Коллективный творческо – исследовательский проект средней группы средней продолжительности «Знакомство со свойствами воздуха»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фролова Вита Викторовна

проектная деятельность в ДУ,  экспериментирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

                                     Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

                лицей №1793 «Жулебино» структурное подразделение №4 

______________________________________________________________________________

ЮВАО, 109431, г. Москва,  ул. Привольная, д. 47, корп.1, телефон :+7 (495) 704-95-50

                                Коллективный

творческо – исследовательский

проект средней группы

         средней продолжительности

«Знакомство со свойствами воздуха»

7 фактов о воздухе - Большая Перемена

                                Москва, 2015 год.

                           Участники проекта:

                         Стена ВКонтакте

Дети средней группы №2 «Звездочки», педагогический коллектив.

C:\Users\Master\Desktop\ФОТО\фото детский сад\прогулка весна 2014\_DSC9362.jpg

                        Актуальность темы

        Идея реализации проекта «Знакомство со свойствами воздуха» возникла не  только из программных задач, но и в связи с интересом детей.

Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?

        Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

        

                        Цель проекта:

        - Расширить знания детей об окружающем мире, о воздухе и его  свойствах.

                        Задачи проекта:

        - Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

        - Развивать любознательность, наблюдательность.

        - Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

        - Расширять словарный запас детей.

        - Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

        

                Этапы реализации проекта

Этап                                                            Содержание работы

Подготовительный            Осознание проблемной ситуации, выбор темы       проекта.

Подбор информационных ресурсов по теме проекта:               энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы.

Интернет – ресурсы.

           Выявление предварительных представлений детей

                                по «модели трех вопросов».

Аналитический        Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

        Подбор материала.

        

Практический        Реализация проекта в образовательную практику:

        Непосредственно образовательная деятельность.

        Экспериментальная деятельность.

        Продуктивная деятельность.

        Игровая деятельность.

Контрольный         Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

План реализации проекта

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  2. Рассматривание плакатов, иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – воздухом.
  3. Подбор подвижных, дидактических и речевых игр.
  4. Составление конспектов тематических занятий  по разным разделам программы.
  5. Составление и создание опытов, экспериментов с воздухом.
  6. Подбор информации о воздухе в виде рассказов, стихотворений, сценок, пословиц, поговорок, частушек, скороговорок.

                        1 НЕДЕЛЯ

                Модель трех вопросов по проекту

 Что мы знаем?                  Что мы хотим узнать?                  Где мы можем узнать?

Мы дышим воздухом.        Можно ли воздух слышать?          Наблюдение.

Воздух вокруг нас.        Можем ли мы воздух                  Спросить у воспитателя.

Воздух внутри нас.        осязать?                                  Провести опыты.

Воздух нельзя

увидеть.                           Может ли воздух двигаться?          Спросить у

Воздух не имеет                                                           родителей.

 запаха.                                                                   Посмотреть в

Воздух нельзя                                                            интернете.

потрогать.                                                                   Посмотреть в книгах,

                                                                           энциклопедиях.

  1. Беседы о воздухе, чтение стихов.

           

  1.  Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
  2. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).
  3. Но что же такое воздух?
  4. Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
  5. Почему мы его не видим?
  6.  Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть, надо поймать.)
  7.  Когда воздух движется, получается ветер.
  8.  Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.
  9.  Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,        
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

                        Марина Андреева-Доглядная.

Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.

 Е.Ординарцева-Тарасенко

  1. Наблюдение.

Прогулка:

  1. Худож. слово: «Ветрено, ветрено вся земля проветрена. ..»
  2. Наблюдение «Что такое воздух».
  3. Подвижная игра «Воздушный шар».
  4. Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек.
  1. Занятие-экспериментирование

 «Где можно найти воздух?» 

(ознак. с окружающим + опытническая работа).

Цель: Обнаружить воздух в предметах.

Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.

  1. Продуктивная деятельность.

-Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

-Конструирование: изготовление веера.

  1. Разучивание стихотворения

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

  1. Игры.

-Подвижная игра «Надуваем шарик»

-Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой)

-Речевая игра «Ветер-ветерок!»

  1. Загадки.

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

                2 НЕДЕЛЯ

  1. Эксперименты с воздухом.

             

Можно ли воздух слышать?

                2.Музыка.

Знакомство с духовыми музыкальными инструментами.

3. Игры.

-Подвижная игра «Волшебный рожок»

-Дидактическая игра «Какой ветер?»

-Дыхательное упражнение «Ветер»

-Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

            4. Чтение художественной литературы.

-Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.

-«Добрый воздух» Автор сказки: Ирис Ревю

                

    5.  Динамическая пауза «Ветерок»

 

            6. Инсценировка по сказке Геннадия Цыферова

« Где живет ветер?»

            7. Творчество. Рисуем ветер.

                3 НЕДЕЛЯ

  1. Беседа. Можно ли воздух осязать?
  2. Экспериментальная деятельность.

       

  1. Игра «Отгадай по запаху»

4. Конструирование. Мастерим бумажный самолетик.

       

                   

                

                5. Что нужно, чтобы самолетик полетел?

                         Практическое занятие.

                     

                  

                6. Чтение.

        -«Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка.

        - Дусины сказки. Про шарик.

        -«Ветерок-шалунишка» Мария Шкурина.

                7. Разучивание стихов.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

С мамой в магазин ходили, 

 Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. 

 Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. 

 Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! 

                8.Загадки.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (Воздух)

Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

 Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)

 Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

9.Подвижная игра «Веселые самолетики».

                10. Фоторепортаж «Мы изучаем свойства воздуха»

                Изученная литература:

-  Пособие «Детский сад 2» М. Петер Меттенляйтер.

-  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»  Тугушева Г.П. ,Чистякова А.Е.Санкт- Петербург

Детство – Пресс 2010 год

         - «Воздух вокруг нас» Рыжова Н. , Мусиенко С.

Москва , Обруч 2011 год.

- «Лаборатория в детском саду и дома».

Рыжова Н. Москва , Линка-Пресс 2012год.

- Система проектирования в дошкольном учреждении» О. В. Солодянкина, Москва 2010 г.

- «Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике»

Л. Д.Морозова, Москва 2010 г.

- «Проекты в работе с семьей» О. И. Давыдова, А. А. Майер, Москва 2012 г.

                Проект подготовили и реализовали:

Руководитель СП №4 ГБОУ «Жулебино» лицея №1793    

Шестакова Ольга Геннадиевна

Старший воспитатель  Воскобойникова Светлана Андреевна

Воспитатели средней группы №2 : Фролова Вита Викторовна

                                                Гзирян Наталья Сократовна

Воспитанники и родители средней группы №2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие с Карлсоном (свойства воздуха) средняя группа.

Эспериментальная деятельность в средней группе по теме свойства воздуха. Данный материал помогает развить познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизи...

Конспект НОД для детей средней группы детского сада «Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности

Программное содержание:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;- развивать способность устанавливат...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...