Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rkskusio.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности.
Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Социализация детей – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Очень важно уделить социализации ребенка достаточное внимание и не затягивать начало этого процесса. Общение детей со сверстниками должны начинаться как можно раньше, чтобы впоследствии ребенок не испытывал дискомфорта и неловкости при общении со сверстниками. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
В связи с этим проблема социализации личности через развитие коммуникативных навыков становится особо актуальной на данном современном этапе.
В нашем детском саду было проведено мини - обследование воспитанников, с помощью которого мы оценили уровень развития комуникативных навыков детей. Обследование проходило в 2 этапа: работа психолога с детьми группы и воспитателя с детьми. В результате анкетирования мы получили следующие результаты. Средний уровень развития комуникативных навыков преобладает у 48% детей ( ребенок достаточно инициативен, принимает предложения сверстников, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их, но не всегда. Не всегда правильно обращается к взрослым. ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми .Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.) Для 43%воспитанников превалирующим является высокий уровень. Но есть и 9% испытуемых, которые расположились на низком уровне развития комуникативных навыков.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Итак, давайте рассмотрим способы развития комуникативных навыков у детей. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых ,театрализованных играх.
Игры являются средством развития общения детей дошкольного возраста, возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Эта та деятельность, которая выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Воспитательные возможности игровой деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
1. Знакомство с окружающим миром.
2 . Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Игры на развитие коммуникативных навыков.
ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ
Цель: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки. Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами. Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.
ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ
Цель: развить коммуникативные, артистические способности, внимание. Игра способствует общению и взаимопониманию детей.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая, но веселая музыка.
Ход игры
В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т.д.).Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли. Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой, и, если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.
ЗООПАРК
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов. Количество играющих: две команды. ход игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
ДИАЛОГ-ШУТКА
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл
- Что ел?
- Забыл
- Что пил?
- Забыл.
Игру можно варьировать.
1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.
2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.
ПОКАЖИ:
1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.
2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.
3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.
4. Твоя голова говорит: “Нет”.
5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ
Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
рассмеши царевну;
попроси игрушку у ребят;
уговори маму пойти в цирк;
помирись с товарищем;
попроси ребят принять тебя в игру;
посмеши ребят;
расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.
СКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.
Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).
- пойдём гулять;
- дай мне игрушку и др.
РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
ИГРЫ С МАСКАМИ
Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.
В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.
КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ
Цель: развить умения чувствовать настроение другого.
Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.
Подготовила педагог-психолог Романова Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интегрированных занятий во время адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ как условие успешной социализации личности.
Тема: « Гнёздышко» Название:...
ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"
Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека ...
Творческое развитие воспитанников ДОУ посредством театральной деятельности как фактор успешной социализации личности.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи, различные физиологические заболевания. Все эти нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к...
«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»
Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст явля...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...
ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...