Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
материал по логопедии на тему

Корсакова Ирина Валерьевна

Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов.

 

I этап:  Создание охранительного режима.

II этап: Воспитание шепотной речи.

III этап: Воспитание сопряженной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_planirovanie_2016-2017.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Солнышко»

города Заволжья Городецкого муниципального района

Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности

по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Выполнила:

учитель-логопед

И.В. Корсакова

2016-2017 учебный год


Коррекционно-образовательная деятельность (I квартал)

Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов.

I этап:  Создание охранительного режима.

II этап: Воспитание шепотной речи.

III этап: Воспитание сопряженной речи.

Задачи

I. Обследование детей (срок – сентябрь):

        1.Обследование всех сторон речи детей.

        2.Обследование общей и речевой моторики.

        3.Обследование общей и речевой подражательности.

        4.Выявление особенностей характера и поведения детей.

        5.Обследование психических процессов (память, внимание, воля).

        6.Сбор анамнеза у родителей детей.

        7.Создание дружного детского коллектива.

        8.Обучение совместным и индивидуальным спокойным играм.

        9.Проведение родительского собрания (2.10).

II. Подготовка к режиму молчания:

        1.Ограничение речевых высказываний в группе.

2.Обучение детей условным невербальным сигналам.

3.Развитие тормозных процессов в поведении детей.

4.Воспитание умения пользоваться жестами.

5.Начать работу по воспитанию физиологического дыхания с помощью дыхательных упражнений.

6.Начать работу по воспитанию диафрагмального межреберного дыхания.

7.Начать работу по воспитанию произвольной моторики путем релаксационных упражнений и артикуляционной гимнастики на подгрупповых занятиях.

8.Развитие внимания, усидчивости, сосредоточенности, умения не мешать другим.

9.Воспитывать умение до конца выслушивать взрослых и точно выполнять поручения.

10.Подготовка артикуляционного аппарата детей к постановке дефектных звуков с помощью общей артикуляционной гимнастики (на индивидуальных занятиях).

11.Обследование детей невропатологом и консультация для логопеда (1.10.)

III. Режим молчания – (I-ая неделя октября):

        1.Воспитывать умение у детей сдерживать свои речевые импульсы.

2.Воспитывать общую и произвольную моторику, а так же мышцы лица приемами релаксации и специальной артикуляционной гимнастики.

3.Отработка физиологического дыхания, лежа на спине (На занятиях с воспитателем, логопедом и в свободное время):

        * выработка правильного речевого дыхания через рот;

* выработка правильного произвольного дыхания через рот;

* осуществление контроля над правильным диафрагмальным дыханием, с помощью ладони на животе.

4.Работа над слуховым и зрительным вниманием, памятью посредством игр, специальных упражнений.

5.Воспитание выдержки, сосредоточенности, внимания, невербальных реакций на занятиях логопеда и воспитателя, на прогулках, безречевых играх и упражнениях.

6.Развитие безречевой подражательности:

* мимической;

* общемоторной.

7.Отработка речевой моторики на индивидуальных занятиях с помощью артикуляционной гимнастики.

8.Проводить спокойные игры с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом.

9.Щадящий режим на музыкальном занятии, исключая пение, подвижные игры, использование упражнения под спокойную музыку.

10.Развитие мелкой моторики:

* штриховка;

* обводка;

* рисование;

* выкладывание фигур из спичек и палочек.

IV. Шепотная речь – (2-я неделя октября):

1.Продолжить начатую работу, плюс воспитание правильного диафрагмального дыхания с помощью специальных упражнений и игр с пособиями:

* стоя – 1 неделя;

* сидя – 2 неделя.

2. Воспитание речевого дыхания с приемом счета до пяти с шепотным произношением согласных звуков, перечисление дней недели, считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными.

3.Воспитание у детей двигательной, слуховой реакции и переключаемости движений на определенные звуковые сигналы.

4.Продолжать соблюдать щадящий режим на музыкальных занятиях:

* исключая бег;

* исключая подвижные игры;

* высказывания с помощью голоса;

* тихое непродолжительное пение;

5.Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.

V. Сопряженная речь:

        1.Включить в занятия просодические компоненты речи и их отработки:

* темп;

* ритм;

* паузирование;

* интонацию;

* плавное слогопроизношение по предварительному показу (по подражанию).

2.Воспитание сопряженного произношения.

3.Развитие физиологического дыхания:

* закрепление правильного вдоха (через нос вдох и выдох через рот);

* удлинение физиологического выдоха с помощью специальных пособий для развития дыхания (поддувание на листочки), игра на музыкальных инструментах.

4.Развитие речевого выдоха с помощью пения гласных А-О-У-Ы, счет, произношение предложения из трех-четырех слов на выдохе.

5.Воспитание мягкой голосоподачи с помощью специальных голосовых упражнений и тренировок.

6.Воспитание слитного произношения слов в звукоподражаниях и словах.

7.Развитие просодических компонентов речи приемом подражания образцу речи логопеда, темпу, ритму, мелодико-интонационной окраске, логическим упражнениям.

8.Развитие речевой и общемоторной подражательности в упражнениях и играх на занятиях.

9.Воспитание произвольной, речевой и общей моторики.

10.Развитие координации речи и движений в упражнениях с мячом, с флажками, средствами логоритмики.

11.Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях.

12.Ввести в занятия пятиминутки на развитие дыхания и голоса (утром перед завтраком на релаксацию и координацию речи с движением, после тихого часа – на звукоподражание).

VI. Лексика:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

1.Овощи. Труд колхозников. Овощной магазин.

2.Фрукты. Знакомство с магазином фруктов.

3.Деревья и кустарники осенью.

4.Грибы.

5.Осень. Осенние изменения в природе.

6.Перелетные птицы.

7.Как птицы и звери к зиме готовятся.

8.Одежда. Труд швеи. Ателье.

9.Игрушки.

VII. Работа по коррекции звукопроизношения:

1.Развивать моторику с помощью артикуляционной гимнастики у всех детей.

2.Готовить артикуляционный аппарат к постановке дефектных звуков.

3.Продолжать работу по автоматизации звуков.

VIII. Развитие фонематического анализа и синтеза:

1.Дать понятие о гласном и согласном звуке.

2.Дифференциация гласных и согласных звуков.

3.Выделение гласного звука в начале слова.

4.Выделение последнего согласного звука.

5.Анализ и синтез обратного слова.

6.Выделение начального согласного звука из трех звуковых слов.

7.Анализ и синтез открытых слогов.

8.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слогов.

9.Знакомство с буквами.

Гласные – А, У, О, Ы

        Согласные – М, С, Х, Ш.

Работа на базе только твердых звуков.

IX. Грамматический строй речи:

1.Уменьшительно-ласкательные суффиксы (темы: «Перелетные птицы», «Игрушки», «Одежда»).

2.Единственно-множественное число существительных (темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья»).

3.Правильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (темы: «Осень», «Овощи», Фрукты», «Грибы», «Деревья»).

4.Образование относительных прилагательных и правильное их согласование с существительными (темы: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда»).

5.Правильное употребление прилагательных и местоимений (отработка окончаний существительных разного рода по темам: «Игрушки», «Одежда»).

X. Развитие мелкой моторики:

1.Ориентация в пространстве, на листе бумаги.

2.Штриховка и обводка контуров (трафареты овощей, фруктов, грибов, игрушек)

3.Выкладывание из палочек и спичек различных фигур.

Коррекционно-образовательная деятельность (II квартал)

Цель: Воспитание отраженной речи.

I этап -  Воспитание вопросно-ответной формы речи (I этап) с опорой на словесный материал.

II этап -  Вопросы с самостоятельным добавлением 1-2 слов.

III этап -  Воспитание вопросно-ответной формы речи разной степени самостоятельности:

        а) с опорой на наглядность;

        б) по представлению.

Задачи

I. Работа над дыханием:

1.Закрепление диафрагмального дыхания в специальных упражнениях, играх, ответах детей.

2.Работа над удлинением физиологического выдоха с помощью дыхательных упражнений (по Стрельниковой).

        3.Удлинение речевого выдоха с помощью наращивания фразы.

II. Работа над голосом:

1.Воспитывать умение пользоваться голосом различной силы, тембра, мелодико-интонационной окраски в ответах, диалогах, играх, инсценировках, а так же по подражанию на отражении.

2.Закрепить мягкое голосо-начало в ответах детей.

3.Работа над просодическими компонентами речи: темпом, ритмом, интонированием, паузированием.

III. Формирование речевых навыков:

        1.Закрепить умение говорить на выдохе.

        2.Закрепить слитное слово-  и слогопроизношение в ответах детей.

        3.Воспитывать правильную диагностическую речь, воспитывать отраженную речь.

        4.Воспитывать умение отвечать полным ответом на вопрос.

        5.Закрепить умение говорить, координируя речь с движением (темп, близкий к разговорной речи).

        6.Внести слитное произношение слов и предложений во всех жизненных ситуациях (вопросно-ответная речь).

IV. Развитие общей моторики:

        1.Продолжать работу над умением расслаблять мышцы рук, шеи, лица (во время речи – губ, языка).

        2.Работать над координацией речи с движением, приемами логоритмики.

        3.Воспитывать правильную позу при ответах детей, умение смотреть в лицо говорящему.

        4.Добиваться мягкости и плавности движений и подражатнльности действиям.

        5.Воспитывать произвольную моторику с помощью специальных упражнений и игр, артикуляционной гимнастики.

        6.Вырабатывать точное употребление жестов, мимики, пантомимики.

        7.Затормозить ненужные сопутствующие движения.

V. Работа по коррекции звукопроизношения:

        1.Автоматизация (Р)   ____ чел.

        2.Автоматизация шипящих:   ____ чел.

        3.Постановка свистящих:   ____ чел.

        4.Автоматизация (Л)   ____ чел.

VI. Лексика:

Декабрь, январь, февраль

        1.Мебель. Мебельная фабрика. Труд столяра. Инструменты.

        2.Посуда, труд повара, пища, продукты питания.

3.Зима. Зимние забавы.

        4.Новый год. Рождество

5.Зимующие птицы.

6. Домашние птицы, их птенцы.Труд птичницы.

7.Домашние животные, их детеныши, труд доярки.

8.Звери наших лесов.

        9.Животные жарких стран.

        10.Дикие животные Севера.

11.День защитника Отечества.

VII. Грамматический строй речи:

        1Работа над падежным окончанием существительных един. и  множ. числа:

                        «Посуда» (мешают ложкой, наливают поварешкой);

                        «Ёлка» (поет песню, принести елку);

        2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе:

                        «Зима», «Птицы», «Зимующие птицы»;

                        «Зима» (крутая горка, большие сани).

        3.Правильное согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже:

                        «Мебель»;

                        «Зимующие птицы»;

                        «Посуда».

        4.Образование относительных прилагательных, введение их в речь:

                        «Посуда» (дерево - деревянная, стекло - стеклянная);

«Мебель»

        5.Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

                        «Зимующие птицы» (синички, воробушки);

                        «Ёлка» …;

                        «Животные» …

        6.Образование притяжательных прилагательных от существительных:

                        «Зимующие птицы» (синичкин хлеб, воробьиные перышки).

        7.Образование прилагательных от существительных с предлогами:

                        «Мебель»;

                        «Новогодний праздник».

        8.Употребление пространственных предлогов на материале :

                        «Посуда» (на столе, под столом и др.);

                        «Елка, Елочные игрушки»;

                        «Мебель»

9. Образование названий птенцов и детенышей животных:

«Птицы», «Животные»

VIII. Развитие психических процессов:

        1.Воспитание правил поведения на занятиях и в играх.

        2.Воспитание выдержки, тормозных реакций, умение соотносить свои действия с действиями окружающих.

        3.Воспитание ориентировки на говорящего, умение слушать окружающих.

        4.Говорить, смотря в глаза собеседнику.

        5.Коррекция общей моторики (разнообразные умения управлять своим телом и собой во время занятий, игр, при свободном перемещении).

        6.Воспитывать умение контролировать выполнение речевых правил (речь на выдохе).

        7.Воспитание навыка коллективной игры с элементами творчества на речевом этапе под контролем логопеда.

IX. Развитие фонематического анализа и синтеза:

        1.Деление слов на слоги, используя желтые квадраты.

        2.Звуко-слоговой анализ 1-2 сложных слов (суп, кошка) используя материал из лексических тем.

        3.Ввести понятия «сколько гласных звуков в слове, столько и слогов».

        4.Дифференциация звуков, звонких и глухих.

        5.Преобразование слов путем замен: дуб-суп, рак-лак.

        6.Продолжать знакомство с буквами.

Коррекционно-образовательная деятельность (III квартал)

Цель: Обучение самостоятельной речи разной сложности.

I этап - Воспитание самостоятельной речи.

II этап - Воспитание самостоятельной речи на этапах пересказа.

        III этап - Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа:

                        а) описательного;

                        б) смешанного.


Задачи

I. Работа над удлинением физиологического дыхания: с помощью гимнастики А.П. Стрельниковой (упр. 1, 2, 3), количественный счет от 5до 25:

                1. работа над удлинением речевого вдоха путем наращивания фразы;

2. совершенствование у детей самоконтроля диафрагмально-межреберного дыхания в начале фразы, во время паузы, в сложных предложениях.

II. Работа над голосом:

1. закрепить умение детей пользоваться голосом различной силы, тембра и мелодико-интонационной окраски в ответах, в прямой речи, в пересказе, рассказе;

2. совершенствовать просодические компоненты речи в вопросно-ответной форме: в пересказе, рассказе (темп, ритм, паузирование, интонирование и т.д.);

3. регулировать темп, ритм речи с помощью дирижирования рукой (в трудных ситуациях), а так же с помощью приобретенных навыков.

        

III. Развитие общей моторики:

1. воспитание произвольной моторики средствами игры и специальных упражнений на изменение мышечного тонуса, логоритмики;

2. воспитание выразительной пантомимики в играх, драматизациях, сюжетно-ролевых играх;

3. работа над координацией речи с движением путем логоритмических упражнений на занятиях;

4. работа над правильной позой во время пересказов и рассказов детей (стоя и сидя), работать над избавлением от стойких и мигрирующих синкинезий.

IV. Работа по коррекции звукопроизношения:

        1. автоматизация «Р»;

        2. автоматизация «Л»;

3. автоматизация «шипящих»;

4. автоматизация «свистящих».

V. Лексика:

Март, апрель, май

        1. Семья. Женские профессии. Мамин праздник.

        2. Весна. Весенние изменения в природе.

        3.Перелетные птицы.

        4. Городской транспорт.

        5. Воздушный и водный транспорт.

        6. Герои космоса.

        7. Заволжье – мой родной город.

        8. Россия – Родина моя.

        9. День рождения Земли.

        10. День Победы.

VI.Грамматический строй речи:

1. Работа с пространственными предлогами на материале лексических тем и пространственных наречий:

                «Семья»;

                «Женские профессии»;

                «Космос»

        2. Правильное построение сложносочиненных предложений.

        3. Образование притяжательных от существительных на лексическом материале:

                «Семья»;

                «Весна»;

                Женские профессии»;

                «Перелетные птицы».

4. Правильное согласование прилагательных и числительных с существительными в описательных рассказах на лексическом материале тем.

5. Образование кратких форм прилагательных на материале тем:

                «Семья»;

                «Женский праздник»;

«Герои космоса»

 6. Образование сравнительной степени прилагательных на материале темы:

                «Весна».

VII. Развитие фонематического анализа и синтеза:

        1. Закрепить навык деления слов на слоги.

        2. Учить придумывать 2-3-х сложные слова по схеме.

        3. Закрепить навык звукового анализа.

4. Продолжать знакомство со звуками и буквами. Придумать и назвать слова на заданный звук в начале, середине, конце слова. Учить определять позицию звука в слове.

VIII. Развитие психических процессов:

        1. Воспитание двигательной активности и самостоятельности в игре.

2. Повышение речевой активности и самостоятельности в использовании просодических компонентов речи.

3. Воспитание слитности речи на открытых занятиях в присутствии посторонних людей.

4. Воспитание произвольного поведения на занятиях, в играх, дома.

5. Закрепление навыка самостоятельности и контроля над речевыми просодическими комментариями.

6. Дальнейшее развитие памяти, внимания, выдержки, воли на занятиях, в играх, в свободное время.

7. Воспитание требовательности и самоконтроля к своим работам, речи, поведению.

IX. Воспитание речевых навыков:

        1. Работа над пересказом:

                а) обучение дословному пересказу, подготовка текста различного объема;

                б) драматизация содержания сказки, стихотворения, прозы;

в) пересказ различных событий, действий на материале различных игр, экскурсий, личном опыте;

                г) пересказ просмотренных мультфильмов, фильмов, диафильмов.

        2. Работа над описательным рассказом:

                а) обучение описательному рассказу по образцу рассказа логопеда;

б) обучение описательному рассказу с опорой на коллективный и индивидуальный опыт ребенка;

        3. Работа над сюжетным рассказом:

                а) обучение сюжетному рассказу по образцу речи логопеда;

                б) обучение сюжетному рассказу с опорой на личный опыт ребенка;

в) обучение творческому сюжетному рассказыванию по представлению (придумывание начала и конца рассказа, развертывание рассказа, фантазирование).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА» Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ»

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА»Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ» Программные задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

Авторская методическая разработка "Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы: «Разговор о здоровье и правильном питании»

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИКИ ПРОГРАММЫ:«РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста

Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священног...