«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Грицко Юлия Александровна

  Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Для того чтобы сплотить детский коллектив на стадии адаптационного периода педагогу необходимо включать на прогулке игры с песком. Во время этих игр педагог имеет возможность ненавязчиво организовать позитивное взаимодействие с детьми, заинтересовывать их своей активной деятельностью, быть примером для подражания, формировать необходимые качества нравственной и творческой личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грицко Юлия Александровна,

воспитатель,

МБДОУ № 116, г. Архангельск

 «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ

ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

          Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Для того чтобы сплотить детский коллектив на стадии адаптационного периода педагогу необходимо включать на прогулке игры с песком. Во время этих игр педагог имеет возможность ненавязчиво организовать позитивное взаимодействие с детьми, заинтересовывать их своей активной деятельностью, быть примером для подражания, формировать необходимые качества нравственной и творческой личности ребёнка.

         Данную работу рекомендуется разделить на несколько составляющих и проводить её, руководствуясь принципами научности и последовательного выполнения работы от простого к сложному:

         1. Первым шагом будет являться изучение свойств песка, где педагог с детьми через игровую и опытно-экспериментальную деятельность подробно изучают материал и получают эффект релаксации. Можно использовать весь спектр уже придуманных ранее авторских игровых методик по работе с песком, развивающих познавательную сферу детей младшего дошкольного возраста. Эти методики могут включать в себя такие игры, как: «Здравствуй, песок!», «Необыкновенные следы», «Оттиск», «Песочный дождик», «Я пеку, пеку, пеку!», «Найди клад», «Я рисую на песке», «Напои песочек», «Ситечко», «Гусеница», а также опыты и эксперименты  «Откуда берётся песок?», «Из чего состоит песок?» и др. [2, 5].  В процессе таких занятий у детей снимается мышечное и психологическое напряжение, агрессия, состояние внутреннего дискомфорта, что благотворно влияет на развитие ребёнка.

P1140938  P1140993  P1140972

          2. Затем педагогу необходимо во время совместной деятельности с детьми показать примеры строительных игр по созданию различных объёмных фигур из песка. На этом этапе дети являются помощниками педагога: они помогают лопатками собирать песок в кучу, делают высокую насыпь, утрамбовывают её и формируют геометрическую фигуру, с помощью формочек или вручную  добавляют мелкие детали. В заключительной части создания фигур дети украшают их оттисками ладошек, прорисовывают или выкладывают узоры из природных материалов (опавшими листьями, веточками деревьев, травинками, камешками и др.). Во время работы дети учатся строить из песка фигуры, запоминают последовательность действий их создания. Педагог же  своим наглядным примером не только учит детей приёмам работы с песком и способам формирования песчаных фигур, но и  воодушевляет их на активные действия, повышает им жизненный тонус, создаёт хорошее настроение, тренирует их терпение.

P1140967  P1150050  P1150017

           3. Следующим шагом является реализация детьми накопленного опыта по созданию фигур из песка в индивидуальных или совместных постройках. Возможна коллективная работа, в процессе которой дети, разделившись на микрогруппы, выполняют определённое задание, которое в дальнейшем служит частью целой композиции из песка. Все постройки обыгрываются различными жизненными или сказочными ситуациями. Такая деятельность способствуют развитию творческого потенциала детей, их самостоятельности.

P1140979  P1150002  P1140977

           Итак,  включение игр с песком в совместную деятельность педагога и детей во время их адаптационного периода является эффективным, так как оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка, на налаживание доверительных отношений детей и педагога,  на сплочение детского коллектива.

           Список литературы:

Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.-128с.

Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-64с.

Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003.- 42 с.

Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.- 64с.

Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.- 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

«Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников» (из опыта работы).

Сенсорное воспитание тесно переплетено с развитием мышления, речи, оно составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, без него невозможно овладение разными видами продуктивной деятельности ...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Консультация для воспитателей младших дошкольных групп «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников»

 Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать в...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...