Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Познание»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ганшу Татьяна Викторовна

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

 

Программные задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ОО « Познание»

( подготовительная группа )

Тема: « Свойства бумаги»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Форма деятельности: познавательно-экспериментальная

Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность

Развивающая среда: групповая комната

 Материалы и оборудование: 

Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги (на       каждого ребенка в зависимости от количества опытов) ;

Ножницы (на каждого ребенка)

Емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности, свеча, растительное масло, лимон, ватные палочки. Схемы опытов

Предварительная работа: Сбор коллекции «Разная бумага», выполнение поделок из бумаги, чтение художественной литературы.

Методические приемы: Показ, использование ИКТ, анализ ,эксперименты и опыты, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.

Ход занятия

Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: 

Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам. 
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям

На гостей вы посмотрели, а теперь тихонько сели. Я загадаю вам, ребята, загадку, а ответ на нее будет темой нашей деятельности.

Загадка «Разноцветные листы вырезай и клей их ты:

Аппликации, картинки, серебристые снежинки,

Можешь сотворить и флаги из листов любой (бумаги).»

 Воспитатель:  Ребята, а что такое бумага?  Для чего нужна нам бумага?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. Скажите ребята ,а что делают из бумаги?

 (из бумаги изготавливают книги, игры, тетради, альбомы, карты, коробки, журналы, газеты).

Почему все  эти вещи очень нам нужны в детском саду, школе, дома? (Потому что невозможно без них научиться чтению, письму, конструированию, рисованию, грамоте и другим полезным делам).

        Приходит Лесовичок – Сибирячок:

Здравствуйте, ребята, я пришел к вам не случайно, ведь вы сегодня говорите о очень важном предмете, который я ценю и дорожу им. – это бумагой.

"Где, когда и как появилась бумага?".

Просмотр презентации

           2.Правильно, все эти предметы являются родственниками, потому что все эти предметы из дерева.  

       Знаете ли вы, что прежде чем начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество различных материалов.

        3. Первобытные племена писали на скалах и камнях.  Древние люди использовали для письма глиняные дощечки. 4.

         5.  Египтяне использовали очень ценный материал для письма – прессованную  сердцевину ценного растения  – папирус.

6. Греки писали на очень дорогом материале – хорошо выделанной коже телят. Книга из кожи была похожа на сундук и была очень дорогой и тяжелой.

7.В древней Руси люди писали на верхней части березовой коры. Все эти материалы были неудобны или недолговечны.

8.Люди подсмотрели за насекомыми осами и увидели, как осы делают свое гнездо.  Как вы думаете из какого материала сделала оса свое гнездо?. Люди подсмотрели как оса своими челюстями сцарапывает тонкий слой дерева и смачивает его своей слюной и лепит соты, крепко скрепляя одну порцию целлюлозы к другой.

9.И изобрели первую бумагу люди в Китае около 2000 тысяч лет тому назад.  

       

       Воспитатель:  А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
     Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

Воспитатель:  А прочная ли бумага? Мы проверим.

     Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать?

Тогда закройте глаза и скажем все вместе:

Раз, два, три, в мастерскую заходи.

(Дети садятся за столы, обращаю внимание детей на конверты, где лежат листочки разной бумаги).

   А Лесовичок  посмотрит, как мы проводим опыты.

   Воспитатель:     Вначале давайте разомнем наши пальчики:    

(пальчиковая гимнастика)         

  « Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой.»-бумага.  

Опыты

Опыт № 1.Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

Опыт № 2 «Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

Опыт № 3 «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

Опыт № 4 «Бумага намокает» (схема «капля воды») .

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Опыт № 5 «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло») .

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Динамическая пауза

А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Опыт № 6 «Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7 «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером (дети делают веер)

 8.(можно делать поделки (схема «оригами») , чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт № 8 «Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.

Ребята , давайте повторим свойства бумаги, опираясь на схемы.

Выводы исследований (опираясь на схемы) :

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

6. Из бумаги можно сделать поделки.

7. При смятии бумага издаёт звук.

8. Бумага разлетается при ветре.

9. «Бумага впитывает масло»

10. «Бумага горит»

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила»

1. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем (нарисуем) что-нибудь на бумаге этой спичкой.

3. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова (или рисунок) .

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям. 

          Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе. Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в мастерской и узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют – вся бумага мнется, рвется, намокает). А наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...