сюжету) -формировать навыки рисования с натуры -развивать пространственное воображение
| Дидактические игры: «Составь натюрморт», «Узнай натюрморт по модели». Репродукции картин, иллюстрации, слайды. Посуда, вазы, муляжи фруктов, овощей, цветов. | «Яблоко сладкое и кислое», «Фрукты в вазе», «Цветы в вазе» (в теплых и холодных тонах), «Составь и нарисуй натюрморт», «Придумай свой натюрморт».
| Составление натюрморта по разрезным картинкам. Игровые упражнения – имитации (цветок в бутоне – распускается - вянет; пузатый самовар и т. д.). Наблюдения в окружающей обстановке. Разучивание стихотворения А.С.Кушнера «Натюрморт» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Февраль | Сказочно - былинный жанр -дать понятия о сказочно – былинном жанре, особенностях его изображения -закреплять знания детей о сказках через изобразительную деятельность -развивать умение выбирать цвет как средство передачи характера героев, отношения к изображаемому событию -упражнять в построении композиции -поощрять детей в выборе формата бумаги для лучшего выражения своего замысла | Книжные иллюстрации к сказкам. Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Что напутал художник», «Составь портрет сказочного героя» (разрезные картинки), «Добрые и злые герои (загадки)» | «Избушка лубяная и ледяная», «Веселый колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Гуси – лебеди», «Герои добрые и злые» | Рассказывание сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников – иллюстраторов. Театрализация сказок. Составление описательных рассказов о героях сказок. Дидактические игры: «Сказки перепутались» «Найди недостающего героя» (составление пары), «Шапка – невидимка». Слушание русских народных мелодий. |
Март | Анималистический жанр -расширять знания детей о животном мире Совершенствовать умения выделять характерные особенности строения -упражнять в изображении животных, обращая внимание на изобразительные средства -развивать наблюдательность, внимание
| Дидактические игры: «Узнай по силуэту», «Угадай по профилю», «Чей хвост, нос и т.д.», «Чего не хватает», «Угадай, кто спрятался» . | Рисование по сказкам. Рисование животных и птиц в нетрадиционной технике: «Наши любимцы», «Зоопарк», «Жители наших лесов». | Наблюдения на прогулке, дома за домашними питомцами. Рассматривание иллюстраций. Игры на имитацию движений, голоса и звуков. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Апрель | Развитие творческого воображения -развивать наблюдательность и внимание, память и мышление -формировать умение создавать новые образы, выражать свои чувства -углублять представление об окружающем мире -активизировать работу воображения поэтическим словом и слушанием муз. произведений
| Дидактические игры: «Таинственная коробочка», «Составь картинку и дорисуй». Игровые упражнения на имитацию движений, подбор поэтических им муз. произведений. | «Я начну, а ты закончи» «Моя мечта», «Разноцветные нитки», «Волшебные сны», «Хорошее настроение» «Чего на свете не бывает». | Игровые упражнения: «Найди самое веселое (грустное) дерево», «Веселый и грустный мяч». «Игра в волшебников» «Страна оживленных слов», «Помоги художнику» (А.А.Венгер, О.Дьяченко М.2009 г.) |
Май | Наш город -воспитывать интерес к родному городу -знакомить детей с архитектурными сооружениями и достопримечательностями города -углублять и систематизировать представления о природе родного края -побуждать детей отражать в рисунке свои впечатления и знания о родном городе
| Дидактические игры: «Петербургское лото», «Узнай картинку по ее части», «Придумай решетку», «Узнай по силуэту», «Определи по фрагменту», «Составь из частей целое», «Построй мост». Домино «Петербург». | «Мой дом», «Улица, на которой я живу», «Фонари на наших улицах», «Построй дворец», «Городские жители» | Конструктивно-модельная деятельность: «Мосты», «Петропавловская крепость», «Дом, в котором я живу», «Наша улица», «Строим детский сад». Словестная игра «Продолжи название». Прогулки и экскурсии по городу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психологическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности поведения....
Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"
Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...
Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...
Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...
Методическая разработка « Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в пол...