Использование интегрированных занятий во время адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ как условие успешной социализации личности.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Тема: « Гнёздышко»
Название: использование интегрированных занятий во время адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ как условие успешной социализации личности.
Авторы: Клочкова Е.В.- воспитатель
Руководитель проекта: Родионова М.В. старший воспитатель высшей категории.
Общее руководство: Г.А. Драчёва, заведующий МБДОУ детского сада №8, руководитель высшей категории, Отличник народного просвещения.
Участники: воспитанники младшей группы;
специалисты ДОУ;
родители.
База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Каменск-Шахтинский
Вид проекта: инновационный.
Срок реализации: 2011-2012г.
Проблема: Какие необходимо создать условия для обеспечения благоприятного течения адаптационного периода в младшей группе и формирования успешной социализированной личности.
Цель проекта: создание условий для успешной психологической адаптации ребенка в детском саду, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Задачи:
· изучение психо-физиологических и педагогических исследований по данной теме;
· модернизация среды группы для создания благоприятного психологического микроклимата в период адаптации;
· обобщение и систематизирование методик и технологий, направленных на социализацию ребёнка в условиях детского сада;
· прослеживание динамики развития коммуникативных умений, уровня тревожности;
Актуальность проблемы:
Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества- обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Личностно-ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребёнка как субъекта познания в общении и предметно-практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками, родителями, воспитателями, а также заболеваемости.
Интегрированная образовательная деятельность во время адаптационного периода позволяет создать более комфортные условия для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
1 этап – начальный (июль, август 2011г. )
Цель: создание организационных условий, способствующих организации деятельности в период адаптации в условиях детского сада.
Схема реализации проекта
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
самообразование | изучение психо-физиологических и педагогических теоретических исследований по проблеме; изучение практического опыта через интернет-ресурсы; Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к услвоиям ДОУ» , Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е. В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», журнал «Психолог в детском саду» 2006г. №2, статья «Создание психологического комфорта в группах детского сада», Клаус Фопель «С головы до пят , подвижные игры для детей 3-6 лет»
| теоретическая готовность к реализации проекта |
Модель предметно-пространственной среды для занятий с детьми в период адаптации |
Пополнение развивающей среды: репродукции; куклы Бибабо; пальчиковый театр;
семейный альбом, альбом группы; уголок семьи, уголок «Мое настроение»
|
Дизайн-проект |
Подготовка методического обеспечения |
Подбор аудио-видеозаписей |
Медиатека |
Подготовка методического обеспечения |
Подбор дидактических игр и упражнений на адаптационный период |
Картотека методического инструментария
|
Проведение диагностик |
Выявление уровня тревожности детей, психоэмоционального состояния ( диагностика В.Амена)
|
Протокол обследования |
2 этап Формирующий
( сентябрь 2011- май 2012г.)
Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации
модели адаптационного периода и успешной социализации дошкольников в ДОУ посредством интегрированной образовательной деятельности
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат | Дата реализации |
Адаптация к условиям ДОУ | |||
Внедрение инновационого подхода в период адаптации детей к условиям ДОУ
Активизация деятельности детей
Знакомство с поэзией
Знакомство детей с пальчиковым театром
Слушание музыки
Активизация деятельности детей на прогулке
Экскурсия по территории детского сада
Выставка осенних букетов
Активизация деятельности детей
Мультимедийный показ сказки «Золушка» (постановка подготовительной группы)
Активизация деятельности детей
Активизация деятельности детей
Активизация деятельности детей на прогулке
Выставка фотографий работ на тему Снежные фантазии»
Интеграция непосредственно образовательной деятельности
Активизация деятельности детей
Чтение стихотворения
Активизация деятельности детей
Песочная терапия на прогулке
Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок-невежа»
Прослушивание музыки «Звуки леса» в интегрированной деятельности
Актвизация деятельности детей
Выставка рисунков
| разработка перспективно-тематического плана с использованием адаптированной технологии Л.В. Томашевской, Е.Ю. Герц, Е. В. Андрющенковой «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду»
1 часть Адаптации к группе ДОУ тема: « Моя любимая группа!»
«Давайте познакомимся!» -Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками
- Игры «Поём имя»,
«Паровозик с именем;
«Волшебное перо»
Чтение стихотворений Агнии Барто «Мячик», «Машенька»
Показ сказки «Заюшкина избушка» Беседа по сказке, определение эмоционального состояния героев сказки
аудиозапись «Звуки леса»
2 ЧАСТЬ ТЕМА: «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Знакомство с территорией детского сада
«Листопад» -интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками:
- слушание музыки «Шум дождя»;
- разучивание физминутки «Дождик»;
- подвижные игры на свежем воздухе;
Организация и проведение экскурсии по территории детского сада «Осеннее путешествие»
Организация составления совместных букетов с родителями
Праздник «Посвящения в дошколята»
3 ЧАСТЬ ТЕМА: «МОИ СОСЕДИ» Знакомство с детьми других групп, внутренние экскурсии по детскому саду
Разучивание физминуток: « Этот пальчик…»
Просмотр сказки «Золушка»
Этюды «Спящий котёнок», « Новая кукла» из психогимнастики Чистяковой
Создание плаката с фотографиями «Наша группа-Искорка»
Игра «Путешествующий шарик» (К.Фопель) с использование музыки «Вариации на тему Моцарта» М.И.Глинки
Тема: «Зимушка- зима» Интеграция непосредственно образовательной деятельности
Подвижная гра «Поезд»
Упражнения:
«Холодно-тепло»
«Снежинки»
Новогодний праздник «Путешествие в сказочный лес»
Тема: «Снежные фантазии»
Создание и рисование снежных композиций
Фотографирование детских работ и оформление выставки для размещения на стенде группы
Разучивание физминуток: «Дерево», «Детки»
Подвижная игра «Снежные сугробы»
Упражнение (К.Фопель) «Падающее перо»
Тема: «Мы такие разные» Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками
Тренинговые упражнения: -«Клубочек»
-«Я люблю»
Чтение стихотворения «Что тебе нравится?» О.Князева, Р.Стеркина
Расслабляющее упражнения: «Макароны» , «Пальцы прячутся» (К.Фопель)
Интегрированная образовательная деятельность по сказке «Лиса и журавль»
Упражнения: «Журавль» «Собери лягушек»
Тема: «Мы – помощники для мамы» Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками
Тематическая интегрированная деятельность на тему «Мы помощники для мамы» : игра «Построим дом», «Пылесос и пылинки (автор М.Чистякова)».
Создание композиции «Пироги для мамы»
Тема: «Правила домашнего этикета» Интегрированная образовательная деятельность
Игра «Найди свою маму»
Этюд «Любящие родители» Рисунок «Счастлива семья медведей»
Подбор рисунков на выставку
| перспективно-тематический план
Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений чувство принадлежности к группе; осознание ребёнком своего имени; умение обращаться друг к другу по имени;
Обогащение впечатлений детей; готовность детей называть некоторые эмоции (страх, радость)
Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений; развитие двигательной активности;
обеспечение социальной дезадапатации детей;
Обогащение впечатлений детей;
побуждение активности детей; ощущение радости.
Сплочение группы; тренировка чувства расстояния
Создание положительного эмоционального настроения; формирование доверительных отношений
Создание положительного эмоционального настроения; Развитие творческих способностей
Создание фото коллекции совместных работ
Обогащение впечатлений детей, готовность к активной деятельности
Развитие эмоциональной сферы
развитие эмоциональной сферы детей; активизация внимания детей
Радость от общения со своими близкими; положительное эмоциональное настроение
создание положительного эмоционального настроения детей |
сентябрь (1, 2 неделя)
сентябрь (3,4 неделя)
октябрь (вторая неделя)- ноябрь (1,2 неделя)
ноябрь (3,4 неделя)
декабрь
январь
февраль
март
апрель
|
Проектная деятельность | Разработка конспектов интегрированной образовательной деятельности (знакомство детей с групповой комнатой, названием и эмблемой группы) способствующих формированию успешной социализированной личности
| Конспекты НОД (специально организованной деятельности) |
|
Внедрение инновационного подхода к построению дня в ДОУ |
Разработка плана индивидуальной и фронтальной работы |
План индивидуальной и фронтальной работы с воспитанниками
|
|
Активизация деятельности детей |
Проведение упражнений на релаксацию, психогимнастик, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребёнка | Социализация личности
|
|
Диагностика | проведение итоговой диагностики Амена уровень тревожности; психоэмоциональное состояние | протокол обследования | май |
3 этап Заключительный
( июнь, июлю 2012 год)
Цель: подведение итогов с целью выяснения проекта по развитию созданий условий для успешной психологической адаптации ребенка в детском саду, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
Проектная деятельность | Проектирование содержания игровой деятельности
| Конспекты интегрированных занятий |
Мониторинг | Проведение сравнительного анализа по результатам диагностики | Диаграмма, таблица |
Портфолио | Создание портфолио воспитанников, альбома группы | Портфолио дошкольника |
Анализ деятельности | Осуществление комплексной рефлексии всеми участниками проекта | Выработка стратегии дальнейшего развития коммуникативных навыков |
Педагогическая рефлексия | Обсуждение опыта работы с педагогическим коллективом, показ слайдов по этапам работы, подведение итогов работы | Размещение результатов на сайте ДОУ |
Предполагаемые результаты проекта
· Проявление положительных эмоций (радость, смех); адекватность эмоционального реагирования;
· Активное участие в свободной и специально организованной деятельности (включённость в ситуацию);
· Быстрое включение в деятельность со взрослыми и со сверстниками;
· Организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности;
· Развитие эмоционально-познавательной сферы детей через интегрированную образовательную деятельность
Итоговые выводы
Оценивая успешность работы ДОУ важно использовать показатели психологического здоровья детей: хорошая адаптация, благополучное эмоциональное состояние ребёнка, коммуникативность.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др).
Целенаправленная работа по активизации эмоционально-познавательной сферы детей позволит снизить уровень детской заболеваемости и эмоционального дискомфорта в период адаптации ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ (Э. Фромм).
- Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
- Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?
- Ложиться ли ребёнок спать спокойно?
- Всё ли ест ваш ребёнок, в достаточном количестве, не капризничая?
- Есть ли у ребёнка друзья, с которыми он охотно играет?
- Часто ли ребёнок выходит из себя?
- Всегда ли нужно присматривать за вашим ребёнком?
- Удаётся ли ему не мочиться в постели?
- Нет ли у него привычек, сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
- Можете ли вы оставить ребёнка одного, не опасаясь, что он расплачется?
- Хорошо ли ребёнок ведёт себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?
- Нет ли у ребенка, каких – либо незначительных страхов?
- Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.
Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3 лет.
Опросник построен на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребёнка. Проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность).
Задачи, стоящие перед педагогом
В интервью с родителями следует выяснить:
— состояние здоровья ребенка;
— круг его предпочтений, занятий дома;
— обязанности и права в семье;
— реакцию на успехи и неудачи;
— отношение к материальным ценностям;
— степень внимания и заботливости в отношениях с другими членами семьи;
— характер детских одиночеств и уединений, если ребенок прибегает к ним в каких-то определенных случаях;
— особенности, характер ночного сна;
— о чем спрашивает родителей чаще всего;
— используют ли родители угрозы, связывают ли с этим непослушание ребенка;
— ставят ли родители свои условия;
— бывают ли язвительны в общении с ребенком, оскорбляют ли его;
— знают ли, как выглядит ребенок в собственных глазах;
— знают ли, о чем ребенок мечтает и чем лучше всего его поощрить (похвала, доверие, возможность самостоятельно что-то сделать).
Учет преобладающего настроения ребенка
Родителям предлагается заполнить диагностический бланк «Преобладающее настроение вашего ребенка». Бланк заполняется по каждой строке выставлением знака (+) или (—) в соответствующих графах. Количественный подсчет позволяет представить картину эмоциональных ресурсов личности, наметить план оптимальной самореализации сил ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,2010
4. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб: «Детство-пресс», 2010
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - Москва.: Книголюб, 2007. – 72с.
6. Томашевская Л.В., Герц. Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптациии детскому саду. – СПб.: ООО «Детство-пресс» 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klochkova.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Гнёздышко»
Название: использование интегрированных занятий во время адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ как условие успешной социализации личности.
Авторы: Клочкова Е.В.- воспитатель
Руководитель проекта: Родионова М.В. старший воспитатель высшей категории.
Общее руководство: Г.А. Драчёва, заведующий МБДОУ детского сада №8, руководитель высшей категории, Отличник народного просвещения.
Участники: воспитанники младшей группы;
специалисты ДОУ;
родители.
База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Каменск-Шахтинский
Вид проекта: инновационный.
Срок реализации: 2011-2012г.
Проблема: Какие необходимо создать условия для обеспечения благоприятного течения адаптационного периода в младшей группе и формирования успешной социализированной личности.
Цель проекта: создание условий для успешной психологической адаптации ребенка в детском саду, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Задачи:
- изучение психо-физиологических и педагогических исследований по данной теме;
- модернизация среды группы для создания благоприятного психологического микроклимата в период адаптации;
- обобщение и систематизирование методик и технологий, направленных на социализацию ребёнка в условиях детского сада;
- прослеживание динамики развития коммуникативных умений, уровня тревожности;
Актуальность проблемы:
Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества- обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Личностно-ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребёнка как субъекта познания в общении и предметно-практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками, родителями, воспитателями, а также заболеваемости.
Интегрированная образовательная деятельность во время адаптационного периода позволяет создать более комфортные условия для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
1 этап – начальный (июль, август 2011г. )
Цель: создание организационных условий, способствующих организации деятельности в период адаптации в условиях детского сада.
Схема реализации проекта
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
самообразование | изучение психо-физиологических и педагогических теоретических исследований по проблеме; изучение практического опыта через интернет-ресурсы; Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к услвоиям ДОУ» , Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е. В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», журнал «Психолог в детском саду» 2006г. №2, статья «Создание психологического комфорта в группах детского сада», Клаус Фопель «С головы до пят , подвижные игры для детей 3-6 лет» | теоретическая готовность к реализации проекта |
Модель предметно-пространственной среды для занятий с детьми в период адаптации | Пополнение развивающей среды: репродукции; куклы Бибабо; пальчиковый театр; семейный альбом, альбом группы; уголок семьи, уголок «Мое настроение» | Дизайн-проект |
Подготовка методического обеспечения | Подбор аудио-видеозаписей | Медиатека |
Подготовка методического обеспечения | Подбор дидактических игр и упражнений на адаптационный период | Картотека методического инструментария |
Проведение диагностик | Выявление уровня тревожности детей, психоэмоционального состояния ( диагностика В.Амена) | Протокол обследования |
2 этап Формирующий
( сентябрь 2011- май 2012г.)
Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации
модели адаптационного периода и успешной социализации дошкольников в ДОУ посредством интегрированной образовательной деятельности
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат | Дата реализации |
Адаптация к условиям ДОУ | |||
Внедрение инновационого подхода в период адаптации детей к условиям ДОУ Активизация деятельности детей Знакомство с поэзией Знакомство детей с пальчиковым театром Слушание музыки Активизация деятельности детей на прогулке Экскурсия по территории детского сада Выставка осенних букетов Активизация деятельности детей Мультимедийный показ сказки «Золушка» (постановка подготовительной группы) Активизация деятельности детей Активизация деятельности детей Активизация деятельности детей на прогулке Выставка фотографий работ на тему Снежные фантазии» Интеграция непосредственно образовательной деятельности Активизация деятельности детей Чтение стихотворения Активизация деятельности детей Песочная терапия на прогулке Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок-невежа» Прослушивание музыки «Звуки леса» в интегрированной деятельности Актвизация деятельности детей Выставка рисунков | разработка перспективно-тематического плана с использованием адаптированной технологии Л.В. Томашевской, Е.Ю. Герц, Е. В. Андрющенковой «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду» 1 часть Адаптации к группе ДОУ тема: « Моя любимая группа!» «Давайте познакомимся!» -Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками - Игры «Поём имя», «Паровозик с именем; «Волшебное перо» Чтение стихотворений Агнии Барто «Мячик», «Машенька» Показ сказки «Заюшкина избушка» Беседа по сказке, определение эмоционального состояния героев сказки аудиозапись «Звуки леса» 2 ЧАСТЬ ТЕМА: «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Знакомство с территорией детского сада «Листопад» -интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками: - слушание музыки «Шум дождя»; - разучивание физминутки «Дождик»; - подвижные игры на свежем воздухе; Организация и проведение экскурсии по территории детского сада «Осеннее путешествие» Организация составления совместных букетов с родителями Праздник «Посвящения в дошколята» 3 ЧАСТЬ ТЕМА: «МОИ СОСЕДИ» Знакомство с детьми других групп, внутренние экскурсии по детскому саду Разучивание физминуток: « Этот пальчик…» Просмотр сказки «Золушка» Этюды «Спящий котёнок», « Новая кукла» из психогимнастики Чистяковой Создание плаката с фотографиями «Наша группа-Искорка»
Игра «Путешествующий шарик» (К.Фопель) с использование музыки «Вариации на тему Моцарта» М.И.Глинки Тема: «Зимушка- зима» Интеграция непосредственно образовательной деятельности Подвижная гра «Поезд» Упражнения: «Холодно-тепло» «Снежинки» Новогодний праздник «Путешествие в сказочный лес» Тема: «Снежные фантазии» Создание и рисование снежных композиций Фотографирование детских работ и оформление выставки для размещения на стенде группы Разучивание физминуток: «Дерево», «Детки» Подвижная игра «Снежные сугробы» Упражнение (К.Фопель) «Падающее перо» Тема: «Мы такие разные» Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками Тренинговые упражнения: -«Клубочек» -«Я люблю» Чтение стихотворения «Что тебе нравится?» О.Князева, Р.Стеркина Расслабляющее упражнения: «Макароны» , «Пальцы прячутся» (К.Фопель) Интегрированная образовательная деятельность по сказке «Лиса и журавль» Упражнения: «Журавль» «Собери лягушек» Тема: «Мы – помощники для мамы» Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками Тематическая интегрированная деятельность на тему «Мы помощники для мамы» : игра «Построим дом», «Пылесос и пылинки (автор М.Чистякова)». Создание композиции «Пироги для мамы» Тема: «Правила домашнего этикета» Интегрированная образовательная деятельность Игра «Найди свою маму» Этюд «Любящие родители» Рисунок «Счастлива семья медведей» Подбор рисунков на выставку | перспективно-тематический план Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений чувство принадлежности к группе; осознание ребёнком своего имени; умение обращаться друг к другу по имени; Обогащение впечатлений детей; готовность детей называть некоторые эмоции (страх, радость) Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений; развитие двигательной активности; обеспечение социальной дезадапатации детей; Обогащение впечатлений детей; побуждение активности детей; ощущение радости. Сплочение группы; тренировка чувства расстояния Создание положительного эмоционального настроения; формирование доверительных отношений Создание положительного эмоционального настроения; Развитие творческих способностей Создание фото коллекции совместных работ
Обогащение впечатлений детей, готовность к активной деятельности Развитие эмоциональной сферы развитие эмоциональной сферы детей; активизация внимания детей Радость от общения со своими близкими; положительное эмоциональное настроение создание положительного эмоционального настроения детей | сентябрь (1, 2 неделя) сентябрь (3,4 неделя) октябрь (вторая неделя)- ноябрь (1,2 неделя) ноябрь (3,4 неделя) декабрь январь февраль март
апрель |
Проектная деятельность | Разработка конспектов интегрированной образовательной деятельности (знакомство детей с групповой комнатой, названием и эмблемой группы) способствующих формированию успешной социализированной личности | Конспекты НОД (специально организованной деятельности) | |
Внедрение инновационного подхода к построению дня в ДОУ | Разработка плана индивидуальной и фронтальной работы | План индивидуальной и фронтальной работы с воспитанниками | |
Активизация деятельности детей | Проведение упражнений на релаксацию, психогимнастик, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребёнка | Социализация личности | |
Диагностика | проведение итоговой диагностики Амена уровень тревожности; психоэмоциональное состояние | протокол обследования | май |
3 этап Заключительный
( июнь, июлю 2012 год)
Цель: подведение итогов с целью выяснения проекта по развитию созданий условий для успешной психологической адаптации ребенка в детском саду, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
Проектная деятельность | Проектирование содержания игровой деятельности | Конспекты интегрированных занятий |
Мониторинг | Проведение сравнительного анализа по результатам диагностики | Диаграмма, таблица |
Портфолио | Создание портфолио воспитанников, альбома группы | Портфолио дошкольника |
Анализ деятельности | Осуществление комплексной рефлексии всеми участниками проекта | Выработка стратегии дальнейшего развития коммуникативных навыков |
Педагогическая рефлексия | Обсуждение опыта работы с педагогическим коллективом, показ слайдов по этапам работы, подведение итогов работы | Размещение результатов на сайте ДОУ |
Предполагаемые результаты проекта
- Проявление положительных эмоций (радость, смех); адекватность эмоционального реагирования;
- Активное участие в свободной и специально организованной деятельности (включённость в ситуацию);
- Быстрое включение в деятельность со взрослыми и со сверстниками;
- Организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности;
- Развитие эмоционально-познавательной сферы детей через интегрированную образовательную деятельность
Итоговые выводы
Оценивая успешность работы ДОУ важно использовать показатели психологического здоровья детей: хорошая адаптация, благополучное эмоциональное состояние ребёнка, коммуникативность.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др).
Целенаправленная работа по активизации эмоционально-познавательной сферы детей позволит снизить уровень детской заболеваемости и эмоционального дискомфорта в период адаптации ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ (Э. Фромм).
- Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
- Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?
- Ложиться ли ребёнок спать спокойно?
- Всё ли ест ваш ребёнок, в достаточном количестве, не капризничая?
- Есть ли у ребёнка друзья, с которыми он охотно играет?
- Часто ли ребёнок выходит из себя?
- Всегда ли нужно присматривать за вашим ребёнком?
- Удаётся ли ему не мочиться в постели?
- Нет ли у него привычек, сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
- Можете ли вы оставить ребёнка одного, не опасаясь, что он расплачется?
- Хорошо ли ребёнок ведёт себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?
- Нет ли у ребенка, каких – либо незначительных страхов?
- Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.
Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3 лет.
Опросник построен на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребёнка. Проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность).
Задачи, стоящие перед педагогом
В интервью с родителями следует выяснить:
— состояние здоровья ребенка;
— круг его предпочтений, занятий дома;
— обязанности и права в семье;
— реакцию на успехи и неудачи;
— отношение к материальным ценностям;
— степень внимания и заботливости в отношениях с другими членами семьи;
— характер детских одиночеств и уединений, если ребенок прибегает к ним в каких-то определенных случаях;
— особенности, характер ночного сна;
— о чем спрашивает родителей чаще всего;
— используют ли родители угрозы, связывают ли с этим непослушание ребенка;
— ставят ли родители свои условия;
— бывают ли язвительны в общении с ребенком, оскорбляют ли его;
— знают ли, как выглядит ребенок в собственных глазах;
— знают ли, о чем ребенок мечтает и чем лучше всего его поощрить (похвала, доверие, возможность самостоятельно что-то сделать).
Учет преобладающего настроения ребенка
Родителям предлагается заполнить диагностический бланк «Преобладающее настроение вашего ребенка». Бланк заполняется по каждой строке выставлением знака (+) или (—) в соответствующих графах. Количественный подсчет позволяет представить картину эмоциональных ресурсов личности, наметить план оптимальной самореализации сил ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,2010
- Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб: «Детство-пресс», 2010
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - Москва.: Книголюб, 2007. – 72с.
- Томашевская Л.В., Герц. Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптациии детскому саду. – СПб.: ООО «Детство-пресс» 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...
Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности
Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей у...
Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...
ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"
Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека ...
Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно проте...
«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»
Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст явля...
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстн...