Статья: «Природа и нравственное воспитание детей»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Антонина Александровна

Общение с оъектами природы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа и нравственное воспитание детей»

Воспитатель: Петрова .А.А

2013 г.


Природа - не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по 2 причинам: во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во — вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают, мучают - «ласкают» котёнка и др.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина « О любви к живому».

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.


У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы (« Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», « Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»),, тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка в природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: « Посмотрите, не сухая ли земля в цветочных горшках; « Приготовь корм попугаю», « Покорми собаку», « Смени воду кошке».

Большое значение имеют просмотры телепередач « В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том, материале, который будет интересен ребёнку, придумывают

доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённые в Красную книгу, показать лекарственные растения, рассказать, почему их так называют.

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....

Консультация для родителей. «Природа и нравственное воспитание детей»

В своей консультации для родителей я даю советы для прогулок с детьми, наблюдений за окружающим миром с использованием загадок, стихов, песен....

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

КВН для родителей подготовительной группы "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

       В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

Статья "Природа и нравственное воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание дошкольников...

Статья. "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Значение природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста....