конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "У кормушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
На занятии рассматривали виды кормов для птиц, сравнивали птиц по различным признакам, слушали голоса птиц, определяли, чей голос. сравнивали манеру передвижения птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_kormushki.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «У кормушки» |
МКДОУ детский сад №1 «Сказка» города Приволжска
Декабрь 2014 год. |
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Кучина Наталья Львовна
Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.
Программное содержание:
- познакомить детей с зимующими птицами;
- заложить основы экологического воспитания;
- активизировать наблюдательность;;
- дать представления о частях тела птицы;
- расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имен прилагательных (тыквенные, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточняем значение глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует);
- активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой – маленький, крупный – мелкий, длинный – короткий, белый – черный);
- учить образовывать глаголы от звукоподражаний ( чирик – чирик – чирикает, кар – кар – каркает, тр –тр – трещит); и сложные слова (птица с красной грудкой – красногрудая, птичка с коротким хвостом – короткохвостая);
- учить описывать птиц и отвечать на вопросы полным ответом;
- уточнять значение предлогов (на, под и над, около, рядом); на материале звукоподражания закрепляем звуки [ц], [ч];
- развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки – рифмовки;
- совершенствовать общую и мелкую моторику – выполнять движения по команде, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры;
- развивать чувствительность пальцев рук – отличать качества предмета на ощупь;
- развивать счетные навыки
- развивать мышление – сравнивать;
Методы и приемы:
- показ;
- рассказ;
- объяснение;
- пояснение;
- художественное слово;
- проблемные вопросы;
- дидактические игры и упражнения
Материалы и оборудование: фигурки из картона «Зимующие птицы»: ворона, воробей, голубь, сорока, синица и снегирь (к фигурке привязана нитка); пособие «Кормушка» с прорезями для фигурок птиц; четыре одинаковы мешочка из ткани ( в 1-ом мешочке – подсолнечные семечки, во 2 –ом – тыквенные, в 3 –ем – рисовая крупа, в 4-ом – пшено); поднос; рисунки воробьиных, голубиных и вороньих следов; картинки с изображением птиц: сороки, вороны, воробья, синички, снегиря; электронное приложение.
Предварительная работа. Детям были показаны картинки с изображением птиц: ворона, сорока, воробей и голубь. Уточнялось название каждой птицы.
Обращалось внимание на то, что у птицы есть туловище, крылья, клюв, лапы и хвост, а тело покрыто перьями.
Вместе с детьми сравнивали птиц, находили отличие одной птицы от другой. (Размером, окраской, длиной хвоста и клюва, а также голосом). Вспоминали, какой голос у каждой из этих птиц.
Была проведена беседа о том, что все эти птицы зимующие – они не улетают о нас в теплые края, а проводят всю зиму вблизи жилья человека.
Дети слушали рассказ, как люди стараются заботиться о своих пернатых соседях: делают специально кормушки, подкармливают птиц крупой и семечками, а для синичек кладут специально несоленое сало.
Дети познакомились с птицей, которая прилетает к нам только на зиму – называются они снегирями. Свое имя снегири получили за то, что прилетают к нам вместе с первым снегом.
Родителям было дано задание – вместе с детьми изготовить кормушку.
Во время прогулки кормушки повесили на деревья. Каждый день на прогулке насыпаем корм для птиц, детям напоминается, что если есть в кормушке корм, птичка не замерзнет, какой бы мороз не был.
Наблюдаем за птичками из окна детского сада.
Организационный момент.
Воспитатель рассказывает, что утром мимо сада пролетала птичка и оставила детям конверт. Предлагает детям посмотреть, что там. Там письмо. Читает. «Помогите! Что нам делать? Мы не улетаем в жаркие страны, не прячемся под мох, не впадаем в спячку. Нам каждый день надо есть. А еда вся под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени стучим к вам в окна носами. Слушали летом и весной наши песни? Долг платежом красен. Теперь и ваш черед».
- А какие птицы просят нас о помощи?
Ответ детей – зимующие.
-А каких зимующих птиц вы знаете?
Называют птиц (воробей, синица, голубь, сорока, ворона, снегирь).
- Почему эти птицы называются зимующие?
Дети объясняют, что эти птицы остаются зимовать в городе.
Детям предложено сесть на свое место, изображая при этом птичку.
Дети изображают птичек и летят на свои места.
Уточнить у ребенка, какую птичку он изображал.
Упражнение «Сравни птиц в паре».
Воспитатель показывает картинки с изображением названных птиц и просит детей сказать, чем они отличаются. Дети сравнивают: по величине (большой – маленький), по оперению, по отличительным признакам.
Слайд №1, 2, 3
- А как мы можем помочь птицам зимой.
Ответы детей: «Кормить птиц кормом».
- Что смастерили ваши папы, а мы повесили на дереве около детского сада?
(кормушки)
- Какой корм кладут в кормушку для птичек
Ответы детей: «Семечки, хлеб».
- Сейчас я вам покажу разные виды корма для птиц: семена и зерна разных растений. Слушают рассказ воспитателя и сравнивают корм для птиц.
На столе мешочки с семенами – тыквенные и подсолнечные.
Рассмотреть и сравнить – у подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы – крупные и белые. Дать потрогать завязанные мешочки.
Предложить вниманию еще два мешочка, в одном насыпано пшено, а в другом рис (это пшенная и рисовая крупа). Рассмотреть и описать: зернышки у пшена – мелкие и желтые, а у риса – крупные и белые. Дать пощупать завязанные мешочки.
Упражнение «Угадай и опиши корм».
Мешочки положить на поднос и дать детям задание определить на ощупь, где какой корм находится. Попросить описать корм, какого он размера и цвета.
- Посмотрите, какой еще корм любят птицы? (Сало, ягоды, семена деревьев).
Слайды №4, 5, 6
Мы с вами всегда должны помнить, что только мы спасем птичек от голода зимой, какой бы мороз не был, птичка не замерзнет, если будет сыта.
Предъявить детям пособие «Кормушка» и попросить их «насыпать» в нее корм для птичек. Спросить, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку. А какой корм можно еще прикрепить к кормушке?
Ответы детей – сало, ягоды рябины.
Пальчиковое упражнение «Птичка» и сказать, что к кормушке слетаются птички.
Отгадываем загадки, какие зимующие птицы, летят в зимнюю столовую.
В серой шубке перьевой, и в морозы он герой.
Назови его скорей! Кто там скачет?... (воробей)
Сама вся сероватая, походка мешковатая,
Важная персона, зовут ее… (ворона)
Черная шапочка и полоска шарфика.
У желтогрудой птички по имени… (синичка )
Эти птицы рядом с нами – мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод не покинет город…(голубь)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее…(сорока)
Выпал снег, метут метели, а к нам гости прилетели.
На рябину посмотри, там расселись… (снегири)
Вставлять птиц в кормушку, по мере отгадывания. Поднести фигурку снегиря на ниточке, и попросить, чтобы дети подули на птичку. Затем подвесить к кормушке.
Упражнение «Опиши – мы угадаем»
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением птицы и просит описать изображение, не показывая другим детям.
Упражнение «Какой? Какая?»
Воспитатель просит закончить предложение.
У снегиря грудка красная – его называют (красногрудым).
У сороки белые бока – ее называют (белобокой).
У сороки длинный хвост – ее называют длиннохвостой.
У синички желтая грудка – ее называют желтогрудой.
У вороны грудка серая – ее называют серогрудой.
У воробья хвост короткий – его называют короткохвостым.
У голубя крылья сизые – его называют сизокрылым.
Показать птиц по мере называния.
Слайд №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Упражнение «Кто как кричит?»
Воспитатель изображает голоса отдельных птиц: ворона кричит: «Кар – кар», воробей чирикает: «Чик – чирик»; синица и снегирь свистят: «Цинь – цинь»; голубь воркует: «Ур –ур»; сорока стрекочет: «тр – тр», просит изобразить голоса различных птиц.
Показывает стайку птичек, которые слетелись на голоса птиц.
Слайд №13
Просит детей тоже полетать.
Физкульминутка.
«Стайка полетай –ка!»
- «Стайка полетай – ка!» Дети «летают»
- «Стайка приседай – ка!» Дети присели
- «Стайка ягоды клюет!» Стучат указательным пальцем по полу.
- «Стайка полетай – ка!
- Склевали всю рябину «Стайка, стайка отдыхай – ка!»
Спросить детей, какие птицы сидят на кормушке (какой корм они клюют?), какая птичка клюет сало над кормушкой, а кто устроился под кормушкой, что он клюет.
Сколько птиц обедает в кормушке (4), а сколько птиц рядом с кормушкой? А сколько всего птиц прилетело к нам пообедать?
Птицы все летят и летят. Всем им не поместиться в нашей кормушке, вот уже кто – то скачет по снегу около кормушки? Слайд №14
Скачет, скачет воробей, просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью – я вам песенку спою».
Пальчиковая гимнастика – средний и указательный пальцы «скачут» по столу, изображая воробья.
Показать воробьиные следы – маленькие, потому что маленькая птичка и лапки маленькие.
А вот ходит голубь по дорожке – у него замерзли ножки. Слайд №15
Средний и указательный пальцы «идут» по столу мелкими шажками. Голубь больше воробья и следы у него побольше.
Сравнить голубиные и воробьиные следы. Чем еще отличаются? (голубь идет, а не скачет, следы расположены не рядом, а поочередно. Один за другим)
А рядом ворона шагает, лапой снег загребает. Слайд №16
Средний и указательный пальцы «идут» вперевалочку, не спеша.
Сравнение голубиных и вороньих следов. Чем отличаются? (Величиной- у вороны больше).
А как передвигаются сорока, синица и снегирь? Так же как и воробей скачут на двух лапках.
Игра «Отгадай чьи это следы?» Слайд №17
Попросить детей найти на картинке: где проскакал воробей, где прошла ворона, а где голубь? Дети на карточках определяют, где какие следы.
- Вот сколько много птиц прилетело в нашу зимнюю столовую. Но какая – то птичка оказалась лишняя.
Упражнение «Найди лишнюю птицу».
Воспитатель показывает картинку и просит найти лишнюю птицу.
Слайд №18
Дети находят и называют лишнюю птицу. ( Грач, он не зимует, а улетает в теплые края).
- Посмотрите на кормушку. Сколько птичек. Слайд №19
Ответы детей: «Много».
- А как назвать такое количество птиц одним словом?
Ответы детей: «Стайка».
Обобщающая беседа по вопросам.
-Что мы можем ответить птичке?
- Как надо заботиться о птицах?
- Почему надо заботиться о птицах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»
Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений). Тема: «Зоопарк»
Материал конспекта позволяет детям проявить максимальную активность при выполнении игровых заданий, предложенных воспитателем....
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Образовательная область «Познание: ФЭМП» Тема: «Проделки бабы Яги»
Цель: Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах.Задачи:Образовательные1. Закреплять порядковый счет в пределах пяти;2. Закреплять понятия «ши...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группы в форме образовательной ситуации театрализованная деятельность «Здравствуй, театр!»
Конспект в средней группе "Здравствуй ,театр"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...