НОД для старшей группы "Первобытный мир и современность". Соответствует ФГОС.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие с путешествием по детскому саду- посылка в группу, рассматривание картинок, посещение мини- музея, первобытная пещера и костер в группе..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervobytnyy_mir_i_sovremennost.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с детьми в течение дня, непосредственно образовательная деятельность в старшей группе в соответствии с ФГОС
по теме «Жизнь людей в окружающем мире.
Первобытный мир и современность».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье и физическая культура, художественное творчество (лепка, изодеятельность), музыка, основы безопасности жизнедеятельности.
Взаимодействие с учителем- логопедом, музыкальным руководителем.
Задачи:
- Формировать первоначальные представления детей о взаимосвязях, достижениях первобытного мира и современности, об отличиях внешнего облика, образа жизни и деятельности первобытных и современных людей.
- Активизировать словарный запас детей понятиями: первобытный, современный, вождь, племя, первобытные охотники, шкуры, скребок, древко, каменный топор, копьё, мамонт, бивни, бизон, саблезубый тигр, пещера.
- Развивать творческое воображение, совершенствовать мелкую и крупную моторику, укреплять органы дыхания во время двигательной активности.
- Воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества и его достижениям.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение энциклопедий, журналов и книг о первобытном мире, об образе жизни первобытных людей, их внешнем облике; рассматривание глобуса; просмотр видео- материалов «Всемирная история. Древний человек», мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Ледниковый период»; изготовление костюмов и орудий труда, приспособлений для охоты первобытных людей с привлечением родителей; поиск картинок, иллюстраций о первобытных людях для выставки в группе; художественное творчество по теме; оформление выставки в группе «Предметы старины и сегодня нам нужны» (керамика, сковородки, кастрюли, чайники и т.п. ).
Оборудование: глобус; большая почтовая коробка для посылки – сверху положить кость древнего животного из музея (заранее обратиться с просьбой в школьный мини- музей д.Криволукской Ялуторовского района), под неё - изображение скелета мамонта, в самый низ- костюмы для воспитателя и детей их тканей под «животных» (типа курточек или жилеток и юбочек); на стене первого этажа или приемной разместить картинки с изображением мамонтов на снежной тропе, первобытных охотников, первобытной пещеры; в холле первого этажа оформить помещение для мини- музея - изготовить с помощью родителей лук и стрелы, первобытные молотки разного размера, дубины, каменный топор, глиняные горшки, бусы из клыков животных и ягод и разложить все эти экспонаты на столах, около столов расставить стульчики или скамейки для детей; в группе приготовить для оборудования пещеры пятнистые пледы, стойки и ширмы, пещеру собрать после ухода детей из группы; перед пещерой выложить костер, для костра приготовить - палочки- веточки, языки пламени сделать из цветной бумаги «Палитра» приемом обрывания, приготовить большой камень для игры- имитации «Жарим мясо на камнях»; после ухода детей из группы разложить материалы для лепки горшков – глина или соленое тесто коричневого цвета, доски для творчества, стеки, вода в баночках, салфетки из ткани для вытирания рук, подносы для просушки изделий, столы расставить свободно по группе; в спортивном зале приготовить гимнастические палки по числу детей, две дуги, мешочки для метания, обруч- закрепить между двумя стойками на высоте 40 см, как мишень для метания, толстый канат для имитации бревна через реку.
Музыкальное сопровождение: загадочная музыка в момент рассматривания посылки и переодевания детей в костюмы первобытных людей, бодрая музыка для гимнастических упражнений и эстафет, музыка для танца первобытных охотников, с детьми разучить песню о первобытных людях для заключительной части НОД.
Проектное содержание НОД:
В группу после утренней гимнастики вносят посылку – большую почтовую коробку с адресом (название города, номер детского сада и название группы).
1.Мотивация:
*Что в коробке может быть? (включается загадочная музыка)
Дидактическое упражнение «Угадай по звуку, по весу, по запаху».
- Что там может быть? (по звуку коробки, её весу, запах есть или нет, живое- не живое и т.д.)
- Откроем коробку и посмотрим. Чья это может быть кость? Послушайте историю про то, как её нашли. Много лет назад мальчишки- жители деревни Криволукской недалеко от Ялуторовска, пошли купаться на реку Тобол и увидели в песке засыпанную кость. Они побежали в деревню и рассказали о находке взрослым. Кость раскопали, помыли и отнесли в школу. Это была кость древнего мамонта. Смотрите, здесь картинка с изображением всего скелета этого животного. Какой он? А вот еще картинка. Кто это? (мамонт идет по снегу) А сейчас существуют такие животные?
- В коробке еще что- то есть (вывалить на пол остальное содержимое коробки: костюмы для переодевания) Предлагаю на сегодняшний день стать первобытными людьми и попытаться узнать, как они жили. И сравним с нашей жизнью. Согласны?
- Переодеваемся (под музыку).
2.Настрой на день (в круге):
Что за чудо- чудеса? Раз- рука, и два- рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая…
И скажу вам, не тая- руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют вершить,
чуткие руки умеют дружить!
-- Возьмите за руку того, кто стоит рядом. Почувствуйте тепло рук друг друга. Посмотрите на свои руки. Подумайте, сколько сегодня они смогут сделать разного, хорошего?
Первобытные люди мыли свои руки в ручейке. Пойдем и мы с вами, подготовим свои руки к добрым делам.
3.Умывание рук: (стихи при умывании)
- Каждый раз перед едою руки мы спешим помыть.
Чтобы не было микробов, в чистоте должны все жить!
- Если будешь умываться, чистым будешь ты всегда!
Чтоб болезней не бояться и прожить нам лет до ста!
- Добрый день- тебе сказали. Добрый день- ответил ты.
Как две ниточки связали: теплоты и доброты!
4.Завтрак:
- Для путешествия в прошлое человечества нам нужны силы, терпение и выносливость- много всего! Поэтому надо как следует подкрепиться:
Чтоб в пути нам не устать, завтрак будем весь съедать!
Ну- ка, дружно, веселей! Кушай кашу, будь сильней!
Хлебом с маслом заедай, чаем сладким запивай!
5.Свободные игры детей:
*Активизация беседы о первобытных людях.
- Ребята, мы с вами живем семьями, у нас есть дома или квартиры. А кто знает, как жили первобытные люди? (в пещерах, большими группами, племя с вождем)
- Почему не в одиночку? (так легче было прокормиться, растить детей, защищаться от диких зверей, в пещерах теплее, ведь у людей тело горячее)
- Да, большим племенем легче добывать еду. А жили они в более теплых краях, им не нужно было прикрывать свое тело. Сегодня люди прикрывают свое тело? Почему? (неприлично и холодно ходить раздетым)
- Какую пищу могли добыть себе первобытные? (собирали, выкапывали, ходили на охоту, ловили рыбу)
6.Непосредственно образовательная деятельность:
*Глобус. (должен стоять в группе за несколько дней до данной темы, чтобы дети имели возможность рассматривать его)
1). ТРИЗ- игра «Хорошо- плохо»
- Много тысяч лет назад с Северного полюса стал сползать огромный ледник (параллельно с разговором идет показ на глобусе). Давайте подумаем, что плохого он принес первобытным людям, а что хорошего?
Плохое | Хорошее |
Холод и болезни. | Изобретение одежды и обуви |
Гибель от холода. | Жилища разной формы и из разного материала. Использование огня для обогрева жилищ. |
Голод. | Поиск новых способов добывания пищи, изобрели земледелие, лук и стрелы для охоты, копья, посуду. Использование огня для приготовления пищи. Приручение животных. |
Искали новые места для жизни. | Изобретение лодок и плотов для переправы и путешествий, наведение мостов. |
Племенам стало трудно выживать, нападали друг на друга. | Объединение людей в еще большие группы и даже государства для защиты. |
- Вывод: ледник принес и плохое, и много хорошего. Чем мы пользуемся из этого? (всем, но улучшили всё))
*Приглашаю вас в путешествие.
2). Картина «Стоянка первобытных людей».
Беседа:
Обсудить, кто чем занят (мужчины, женщины, дети, животные), какие орудия труда используют, для чего, какого размера жилище- пещера, соотнести с количеством людей, отметить разделение труда на женский и мужской, обратить внимание на появление первых художников- рисование на стене образов животных, заколдовывание их перед охотой.
Вывод: У современных людей сохранились такие занятия? Что по- другому?
3). Посещение «Мини- музея». (беседу ведет учитель- логопед в костюме первобытного человека)
* Здравствуйте, ребята. Вы пришли в музей древностей. Здесь разные экспонаты. Давайте попробуем назвать их. (дети берут предметы в руки, рассматривают – обратить внимание на осторожное обращение с экспонатами в музеях)
- Из чего сделан этот предмет? А этот?
- Из какого материала сделаны ручки топоров и молотков? Почему?
- Для чего нужен был каменный топор? Молоток?
- Как использовали первобытные люди копье, лук со стрелами?
- Чем из этого мы пользуемся сегодня? Что изменилось?
- Человек научился плавить металл и получать железо для орудий труда и оружия, изготовления посуды и других предметов.
*Дидактическая игра «Расскажи, что на картинке»
- Объединяйтесь в пары или тройки, рассмотрите изображенные на картинках предметы. Составьте рассказ о том, что делали первобытные люди при помощи этих предметов?
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
*Словесная игра «Придумай слово»:
- Как вы думаете, ребята, первобытный человек сразу умел говорить разными словами: длинными и короткими? Да, сначала люди общались звуками, потом появились короткие слова. Они были связаны с жизненными ситуациями. Давайте придумаем такие слова и назовем
( дай, на, мое, нет, да, я, ты, мы, бери, иди, там, тут и т.п.)
- Молодцы, у вас умные головы.
*Звуковая гимнастика для язычка:
- Давайте проверим, как работают наши язычки. Скажем все вместе фразу «Наберем грибов, накопаем корешков» - сначала медленно, потом немного быстрее, и совсем быстро (показывает, как это нужно делать)
- Вы хорошо потренировали свои язычки. У вас все будет получаться. До свидания!
4). Физкультура:
Пойдемте тренировать свое тело, чтобы быть сильными и выносливыми, не бояться никаких трудностей!
В зал дети входят под музыку, сразу выстраиваясь в колонну по одному для ходьбы.
*Ходьба с заданиями:
- «Глубокий снег»- с высоким подниманием колен;
- «На корточках» – прячемся от зверей, соблюдаем осторожность;
- «Перейдем через ручей»- по толстому канату приставным шагом правым боком;
*Оздоровительный бег «Бегом от дождя!»;
*Спокойная ходьба «Отдых под деревьями» с восстановлением дыхания;
*Обще- развивающие упражнения: (по ходу движения берем гимнастические палки - идем добывать пищу )
- «Осматриваемся, нет ли опасности» и.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч; поднимаем голову вверх - гимнастическая палка в руках идет вверх, опускаем голову вниз- руки с палкой идут вниз; 7 раз
- «Разминаем плечи» и.п.- стоя ноги врозь, руки с палкой опущены, поочередно поднимаем и опускаем плечи; 7 раз
- «Тренируем тело и руки» и.п.- стоя ноги врозь, палка в правой руке, руки опущены; на счет 1-2 выполняем поворот в правую сторону и перекладываем палку в левую руку; на счет 3-4 опускаем руки; затем повторяем движение в левую сторону; 7 раз
- «Высматриваем добычу» и.п.- стоя ноги врозь, палка перед собой в опущенных руках; выполняем наклоны вправо, влево, вперед, назад с подниманием палки над головой, смотрим на палку; 7раз
- «Лодка» - упражнение в парах и.п.- сидя на полу лицом друг к другу, упереться ступнями полусогнутых в коленях ног друг в друга, руками взять палки за концы; выполняем движение гребца- наклоны вперед и назад, как бы тянем на себя партнера; 7 раз
- «Выпрыгиваем из ловушки» и.п.- стоя, ноги вместе, палка на полу перед собой, руки свободно опущены; перепрыгиваем через палку вперед- назад; 7 раз
- «Восстанавливаем дыхание» и.п.- ноги врозь, палка в правой руке; поднимаем руки вверх- вдох через нос, перекладываем палку в левую руку, опускаем руки, шумный выдох через рот; 7-8 раз
*Основная часть:
Первобытным охотникам надо было быть очень меткими. Они метали копья и бросали камни. Хотите проверить свои умения?
- Эстафеты (поточно двумя группами): предварительно оговариваем правила безопасного поведения по отношению к тем, кто будет рядом
1группа - бросание «камня» (мешочек с песком) в мишень из обруча с расстояния 3 метра;
2 группа- проползание на четвереньках с гимнастической палкой- копьем «под сводами пещеры»- (последовательно поставленные две дуги), затем метание «копья» - палки на дальность приемом из- за плеча;
Закончив тренировку, группы меняются местами и выполняют следующее задание.
- Подвижная игра- танец «Хвалимся успехами»
Взяв гимнастические палки, дети с воспитателем собираются в круг и под «Первобытную» музыку выполняют танцевальные свободные движения, потрясая в воздухе палками и издавая победный клич.
Возвращение в группу с исполнением детьми песни про первобытных людей. В группе к этому времени оборудована пещера и приготовлен костер. Расставлены столы для лепки.
5). «У пещеры первобытного человека».
- Озябли, пока добирались до дома. Давайте присядем и погреемся у костра! Протягивайте руки к огню, только не обожгитесь! Согрелись?
- А как первобытные люди поддерживали огонь, чтобы он не погас, кто запомнил?
- А мы как добываем огонь?
- Где использовали огонь первобытные люди?
- Сегодня используют огонь?
- Проголодались? Давайте приготовим на огне мясо, как первобытные люди.
*Игра- имитация «Жарим мясо на раскаленных камнях»- одновременно обговариваем технику безопасности, какие травмы могли получить в древности люди от огня, имитируем услышанные запахи мяса, едим, обжигаемся и т.п.
* Беседа «Первая посуда»:
- Какая посуда первой появилась, знаете? (две соединенные вместе ладошки, затем глиняная и плетеная посуда)
- Какой посудой пользуемся мы?
Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением первобытного глиняного горшочка с заостренным донышком и с узорами из точек и волнистых линий. Воспитатель спрашивает:
- Вы догадываетесь, почему у первых горшочков донышко было заостренным? (его втыкали в землю для устойчивости, т.к. ровное донышко люди не сразу умели делать)
- Почему из глины, а не из песка делали посуду?
- Хотите попробовать вылепить такие горшочки?
6).Художественное творчество. Лепка.
- Тогда берите всё необходимое ( глину, доски для лепки, салфетки, воду, стеки для рисования узоров) и выбирайте место.
- Вспомним наши правила пяти пальцев:
- У нас есть задумка- сделать …(горшочек).
- Материалом будет… (глина).
- Инструментом будут …(наши руки).
- Работу выполняем по…( порядку).
- У нас все …(получится!)
- Приступайте к работе.
Во время лепки идет непринужденная познавательная беседа об истории глиняной посуды:
- Как вы думаете, легко было первобытному человеку научиться лепить такие горшочки? Какую геометрическую форму они напоминают?
- Что могли обозначать эти точки и волнистые линии на узорах? (точки- это солнце, тепло дающее, а линии- это текучая вода, дающая жизнь)
- Я расскажу вам, как научились обжигать глиняную посуду, чтобы она е разваливалась от налитой в нее воды. Однажды древняя женщина сплела из прутика горшочек и обмазала его глиной. Горшочек подсох на солнышке и женщина понесла в нем мясо к горящему костру, нечаянно горшочек выпал у нее из рук прямо в огонь. Женщина хотела вытащить его из огня, но обожгла руки, а горшочек остался лежать в костре, пока тот не потух. Когда женщина разгребала угли, то увидела, что глиняный горшочек затвердел и не крошился. Так была изобретена керамика. Сегодня мы пользуемся керамическими горшочками для приготовления пищи в духовке.
- Давайте украсим наши горшочки. Чем мы можем это сделать? (стеками)
- А теперь поставим их (кверху донышком) на просушку.
7).Помещаем в книжный уголок иллюстрацию про первобытных людей, не знакомую детям.
Задание: рассмотреть и вечером рассказать о том, что нового и интересного увидели на картинке.
- На прогулке:
- Организация наблюдений «Следы на снегу».
- Трудовые навыки: «Расчищаем место под стоянку первобытного племени».
- Повторение ритуального танца «Заколдовываем зверя».
- Подвижная игра «Охотники и мамонты» по типу игры «Ловишки».
- Спокойная игра «Первобытные художники рисуют на снегу».
- Самостоятельные игры детей.
- Во второй половине дня:
- Художественное творчество детей по итогам впечатлений;
- Беседа по картинке в книжном уголке о первобытных людях;
- Превращение в детей, выход из образа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с родителями, соответствующих ФГОС ДО.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель- логопед и родители действуют согласова...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.
статья...
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...
об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО. Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с родителями яв...
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...