«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья по аппликации, лепке (младшая группа)
Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Для того чтобы сплотить детский коллектив на стадии адаптационного периода педагогу необходимо включать на прогулке игры с песком. Во время этих игр педагог имеет возможность ненавязчиво организовать позитивное взаимодействие с детьми, заинтересовывать их своей активной деятельностью, быть примером для подражания, формировать необходимые качества нравственной и творческой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gritsko_yu.a.effektivnost_igr_s_peskom_vo_vremya_adaptatsii.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Грицко Юлия Александровна,
воспитатель,
МБДОУ № 116, г. Архангельск
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ
ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Для того чтобы сплотить детский коллектив на стадии адаптационного периода педагогу необходимо включать на прогулке игры с песком. Во время этих игр педагог имеет возможность ненавязчиво организовать позитивное взаимодействие с детьми, заинтересовывать их своей активной деятельностью, быть примером для подражания, формировать необходимые качества нравственной и творческой личности ребёнка.
Данную работу рекомендуется разделить на несколько составляющих и проводить её, руководствуясь принципами научности и последовательного выполнения работы от простого к сложному:
1. Первым шагом будет являться изучение свойств песка, где педагог с детьми через игровую и опытно-экспериментальную деятельность подробно изучают материал и получают эффект релаксации. Можно использовать весь спектр уже придуманных ранее авторских игровых методик по работе с песком, развивающих познавательную сферу детей младшего дошкольного возраста. Эти методики могут включать в себя такие игры, как: «Здравствуй, песок!», «Необыкновенные следы», «Оттиск», «Песочный дождик», «Я пеку, пеку, пеку!», «Найди клад», «Я рисую на песке», «Напои песочек», «Ситечко», «Гусеница», а также опыты и эксперименты «Откуда берётся песок?», «Из чего состоит песок?» и др. [2, 5]. В процессе таких занятий у детей снимается мышечное и психологическое напряжение, агрессия, состояние внутреннего дискомфорта, что благотворно влияет на развитие ребёнка.
2. Затем педагогу необходимо во время совместной деятельности с детьми показать примеры строительных игр по созданию различных объёмных фигур из песка. На этом этапе дети являются помощниками педагога: они помогают лопатками собирать песок в кучу, делают высокую насыпь, утрамбовывают её и формируют геометрическую фигуру, с помощью формочек или вручную добавляют мелкие детали. В заключительной части создания фигур дети украшают их оттисками ладошек, прорисовывают или выкладывают узоры из природных материалов (опавшими листьями, веточками деревьев, травинками, камешками и др.). Во время работы дети учатся строить из песка фигуры, запоминают последовательность действий их создания. Педагог же своим наглядным примером не только учит детей приёмам работы с песком и способам формирования песчаных фигур, но и воодушевляет их на активные действия, повышает им жизненный тонус, создаёт хорошее настроение, тренирует их терпение.
3. Следующим шагом является реализация детьми накопленного опыта по созданию фигур из песка в индивидуальных или совместных постройках. Возможна коллективная работа, в процессе которой дети, разделившись на микрогруппы, выполняют определённое задание, которое в дальнейшем служит частью целой композиции из песка. Все постройки обыгрываются различными жизненными или сказочными ситуациями. Такая деятельность способствуют развитию творческого потенциала детей, их самостоятельности.
Итак, включение игр с песком в совместную деятельность педагога и детей во время их адаптационного периода является эффективным, так как оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка, на налаживание доверительных отношений детей и педагога, на сплочение детского коллектива.
Список литературы:
Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.-128с.
Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-64с.
Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003.- 42 с.
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.- 64с.
Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.- 74 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"
Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...
Использование интегрированных занятий во время адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ как условие успешной социализации личности.
Тема: « Гнёздышко» Название:...
«Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников» (из опыта работы).
Сенсорное воспитание тесно переплетено с развитием мышления, речи, оно составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, без него невозможно овладение разными видами продуктивной деятельности ...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Консультация для воспитателей младших дошкольных групп «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников»
Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать в...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...