НОД для старшей группы "Первобытный мир и современность". Соответствует ФГОС.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие с путешествием по детскому саду- посылка в группу, рассматривание картинок, посещение мини- музея, первобытная пещера и костер в группе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervobytnyy_mir_i_sovremennost.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми в течение дня,                                    непосредственно образовательная деятельность                                                            в старшей группе в соответствии с ФГОС

по теме «Жизнь людей в окружающем мире.

Первобытный мир и современность».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье и физическая культура, художественное творчество (лепка, изодеятельность),  музыка, основы безопасности  жизнедеятельности.

Взаимодействие с учителем- логопедом, музыкальным руководителем.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления детей о взаимосвязях,  достижениях первобытного мира и современности, об отличиях внешнего облика, образа жизни и деятельности первобытных и современных людей.
  2. Активизировать словарный запас детей понятиями: первобытный, современный, вождь, племя, первобытные охотники, шкуры, скребок, древко, каменный топор, копьё, мамонт, бивни, бизон, саблезубый тигр, пещера.
  3.  Развивать творческое воображение, совершенствовать мелкую и крупную моторику, укреплять органы дыхания во время двигательной активности.
  4. Воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества и его достижениям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций;  чтение энциклопедий, журналов и книг о первобытном мире, об образе жизни первобытных людей, их внешнем облике; рассматривание глобуса;   просмотр видео-  материалов «Всемирная история. Древний человек», мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Ледниковый период»;  изготовление костюмов и орудий труда, приспособлений для  охоты первобытных людей с привлечением родителей; поиск картинок, иллюстраций о первобытных людях для выставки в группе; художественное творчество по теме; оформление выставки в группе «Предметы старины и сегодня нам нужны» (керамика, сковородки, кастрюли, чайники и т.п. ).

Оборудование: глобус; большая почтовая коробка для посылки – сверху положить  кость древнего животного из музея (заранее обратиться с просьбой в школьный мини- музей д.Криволукской  Ялуторовского района), под неё - изображение скелета мамонта,  в самый  низ-  костюмы для воспитателя и детей их тканей под «животных» (типа курточек или жилеток и юбочек); на стене первого этажа или приемной разместить  картинки с изображением мамонтов на снежной тропе, первобытных охотников,  первобытной пещеры;  в холле первого этажа оформить помещение для мини- музея -  изготовить с помощью родителей лук и стрелы, первобытные молотки разного размера, дубины, каменный топор, глиняные горшки, бусы из клыков животных и ягод и разложить все эти экспонаты на столах, около столов расставить стульчики или скамейки для детей;  в группе приготовить для оборудования  пещеры пятнистые пледы, стойки и ширмы, пещеру собрать после ухода детей из группы; перед пещерой выложить костер, для костра приготовить -  палочки- веточки, языки пламени сделать из цветной бумаги «Палитра» приемом обрывания, приготовить большой камень для игры- имитации «Жарим мясо на камнях»;  после ухода детей из группы разложить материалы  для лепки горшков – глина или соленое тесто коричневого цвета,  доски для творчества, стеки, вода в баночках, салфетки из ткани для вытирания рук, подносы для просушки изделий, столы расставить свободно по группе; в спортивном зале  приготовить гимнастические палки по числу детей, две дуги, мешочки для метания, обруч- закрепить между двумя стойками на высоте 40 см, как мишень для метания, толстый канат для имитации  бревна через реку.

Музыкальное сопровождение: загадочная музыка в момент рассматривания посылки и переодевания детей в костюмы первобытных людей, бодрая музыка для гимнастических упражнений и эстафет, музыка для танца первобытных охотников, с детьми разучить песню о первобытных людях для заключительной части НОД.

Проектное содержание НОД:

В группу после  утренней гимнастики вносят посылку – большую почтовую коробку с адресом (название города, номер детского сада и название группы).  

1.Мотивация:

*Что в коробке может быть?  (включается загадочная музыка)

Дидактическое упражнение «Угадай по звуку, по весу, по запаху».

-  Что там может быть? (по звуку коробки, её весу, запах есть или нет, живое- не живое и т.д.)

- Откроем коробку и посмотрим. Чья это может быть кость? Послушайте историю про то, как её нашли. Много лет назад  мальчишки- жители деревни Криволукской недалеко от Ялуторовска, пошли купаться на реку Тобол и увидели в песке засыпанную кость. Они побежали в деревню и рассказали о находке взрослым. Кость раскопали, помыли и отнесли в школу. Это была кость древнего мамонта. Смотрите, здесь картинка с изображением всего скелета этого животного. Какой он? А вот еще картинка. Кто это? (мамонт  идет по снегу) А сейчас существуют такие животные?

- В коробке еще что- то есть  (вывалить на пол остальное содержимое коробки: костюмы для переодевания)  Предлагаю на сегодняшний день стать первобытными людьми и попытаться узнать, как они жили. И сравним с нашей жизнью. Согласны?

- Переодеваемся  (под музыку). 

2.Настрой на день (в круге):

Что за чудо- чудеса? Раз- рука, и два- рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая…

И скажу вам, не тая- руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

 Умные  руки умеют вершить,

чуткие руки умеют дружить!

-- Возьмите за руку того, кто стоит рядом. Почувствуйте тепло рук друг друга. Посмотрите на свои руки. Подумайте, сколько сегодня они смогут сделать разного, хорошего?

Первобытные люди мыли свои руки в ручейке. Пойдем и мы с вами, подготовим свои руки к добрым делам.

3.Умывание рук:  (стихи при умывании)

  • Каждый  раз перед едою руки мы спешим помыть.

Чтобы не было микробов, в чистоте должны все жить!

  • Если будешь умываться, чистым будешь ты всегда!

Чтоб болезней не бояться и прожить нам лет до ста!

  • Добрый день-  тебе сказали.  Добрый день-  ответил ты.

Как  две ниточки связали: теплоты и доброты!

4.Завтрак:

- Для путешествия в прошлое человечества нам нужны силы, терпение и выносливость-  много всего! Поэтому надо как следует подкрепиться:

Чтоб в пути нам не устать, завтрак будем весь съедать!

Ну- ка, дружно, веселей! Кушай кашу, будь сильней!

Хлебом с маслом заедай, чаем сладким запивай!

5.Свободные игры детей:

*Активизация беседы о первобытных людях.

- Ребята, мы с вами живем семьями, у нас есть дома или квартиры. А кто знает, как жили первобытные люди? (в пещерах, большими группами, племя с вождем)

- Почему не в одиночку? (так легче было прокормиться, растить детей,  защищаться от диких зверей, в пещерах теплее, ведь  у людей тело горячее)

- Да, большим племенем легче добывать еду. А жили они в более теплых краях, им не нужно было прикрывать свое тело. Сегодня люди прикрывают свое тело? Почему? (неприлично и холодно ходить раздетым)

- Какую пищу могли добыть себе первобытные? (собирали, выкапывали, ходили на охоту, ловили рыбу)

6.Непосредственно образовательная деятельность:      

*Глобус. (должен стоять в группе за несколько дней до данной темы, чтобы дети имели возможность рассматривать его)

1). ТРИЗ- игра «Хорошо- плохо»

- Много тысяч лет назад с Северного полюса стал сползать огромный ледник  (параллельно с разговором идет показ на глобусе).  Давайте подумаем, что плохого он принес первобытным людям, а что хорошего?

Плохое

Хорошее

Холод и болезни.

Изобретение одежды и обуви

Гибель от холода.

Жилища разной формы и из разного материала. Использование огня для обогрева жилищ.

Голод.

Поиск новых способов добывания пищи, изобрели земледелие,  лук и стрелы для охоты, копья, посуду. Использование  огня для приготовления пищи. Приручение животных.

Искали новые места для жизни.

Изобретение лодок и плотов для переправы и путешествий, наведение   мостов.

Племенам стало трудно выживать, нападали друг на друга.

Объединение людей в еще большие группы и даже государства для защиты.

- Вывод: ледник принес и плохое, и много хорошего. Чем мы пользуемся из этого?  (всем, но улучшили всё))

*Приглашаю вас в путешествие.

2). Картина «Стоянка первобытных людей».

Беседа:

Обсудить, кто чем занят (мужчины, женщины, дети, животные), какие орудия труда используют, для чего, какого размера жилище- пещера, соотнести с количеством людей, отметить разделение труда на женский и мужской, обратить внимание на появление первых художников- рисование на стене образов животных, заколдовывание их перед охотой.

Вывод: У современных людей сохранились такие занятия? Что по- другому?

3). Посещение «Мини- музея». (беседу ведет учитель- логопед в костюме первобытного человека)

* Здравствуйте, ребята.  Вы пришли в музей древностей. Здесь разные экспонаты. Давайте попробуем назвать их. (дети берут предметы в руки, рассматривают  – обратить внимание на осторожное обращение с экспонатами в музеях)  

- Из чего сделан этот предмет? А этот?

- Из какого материала сделаны ручки топоров и молотков? Почему?

- Для чего нужен был каменный топор? Молоток?

- Как использовали первобытные люди копье, лук со стрелами?

- Чем из этого мы пользуемся сегодня? Что изменилось?

- Человек научился плавить металл и получать железо для орудий труда и оружия, изготовления  посуды и других предметов.

*Дидактическая игра «Расскажи, что на картинке»

- Объединяйтесь в пары или тройки, рассмотрите изображенные на картинках предметы. Составьте рассказ о том, что делали первобытные люди при помощи этих предметов?

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

*Словесная игра «Придумай слово»:

- Как вы думаете, ребята, первобытный человек сразу умел говорить разными словами: длинными и короткими? Да, сначала люди общались звуками, потом появились короткие слова. Они были связаны с жизненными ситуациями. Давайте придумаем такие слова и назовем

( дай, на, мое, нет, да, я, ты, мы, бери, иди, там, тут и т.п.)

- Молодцы, у вас умные головы.

*Звуковая гимнастика для язычка:

-  Давайте проверим, как работают наши язычки. Скажем все вместе фразу «Наберем грибов, накопаем корешков» - сначала медленно, потом немного быстрее, и совсем быстро (показывает, как это нужно делать)

- Вы хорошо потренировали свои язычки. У вас все  будет получаться. До свидания!

4). Физкультура:

Пойдемте тренировать свое тело, чтобы быть сильными и выносливыми, не бояться никаких трудностей!

В зал дети входят под музыку, сразу выстраиваясь в колонну по одному для ходьбы.

*Ходьба с заданиями:

  • «Глубокий снег»- с высоким подниманием колен;
  • «На корточках» – прячемся от зверей, соблюдаем осторожность;
  • «Перейдем через ручей»- по толстому канату приставным шагом  правым боком;

*Оздоровительный бег  «Бегом от дождя!»;

*Спокойная ходьба «Отдых под деревьями» с восстановлением дыхания;

*Обще-  развивающие упражнения: (по ходу движения берем гимнастические палки -  идем  добывать  пищу )

  • «Осматриваемся, нет ли опасности»                                                             и.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч;  поднимаем голову вверх -  гимнастическая палка в руках идет  вверх, опускаем голову вниз-  руки с палкой идут вниз; 7 раз
  • «Разминаем плечи»                                                                                                    и.п.-  стоя ноги врозь, руки с палкой опущены, поочередно поднимаем и опускаем плечи; 7 раз
  • «Тренируем тело и руки»                                                                                      и.п.- стоя ноги врозь, палка в правой руке, руки опущены; на счет 1-2 выполняем поворот в правую сторону и перекладываем палку в левую руку; на счет 3-4 опускаем руки; затем повторяем движение в левую сторону;  7 раз
  • «Высматриваем  добычу»                                                                                              и.п.- стоя ноги врозь, палка перед собой в опущенных руках; выполняем наклоны вправо, влево, вперед, назад с подниманием палки над головой, смотрим на палку; 7раз
  • «Лодка» - упражнение в парах                                                                               и.п.- сидя на полу лицом друг к другу, упереться ступнями полусогнутых в коленях  ног друг в друга, руками взять палки за концы; выполняем движение гребца-  наклоны вперед и назад, как бы тянем на себя партнера; 7 раз
  • «Выпрыгиваем из ловушки»                                                                                    и.п.- стоя, ноги вместе, палка на полу перед собой, руки свободно опущены; перепрыгиваем через палку вперед- назад;  7 раз
  • «Восстанавливаем дыхание»                                                                        и.п.- ноги врозь, палка в правой руке; поднимаем руки вверх- вдох через нос, перекладываем палку в левую руку, опускаем руки, шумный выдох через рот;  7-8 раз

*Основная часть:

Первобытным охотникам надо было быть очень меткими. Они метали копья и бросали камни. Хотите проверить свои умения?

  • Эстафеты (поточно двумя группами):                                    предварительно оговариваем правила безопасного поведения  по отношению к тем, кто будет рядом

1группа -  бросание «камня» (мешочек с песком) в мишень из обруча с расстояния 3 метра;

2 группа-  проползание на четвереньках с гимнастической палкой- копьем «под сводами пещеры»- (последовательно поставленные  две дуги), затем метание «копья» - палки на дальность приемом из- за плеча;

Закончив тренировку, группы меняются местами и выполняют следующее задание.

  • Подвижная игра- танец «Хвалимся успехами»

Взяв гимнастические палки, дети с воспитателем собираются  в круг и под «Первобытную» музыку выполняют танцевальные свободные движения, потрясая в воздухе палками и издавая победный клич.

Возвращение в группу  с  исполнением  детьми   песни  про первобытных людей. В группе к этому времени оборудована пещера и приготовлен костер. Расставлены столы для лепки.

5). «У пещеры первобытного человека».

- Озябли, пока добирались до дома. Давайте присядем и погреемся у костра! Протягивайте руки к огню, только не обожгитесь! Согрелись?

  • А как первобытные люди поддерживали огонь, чтобы он не погас, кто запомнил?
  • А мы как добываем огонь?
  • Где использовали огонь первобытные люди?
  • Сегодня используют огонь?

- Проголодались? Давайте приготовим на огне мясо, как первобытные люди.

*Игра- имитация  «Жарим мясо на раскаленных камнях»- одновременно обговариваем технику безопасности, какие травмы могли получить в древности люди от огня, имитируем услышанные запахи мяса, едим, обжигаемся и т.п.

* Беседа «Первая посуда»:

  • Какая посуда первой появилась, знаете? (две соединенные вместе ладошки, затем глиняная и плетеная посуда)
  • Какой посудой пользуемся мы?

Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением первобытного глиняного горшочка с заостренным донышком и с узорами из точек и волнистых линий. Воспитатель спрашивает:

- Вы догадываетесь, почему у первых горшочков донышко было заостренным? (его втыкали в землю для устойчивости, т.к. ровное донышко люди не сразу умели делать)

- Почему из глины, а не из песка  делали посуду?

- Хотите попробовать вылепить такие горшочки?

6).Художественное творчество. Лепка.

- Тогда берите всё необходимое ( глину, доски для лепки, салфетки, воду, стеки для рисования узоров) и  выбирайте место.

- Вспомним  наши правила пяти пальцев:

  1. У нас есть задумка- сделать  …(горшочек).
  2. Материалом будет… (глина).
  3. Инструментом будут …(наши руки).
  4. Работу выполняем по…( порядку).
  5. У нас все …(получится!)

- Приступайте к работе.

Во время лепки идет непринужденная  познавательная беседа об истории  глиняной посуды:

- Как вы думаете, легко было первобытному человеку научиться  лепить такие горшочки? Какую геометрическую форму они напоминают?

- Что могли обозначать эти точки и волнистые линии на узорах?                       (точки- это солнце, тепло дающее, а линии- это текучая вода, дающая жизнь)

- Я расскажу вам, как научились обжигать глиняную посуду, чтобы она е разваливалась от налитой в нее воды. Однажды древняя женщина сплела из прутика горшочек и обмазала его глиной. Горшочек подсох на солнышке и женщина понесла в нем мясо к горящему костру, нечаянно горшочек выпал у нее из рук прямо в огонь. Женщина хотела вытащить его из огня, но обожгла руки, а  горшочек остался лежать в костре, пока тот не потух. Когда женщина разгребала угли, то увидела, что глиняный горшочек затвердел и не крошился. Так была изобретена керамика. Сегодня мы пользуемся керамическими горшочками для приготовления пищи в духовке.

- Давайте украсим наши горшочки.  Чем мы можем это сделать? (стеками)

- А теперь поставим их (кверху донышком)  на просушку.

7).Помещаем в книжный уголок иллюстрацию про первобытных людей, не знакомую детям.

Задание: рассмотреть и вечером рассказать о том, что нового и интересного  увидели  на картинке.

  1. На прогулке:
  • Организация наблюдений «Следы на снегу».
  • Трудовые навыки: «Расчищаем место под стоянку первобытного племени».
  • Повторение ритуального танца «Заколдовываем зверя».
  • Подвижная игра «Охотники и  мамонты» по типу игры «Ловишки».
  • Спокойная игра «Первобытные художники рисуют на снегу».
  • Самостоятельные игры детей.
  1. Во второй половине дня:
  • Художественное творчество детей по итогам впечатлений;
  • Беседа по картинке в книжном уголке о первобытных людях;
  • Превращение в детей, выход из образа.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с родителями, соответствующих ФГОС ДО.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель- логопед и родители действуют согласова...

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.       Сотрудничество и взаимодействие воспитателя  с родителями яв...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...