Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие по Африке" (авторская разработка)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Терентьева Светлана Николаевна

Расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_afrika.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие в Африку»

Цель. Расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи.

  1. Закрепить знания детей о животных жарких стран, их характерные признаки и повадки;  активизировать словарь за счет употребления новых слов: Панголин, река Нил, материк, саванна, попугайничать (интеграция образовательной области «Познание»).
  2. Продолжать знакомить, с цветовым обозначением на глобусе (интеграция образовательной области» Познание»).
  3.  Продолжать формировать потребность в двигательной активности через выполнение различных двигательных заданий (интеграция образовательной области «Физическая культура»).
  4.  Расширять представления о способах правильного отношения к растениям и животным (интеграция образовательной области «Безопасность»).
  5. Формировать культуру взаимоотношений между детьми и закреплять навык  командного взаимодействия (интеграция образовательной области «Социализация»).
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе (интеграция образовательной области «Социализация»).

Предварительная работа.

• Беседа «Кто живет в Африке». Знакомство с животными Африки, их внешним видом, повадками.

• Просмотр фильмов и диафильмов о животных Африки.

• Чтение художественной литературы.

• Прослушивание и заучивание стихов и загадок.

• Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Последующая работа.

• Составление описательных рассказов о животных Африки.

• Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

• Организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Оборудование:

• Фуражка капитана.

• Картинки животных Африки (травоядные, хищные, насекомоядные) .

• Солнышко с лучиками.

• Сюрпризы.

ИКТ и ТСО

• Мультимедийный проектор.

• Экран.

• Слайды «Корабль», «Море», «Остров», «Животные» .

• Слайдовая презентация «Животные и их детёныши».

• Музыкальное сопровождение (шум моря и гудок корабля) .

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с игры. (Игра «Разбегалочки»)

Спор идёт среди зверей – кто питается вкусней:

Одним нужно мясо – его обожают!

Другие растительный корм поедают.

Предлагаю разобраться – кто и чем должен питаться.

 (Воспитатель раздает картинки с изображением животных «Травоядных» и «Хищников»

Итак, если животные питаются растительной пищей – как их называют? (Травоядные). А если животные едят мясо? (Хищники). Обратите внимание: вот красный домик – он для хищников, а зелёный домик – для травоядных. Внимание, пока звучит музыка – животные отправляются на поиски пищи, музыка прекращается – все животные расходятся по своим домикам.

- А вот кто кем будет, мы сейчас узнаем (раздаются карточки)

- Травоядные, будьте внимательными. Не заблудитесь, не попадите  в домики  хищников.

Звучит музыка, дети передвигаются, имитируя повадки животных. Перед ребенком с карточкой «Панголин» возникло затруднение – он не знает, куда ему пойти.

- Что это за животное у нас без «домика» осталось? Посмотрите, кто это? (Дети не могут дать ответ)

- Вы хотите узнать кто это и где он живет?

- Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Кто  знает, как этот предмет называется? (глобус)  А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля) Сегодня,  я приглашаю вас  отправиться в увлекательное  путешествие на самый жаркий  материк планеты Земля. Как вы думаете, как он называется? (Африка)

II часть. Закрепление пройденного материала.

Правильно, ребята! Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. Согласны? (ответы детей)

Какие  виды транспорта вы знаете? (Наземный, воздушный и водный)

Я предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Вот наш корабль.

вы можете  занять места на нашем корабле (сели)

III часть. Знакомство с новым материалом.

- Я буду сегодня капитаном корабля, а вы моими помощниками. Отдать швартовы!(слышится гудок корабля).

Плыть нам долго, поэтому, чтобы не скучать, возьмем в руки «волшебные бинокли», посмотрим вдаль и немного пофантазируем. Представьте приближающийся остров, я начинаю предложение, а вы его попробуйте закончить словами наоборот.

Словесная игра «Скажи наоборот». (Педагог начинает предложение, а дети заканчивают:

Слева большие волны, а справа (маленькие)

слева высокие горы, а справа (низкие)

слева широкие тропы, а справа (узкие)

слева густой лес, а справа (редкий)

и т. д.

3. «Корабль» причалил к берегу. На экране мультимедийного проектора появляется слайд 3 (остров). Осторожно сходим с нашего корабля по трапу, идем с разной ноги, чтобы не раскачать трап и не  упасть. (Подходим к модели).

 Физкультминутка.

«Чтоб поляну нам найти Джунгли надо всем пройти

Ноги выше поднимаем –

По траве густой шагаем.

Спинки мы свои согнем –

Под кустами проползём.

Впереди лежит змея –

Она спит, шуметь нельзя!

На носочках мы пойдём,

Через змею перешагнём.

Впереди журчит ручей,

Перепрыгнем по камушкам скорей.

Вот и вышли на поляну».

Ну вот, мы и прибыли в Африку. Какая здесь красота. Африка закрашена разными цветами  и бежевым и зеленым  и есть голубые линии. Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок.  На севере располагается самая большая пустыня мира – Сахара. Здесь обитают змеи, тушканчики, лисы, верблюды. По пустыне протекает самая большая река мира – Нил, в которой обитают крокодилы.  Это самый жаркий материк. Омывается двумя океанами – Индийским и Атлантическим. Природа Африки очень разнообразна.- Посмотрите, это африканская саванна (картинка) - Чем покрыта земля (травой).  – Ребята,  а вы узнали  это животное? Это  панголин,  он живет в норе, тело покрыто чешуей и оно похоже на еловую шишку. Панголин питается муравьями, а муравьи – это… .(насекомые). Значит, как его  ещё можно назвать… .(насекомоядный).

Но, где же все остальные животные? Они, наверное, испугались нас и попрятались. Но я знаю, как их найти. Давайте будем отгадывать загадки и они обязательно появятся.

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки».

Как только дети отгадывают отгадку, на модели Африки появляется фигурка отгаданного животного. Дети находят животное и ставят на материк.

Загадки

1.Полосатые лошадки,

Африканские лошадки.

На лугу играют в прятки. (Зебра) .

2.Кто имеет один рог?

Отгадайте… (Носорог) .

3.Это зверь, какой-то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав

вдвое сложится… (Жираф) .

4В гости что-то зачасти к нам зеленый

… (Крокодил) .

5.С детства был усат ребёнок

И мяукал, как котёнок.

Зарычал он, повзрослев.

Потому, что это… (Лев) .

6.В пустыне любит тяжкий труд наш выносливый

(Верблюд) .

7.В панцирь прячется от страха

Долгожитель… (Черепаха).

8. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Попугай) (игрушка) – Где же наш непоседливый попугай? (подошли к попугаю)

(Слайд №12) - Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то)

-А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте чистоговорку и попробуйте повторить.

 Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

(Проговаривают) Медленно - тихо, громко -  быстро.

- Какой звук чаще других повторял попугай? (ч)

- Ребята, он всегда согласный и мягкий.

- Попугаю очень понравилось  ваше попугайничество и он приглашает вас присесть в тени раскидистой пальмы и предлагает поиграть в игру «Кто у кого»

Дидактическая речевая игра «Кто у кого»

Цель: формирование лексического строя речи

 - Я вам буду называть взрослое животное, а вы мне детёныша.

У Лева – львенок (слайд)

У Бегемота – бегемотик (слайд)

У Жирафа – жирафенок (слайд)

У Черепахи – черепашонок (слайд)

У Зебры – жеребенок (слайд)

На экране слайд «Ночная Африка». Звук грозы.

- Что случилось? Куда делось жаркое африканское солнце? Что же будет с детенышами? Как они найдут своих мам? (ответы детей).

Я думаю, им можно помочь. У меня есть солнышко, но нужно собрать к нему лучики, и тогда оно обязательно вернется на небо Африки. Вам нужно только охарактеризовать животное.

Дидактическая речевая игра «Какой, какая?»

Цель: подбор определений к существительным.

Слон, какой? – сильный, большой, толстокожий… .

Крокодил, какой? – зубастый, опасный, злой и т. д.

Жираф, какой? – длинный, травоядный

Лев, какой?- сильный, свирепый.

Верблюд, какой?- большой, горбатый.

Обезьянка, какая?- забавная, смешная, озорная.

Как только лучики собраны вокруг солнца, на экране мультимедийного проектора опять появляется картинка «солнце».

- Ура! Мы справились и этим заданием, теперь наше  солнышко снова засияло  над Африкой! Посмотрите, как засверкали воды самой большой реки в мире (какой ?) Нил. Зашумел листвой тропический лес (Джунгли), начал рыть новую нору (Кто?) Панголин, покрылась зеленой травой (Что?) Саванна, вместе с попугаем мы что делали? (попугайничали)  Какие вы молодцы!

IV часть. Заключительная.

- Нам пора отправляться в обратный путь. Занимайте свои места на корабле.

Отдать швартовы!

(слышен гудок, дети проходят на корабль, садятся на стульчики, в это время звучит музыка из к\ф «Красная шапочка» ).

- Ребята, чтобы вы запомнили наше путешествие, животные Африки подарили вам свои портреты. Вы их раскрасьте и поделитесь своими впечатлениями с друзьями и родителями. А я прощаюсь с вами и говорю вам «До свидания и  большое спасибо – вы были замечательными помощниками и поэтому наше путешествие было таким увлекательным, что мы не заметили как оказались дома . Посмотрите, как много встречающих на берегу! Давайте им помашем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"

Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о  домашних животных,конкретизировать предст...

методическая разработка "Зелёные лекари" план-конспект занятия по окружающему миру, старшая группа.

Природа- настоящая кладовая здоровья.                                              ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Методическая разработка конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка...