конспект по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспет по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Лесная прогулка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_progulka.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лесная прогулка»
Программное содержание:
- Развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение детей вести диалог, коммуникативные навыки;
- Расширять представление детей об особенностях леса как о животном и растительном сообществе;
- Расширять представление детей о растениях и их оздоровительном значении; о диких животных; о насекомых и месте их обитания;
- Закрепить знания о геометрических фигурах;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
- Карта (разрезанная на геометрические фигуры);
- Фланелеграф;
- Карточки, с изображением лекарственных растений;
- Карточки с изображением насекомых;
- Карточки с изображением диких животных;
- Обруч (озеро, поляна);
- Материал с готовым контуром для батика; краски, кисти.
- Декорации (деревья, елки).
- Музыкальные фрагменты: «Птичьи голоса», «Вместе весело шагать…», «Чунга-Чанга», ритмическая гимнастика, «Рыбачок», «Нежные мелодии – аленький цветочек».
Ход занятия:
Вос – ль: Сегодня в саду занятия отменяются, и мы с вами отправляемся в лес. Если мы сумеем решить все лесные задачи, лес перед нами расступиться, и мы окажемся у замка, в котором нас ждет сюрприз. Вставайте друг за другом парами и чтобы было веселее идти споем песню. (Дети под аудиозапись «Вместе весело шагать…» подошли к лесу).
Вос – ль: Вот мы и в лесу. Чтобы добраться до замка нам нужна карта. Помогите мне ее собрать.
Вос – ль: У кого часть карты прямоугольной формы покажите… (треугольной, квадратной).
Дети: У меня прямоугольной формы и т.д.
Вос – ль: Найдите каждый место на фланелеграфе по форме для своей части карты. (Звучит музыка «Если с другом вышел в путь…»).
Вос – ль: Давайте теперь рассмотрим ее. Нам путь обозначен цифрами со значками. Сначала выполним задание под цифрой 1.
Вос – ль: Что может означать этот знак?
Дети: Лесную аптеку. Здесь много лекарственных растений, которые помогают человеку вылечить разные болезни.
Вос – ль: показывает карточки где наресованы растения, дети называют их.
Дети: Это ромашка – она помогает если болит горло; мать-и-мачеха – если кашель; малина – если простудился; подорожник – если порезался.
Вос – ль: Молодцы, но надо еще знать, что не все растения полезны, есть и ядовитые, никогда не рвите и не пробуйте на вкус незнакомые ягоды.
Найдите цифру 2. Беритесь за руки и идем дальше.
Вос – ль: Теперь мы с вами будем искать насекомых, которые спрятались, с помощью вот таких планшетов. На нем нарисованы разноцветные кружочки, а внизу есть фишки точно такого же цвета. Если наши насекомые спрятавшиеся около зеленого кружка, вам надо передвинуть зеленую фишку, к тому окошку, в котором изображено насекомое.
Вос – ль: Кто спрятался у желтого кружочка?...
Дети: Божья коровка. (Ответы детей).
Вос – ль: Посмотрите вокруг, следующую цифру, какую?
Дети: цифру – 3.
Вос – ль: Держите за руки и идите осторожно.
Вос – ль: Кого мы можем встретить в этом месте?
Дети: Животных.
Вос – ль: Каких животных?
Дети: Диких животных.
Вос – ль: Сейчас я буду называть на ушко животное, а вы берите эту карточку и возвращайте копию.
Вос – ль, задает вопросы: Назовите свое животное? У кого хищное? Какие уши у зайца? Покажите. Какой хвост у зайца? Какой хвост у лисы? Что растет на голове у лося? Чем покрыто тело у ежа? Какие звуки издает мышь? Давайте попробуем изобразить этих животных. Как только услышите, что речь идет о вашем животном выходите и постарайтесь изобразить его.
Дети – поочереди: Зайчик скачет, лось вышел на полянку и жует листву, волк завыл, кабан громко хрюкал и рыл носом землю, к разрытому месту, попискивая, выбежала мышка.
Вос – ль: Вот сколько разных животных живет в лесу, поэтому старайтесь не шуметь, чтобы их не беспокоить.
Найдите цифру 4. Дети подошли к озеру.
Вос – ль: Мы у озера, давайте половим рыбку. Как хорошо поют птицы послушайте их (звучит аудиозапись – «Голоса птиц»).
Входит Фея (Воспитатель переоделась в нее).
Фея: Здравствуйте, ребята. Я фея леса, вы так осторожно гуляете в лесу, ни одной травинки не примяли, ни одного лесного жителя не испугали. Молодцы! Я вас так ждала. Мне нужна ваша помощь. (Декорации леса и замка).
С цветами беда случилась,
Они завяли без воды.
Их надо напоить живой водой,
И они снова оживут.
Вос – ль: Ребята давайте выполним рисунок (техника «батик»). Дети рисуют.
Фея: Цветы опять во всей красе
Как радостно их видеть мне.
Теперь возьмите свой цветок
И все пойдемте на лужок
Цветы посадим вот сюда.
Вы повторяйте так как я.
Дети: раскладывают в круг свои работы и любуются ими (звучит фрагмент музыкальный «Аленький цветочек»).
Фея: Что ж пришла пора прощаться,
Спасибо милые друзья.
Ну, а на прощанье
Подарок – орешек подарю вам я.
Орешек лесной сбережет вас в чаще густой.
- До свидания, ребята. Давайте, я провожу вас домой, а вы помните этот лес, который подарил вам столько чудес.
«Насекомые в природе»
Программное содержание:
- ознакомление с разнообразием насекомых.
- Учить передавать в рисунке форму, цвет, движение.
- Закреплять навыки рисования, используя отпечатки подушечек пальцев, ребра ладони, мизинчика.
- Развивать чувство формы, цвета, ритма.
- Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.
Материал:
Мультимедийная установка, гуашь, цветные листы картона или тонированой бумаги, акварель, тонкие кисти, салфетки, палитра, вода.
Предварительная работа:
- Наблюдение за насекомыми в природе
- Рассматривание их на иллюстрациях
- Закрашивание в раскрасках
- Просмотр слайдов «Насекомые»
Ход занятия:
Дети входят в группу под мелодичную музыку. В группе висят иллюстрации насекомых.
Вос – ль: Здравствуйте ребята! (на мультимедийном экране появляется заставка – лес). Сегодня мы с вами будем говорить и рисовать насекомых. Назовите каких насекомых вы знаете?
Дети: жуков, муравьев, стрекоз…
Вос – ль: Молодцы. А сейчас скажите мне к кому обращаться с этой присказкой:
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого?
Дети: К Божьей коровке.
Вос – ль: Божья коровка – очень красивый маленький жучок с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной черными точками. Эти жучки приносят людям большую пользу, они поедают вредных насекомых 9тлей, личинок, клещей).
Вос – ль: Послушайте стихи о насекомых.
«Стрекоза» (В. Земной)
Спит на ветке стрекоза –
Бирюзовые глаза.
Целый день она летала
Возле речки у дворов.
Много мошек нахватала,
Много съела комаров.
«Божьи коровки»
Тли напали на сады!
Тли наделали беды!
Но коровки тут как тут
- Тли живыми не уйдут!
Мы, защитницы полей,
И в садах съедаем тлей!
Вос – ль: Рассмотрите насекомых на иллюстрациях. Каких вы видите насекомых? Какая у них раскраска, форма туловища, размер и т.д.
Ответы детей.
Вос – ль: Ребята рассмотрите как нарисовать гусеницу, используя свои пальчики: макнуть подушечку указательного пальца в гуашь желтого цвета или зеленого и делать отпечатки кружочков, постепенно уменьшая силу нажима (таким образом кружочки получатся все меньшего размера).
Затем кружочки точечками украшаем в середине; концом кисти нужно прорисовать маленькие ножки – бугорки внизу туловища, а также глаза и ротик акварелью.
Также можно нарисовать и божью коровку.
«Физкульт минутка»:
Мы растем, растем – потягивание, руки вверх;
Все о мире узнаем – Приседание, ладони параллельно полу;
Не обидим мы букашки, - Наклоны в стороны, руки в стороны;
Гнездо не разорим у пташки, - Дети поднимают руки вверх, соединяют ладони над головой;
Муравейник сохраним – Вращают согнутыми в локтях руками перед собой;
Ручейка не замутим – Прыжки на месте;
Мы деревья сохраним
Значит, жизнь себе продлим!
Вос – ль: Предлагаю вам нарисовать любых насекомых, самостоятельно выбрать окраску крыльев, дополнить рисунок травинками, цветами, листочками.
Дети выбирают материал и рисуют. Звучит мелодия.
Вос – ль: Молодцы. Сколько разнообразных жуков, стрекоз, гусениц получилось. Какие интересные и красивые работы у вас получились.
А сейчас я предлагаю отгадать загадки:
В красном платице она
Издали всем нам видна.
По саду она летает,
Тлю с деревьев поедает.
Полетит на небо –
Принесет нам хлеба.
Дети: Божья коровка.
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
Дети: Гусеница.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?
Дети: Стрекоза.
Вос – ль: Вот и закончилось наше занятие, но вы ребята теперь знаете насекомых и что они приносят большую пользу.
«Цветочная поляна»
Программное содержание:
Развивать у детей воображение, чувство цвета, формы, ритма.
Умение составлять из цветов, передавать колорит.
Расширить представление о растениях и их практической значимости для человека.
Закреплять прием рисования примакивание, умение свободно проводить линии кистью в разных направлениях, рисовать концом кисти и пальцами.
Материал:
- Иллюстрации с изображением ромашек на лугу, в букете;
- Тонированные листы бумаги синего, коричневого цветов;
- Гуашь, кисти, салфетки.
- Музыкальный фрагмент «Вальс цветов» П.И. Чайковский
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, натюрморта А.Пластова «Колокольчики и ромашки».
- Рисование цветов ромашки цветными карандашами.
- Отгадывание загадок, чтение стихов.
- Просмотр слайдов «Цветы»
Ход занятия:
Вос – ль: - Ребята, а вы знаете, что такое лето? – Лето это значит много солнечного света. Да, Солнца у лета на всех хватит. А сейчас прошу Вас на цветочную поляну.
На полянке у дорожки
Рос цветок на тонкой ножке,
С яркой желтой серединкой,
С гибкой, как травинка, спинкой
В белой шелковой рубашке,
А зовут его?
Дети: - ромашка.
Вос – ль: Я предлагаю рассмотреть ромашку поближе. – Какая середина у ромашки?
Дети: Серединка желтого цвета и состоит из множества маленьких цветочков
Вос – ль: Опешите лепестки ромашки.
Дети: Они длинные, белые.
Вос – ль: Обратите внимание какие интересные листья у ромашки. Как красив букет из ромашек. Но ромашки не только красивые, а еще это и лечебные цветы.
Физкульт минутка:
Видишь бабочка летает – Хлопки в ладоши
На лугу цветы считает: - прыжки на месте.
- Раз, два, три, четыре, пять – Ходьба на месте
Ох, считать, не сосчитать! – Хлопки в ладоши
За день, за два и за месяц… - Имитируют движения
Шесть, семь, восемь, девять, десять – Загибают пальцы
Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!
Вос – ль: Ребята давайте нарисуем ромашку, а как я вам сейчас покажу. Концом кисти рисуем несколько стебельков разной длины, от нижнего края листа вверх в разных направлениях. Приемом примакивание, всем ворсом кисти рисуем белые лепестки, расположенные очень близко друг к другу. Серединка цветка состоит и множества маленьких цветочков-трубочек, на желтой серединке концом кисти рисуем маленькие точечки более темного оттенка желтого.
Дети выбирайте листы бумаги любого цвета и приступайте к работе. Под Музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
Вос – ль: Напоминаю кисть нужно держать в правильном положение, свободными движением, в разных направлениях, работать кистью легко, плавно.
Вос – ль: Наше занятие подходит к концу, давайте рассмотрим рисунки, отметим наиболее красивые и аккуратные. Молодцы все вы постарались, я вам прочитаю отрывок из стихотворения З. Александровой «Ромашки»:
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки...
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке, и телушке Машке
Нравятся большие вкусные ромашки.
Вос – ль: Вот какое замечательное стихотворение, а ваши рисунки могут стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Конспекты
Интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Темы: Растения, животные, насекомые леса.
Старшая группа.
Воспитатель Колдашева Е.С.
Конспекты
Интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и по рисованию.
Темы: Растения, животные, насекомые леса.
Старшая группа.
Воспитатель Колдашева Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы
1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"
Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...
конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н
Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе
Познакомить детей со свойствами воды, зерна....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...