Ключи к славянским волшебным сказкам
занимательные факты по окружающему миру по теме
Слово сказаний живых,
Мощное, вечное слово,
Светлый шипучий родник,
Кладезь богатства родного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchi_k_slavyanskim.doc | 500.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛЮЧИ К СЛАВЯНСКИМ
ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ
Слово сказаний живых,
Мощное, вечное слово,
Светлый, кипучий родник,
Кладезь богатства родного.
Народное творчество
Наследственная сокровищница духовного опыта наших предков, их знания законов и бытия планетарного космоса – Царства Небесного – русские народные сказки. Для сведущего человека эти сказки предстают неисчерпаемым кладезем мудрости, позволяющей людям осознать сокровенную глубину жизни русского народа.
При внимательном анализе волшебных сказок выявляются восемь смысловых уровней (См. – Пропп В.Я. "Исторические корни волшебной сказки". Л., 1986).
ЗАПРЕТ
В русских народных сказках запрет нарушения законов пяти стихий Природы /Панчататтвы/ – огня, воздуха, воды, земли и эфира /мысли/ представлен в виде запрета света, взгляда, пищи, соприкосновения с землей и общения с людьми.
БЕДА
В результате нарушения запрета начинается беда /"без еды" – голод/, то есть испытание, заканчивающееся всегда благом. Для того, чтобы беда миновала, необходимо отправиться в путь, а для этого требуется снаряжение.
СНАРЯЖЕНИЕ ГЕРОЯ В ПУТЬ
Снаряжение состоит из палицы – посоха, пищи и обуви – ментального оружия, умения питаться праной – космической энергией и способности выхода при жизни из мира Яви.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО СРЕДСТВА
Обычный даритель в сказках – этоБаба-Яга /"баба"-уважаемый, "ягья"- жертва, "йога"- связь с Всевышним Господом/.
Существует три типа Яги:
Яга-дарительница - это или просто старушка, или бабушка-задворенка /иногда бывает старик или животное/, или Баба-Яга, т.е. помощь предков.
Яга-похитительница – устраивает более серьезные испытания, после которых герои обретают определенный опыт и становятся лучше, более совершенными.
Это испытание Навью, т.е. Смертью.
На санскрите бог смерти именуется "Яма", его предста- вительница – Баба-Яга – костенога, такие же костяные ноги / т.е. копыта/ имеют Пан, фавны и иные представители мира Нави.
Соединение образа Яги с образом смерти привело к подмене её костяной ноги ногой мертвеца или скелета.
Яга-воительница – наказывает героя за неправильные действия, т.е. направляет на путь истинный.
Она – служитель Закона Кармы и представитель силы Прави.
Следует отметить, что нет ни одной древней сказки, где бы Баба-Яга съела ребёнка или человека – она только лишь пугает и испытывает.
ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ
Обряд представляет из себя дорогу через "дремучий лес" /"дрема" – сон; "лес" – лез/, т.е. выход в астральный мир.
На границе между Явью и Навью – миром мёртвых, стоит сторожевая застава – избушка.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Вход в неё только из мира мёртвых – Нави.
Развернув избушку с помощью заклинания "ко мне передом, к лесу задом" и войдя в неё, герой после испытания вылетает из избушки или на коне, т.е. в духовном /деваконическом/ теле, или на орле, или превратившись в орла, став "парамахамсой" /высоколетящим лебедем – вознесенной душой/.
Следует отметить, что сквозь "избушку" /"клеть" – т.е. тело/ проходит лишь тот, кто знает имена её частей:
порога,
замка,
пола,
печи,
двери,
косяка и
окна,
т.е. владеет качествами энергетических центров человека.
Вошедшего в "избушку" Баба-Яга спрашивает о цели посещения:
"Дело пытаешь или от дела летаешь?" Герой же не говорит сразу об этом, а требует :
"Чего кричишь ? Ты прежде напои-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай".
Именно это и смиряет Бабу-Ягу, ибо вкусивший пищи мёртвых /т.е. праны/ навсегда причисляется к их сонму.
Отсюда запрет прикасания живых к этой пище.
Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на неё.
Живой человек для Бабы-Яги невидим, она или выслушивает, или вынюхивает пришельца.
Как мёртвых могут видеть лишь специально подготовленные для этого люди /например, шаманы/, так и среди мёртвых могут видеть живых лишь их "шаманы" – например, гоголевский Вий.
Нави узнают живых пришельцев потому, что они пахнут, смеются, зевают и спят.
Отсюда вытекают соответствующие испытания.
ИСПЫТАНИЕ
Оно заключается в выполнении задачи:
"Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Страна, куда посылается герой, есть "тридевятое царство, тридесятое государство", т.е. Царство Небесное, находящееся в иных пространственно-временных измерениях, а "принеси то, не знаю что" является овладением своим духовным /деваконическим/ телом, имя которого запретно и высказывается не прямо, а иносказательно.
Для доказательства своей духовной силы герой должен справиться с задачей, которая обычно излагается так:
"Елена Прекрасная приказала выстроить себе храм о двенадцати столбах, о двенадцати венцах… будет ждать жениха, удалого молодца, который бы на коне-летуне с одного взмаха поцеловал её в губки"; "Кто в третьем этаже мою дочь Милолику-царевну с разлёту на коне поцелует, за того отдам её замуж" ( Афанасьев А.Н. "Народные русские сказки". М., 1957).
Очень часто испытание состоит из трёх задач в различных соединениях, например, таких: насадить чудесный сад, за ночь посеять, вырастить и обмолотить хлеб, построить за ночь золотой дворец и мост к нему. Эти задачи иногда сочетаются с задачей объездить или укротить коня и другими :
Смотри, чтоб завтра к рассвету на седьмой версте на море стояло царство золотое и чтоб оттуда до нашего дворца сделан был мост золотой, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные, и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтрему – велю четвертить тебя". Естественно, что справиться с такой задачей может лишь тот, кто владеет законами иных миров, т.е. имеет высокоразвитое деваконическое тело. В одной из сказок Северной Америки говорится, что мальчик десять раз уходил на небо и всякий раз он что-нибудь оттуда приносил: птицу, ягоды, животных и т.д. В десятый раз он исчезает совсем и больше не возвращается. Все его оплакивают, а его мать видит сон:
"Матери показалось, что во сне она видит великолепный дом, но, проснувшись, она увидела, что то, что она считала сном, было действительностью. Дом стоял тут же, а её сын Мелиа сидел перед ним". Она будит мужа, они смотрят на дом, бегут к нему, но по мере того, как они к нему приближаются, дом удаляется от них, "и, наконец, они увидели, что в действительности он был наверху, на небе. Тогда они сели и заплакали и стали петь: "наш сын на небе, он играет с луной". Племяница предлагает "заставить его явиться в наших плясках". С тех пор пляшут "пляску Мелии" (Boas F. The social organization and the secret societies of the Kwakitl Indians. – In Report of the U.S. natural museum for 1895. Washington, 1897. P.413-414). Примерно то же происходит и с русским Емелей. Обладая соответствующими качествами, русские сказочные герои переносят дворец в яйце: "И вот, конешно, оне вышли с этого пира, отвела она его на хорошую площадь, он яичко разбил и образовался дворец, и все в этом дворце было по-старому, как на той горе" ("Сказки М.М. Коргуева", кн.1. Петрозаводск, 1939).
Те же представления ясно выражены в состязаниях в стрельбе. На первый взгляд, всё дело в тяжести, огромности оружия, в тугости лука, как в "Одиссее". В афанасьевской сказке этот лук несут сорок человек, помощник же героя /деваконическое тело/ его ломает; в другой лук везут шесть волов, а стрелу – три пары (Худяков И.А. "Великорусские сказки", вып.1-3. М., 1860-62). Но дело не только в том, чтобы выстрелить из такого орудия, а в том, чтобы выстрелить из одного царства в другое, т.е. из этого мира в иной. Царевна, например, посылает герою через посыльного железную булаву в три пуда весу. Герой тужит: "Как её за тридевять земель в тридесятое царство забросить?" Эту задачу легко решает волшебный помощник героя, его дядька, т.е. деваконическое тело: "Дядька рассмеялся, схватил булаву одной рукой, размахнулся три раза и бросил в тридесятое царство: с гулом полетела она через горы и долы и так тяжело упала на терем королевы, что весь дворец пошатнулся" (Афанасьев А.Н. Указ.соч).
В другой сказке то же самое происходит со стрелой: "А в Индейском королевстве королевна была сильная волшебница, и было у неё обещание такое :
"Если я пришлю к тебе лук и стрелу, которая ещё не стреляна, попробовать её. Если ты выстрелишь, дашь мне о том знать, то иду за тебя замуж". Лук и стрелу везут на волах. "Вдруг Иван Дорогокупленный /деваконическое тело/ взял натянул лук, направил стрелу. Стрела полетела в Индейское царство и сшибла второй этаж у королевского дворца" (Худяков И.А. Указ.соч).
Но овладение могуществом – сиддхами /мистическими способностями/ деваконического тела есть не цель, а средство для осуществления главного подвига русского героя – змееборства.
ЗМЕЕБОРСТВО
Все древние русские сказки, описывающие облик змея, говорят о том, что он может летать, крылья его – огненные. Когтистые лапы и длинный хвост с острием, излюбленная деталь лубочных картинок, в сказках, как правило, отсутствуют. Постоянной чертой змея является его связь с огнём:
"Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трехглавый змей", "Летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит", "Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича".
В этом змее узнается змей Кундалини – психическая сила человека. Его постоянная угроза:
"Я твое царство /т.е. тело/ огнём сожгу, пеплом развею".
В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка /"мор" – смерть, "один" – один, т.е. смерть одна/. Через неё ведёт мост, называемый "калиновый" /на санскрите "кали" – "злосчастный"/, т.е. на эту границу может ступить только тот, у кого яйцехоре /семя дьявола/ проявилось в полной мере. Перейти же через мост может тот, кто убьёт змея, /яйцехоре/ – всю свою скотскую стихию.
ЯЙЦЕХОРЕ – оплодотворённая живатмой агга – частица праха; «семя дьявола» в каждом существе.
Является источником саморазрушения и страданий. Яйцехоре, одухотворённое Живой, преобразуется в Светье тело Живы.
При этом Жива становится Параматмой.
Если этого не происходит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность, т.е. таким образом увеличивает прах («яйце» – яйцо, сфера, «хоре» – центр, основа).
При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания, т.е. наваждения, майи – морока:
"Царевич стал по мосту похаживать, тросточкой /сушумной – основным восходящим каналом сила Кундалини, идущим по центру позвоночника человека/ постукивать, выскочил кувшинчик /сиддхи, проявляющиеся по мере подъема Кундалини по сушумне/ и начал перед ним плясать; он на него засмотрелся /увлекся сиддхами/ и заснул крепким сном /т.е. "впал в прелести"/. Неподготовленный человек засыпает, истиный герой – никогда:
"Буря – богатырь наплевал /не увлёкся сиддхами/, нахаркал /привёл их в "хару", уравновесил/ на него и разбил на мелкие части". В сказке, записанной на Онежском заводе, мать змеев, помогающая героям, говорит им:
"Теперь вы отправляйтесь в дорогу… Ну, только спать не ложитесь у моря, а то мой сын будет лететь и увидит коней и вас, и вы будете спавши, вы будете побижены, а если не будете спать, то он с вами ничего не сделает, не осилеет он вас двоих" (Песни и сказки на Онежском заводе. Петрозаводск, 1937).
Змей бессмертен и непобедим для постороннего, его может уничтожить только определенный герой: яйцехоре может быть уничтожено лишь тем, в ком оно находится – "Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича, да он ещё молод, даже ворон костей его сюда не принесет".
Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами – он пытается вбить героя в землю /т.е. в грех/ и этим его уничтожить:
"Чудо-юдо (Чудо-юдо – "уд" – мужской половой член, т.е. главным противником героя является похоть) стал одолевать его, по колено вогнал его в сырую землю". Во втором бою "забил по пояс в сырую землю", т.е. с каждым боем в человеке всё в большей мере начинает проявляться грязь /сырая земля/ яйцехоре. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, победой над своими чувствами. Но эти головы имеют чудесное свойство – они вновь вырастают, т.е. власть чувств увеличивается при их удовлетворении:
"Срубил чудо-юду девять голов; чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем – головы опять приросли" (Афанасьев А.Н. Указ.соч). Только после того, как огненный палец /похоть/ отрубается, герою удаётся срубить все головы.
Зная зависимость духовного развития от контроля своих чувств, наши предки вывели следующую формулу:
Где чувства господствуют – там вожделенье,
А где вожделенье – там гнев, ослепленье;
А где ослепленье – ума угасанье,
Где ум угасает – там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий -
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле -
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него беспорочно,
И разум его утверждается прочно.
Вне йоги к разумным себя не причисли:
Вне ясности нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли нет мира, покоя,
А где вне покоя и счастье людское ?
ТАМ – РАЗУМ И МУДРОСТЬ,
ГДЕ ЧУВСТВА – В НЕВОЛЕ (Бхагавад-гита,2.62-66).
Третий бой – самый страшный.
Характерным условием последнего боя является то, что убить змея может только чудесный помощник героя – его деваконическое, духовное тело:
"Богатырский конь бросился на побоище и начал змея зубами грызть и копытами топтать. …Жеребцы прибежали и вышибли змея из седла вон. …Звери бросились на него и разорвали в клочки". "Одна лошадь поднялась на дыбы и змею на плечи взвалилась, а другая по боку ударила копытами, змей свалился, и лошади притеснили змея ногами. Вот лошади-то!"
Бой, конечно, кончается победой героя.
Но после боя нужно выполнить ещё одно дело: змея нужно окончательно уничтожить, т.е. необходимо преобразование тел человека в саттвическое тело Света – чистой добродетели:
"А туловище скатил в огненную реку";
"Все части подобрав, сжёг, а пепел развеял по полю";
"Наклал костёр, сжёг змея в пепел и пустил по ветру".
Поясняя эти волшебные сказки, славяне подготавливали своих детей к поиску Царства Творца – к достижению полного совершенства через обретение тела Света.
В соответствии с Ведическим мировоззрением учил и Иисус Христос:
"Наипаче ищите Царствия Божия, а все остальное приложится вам";
"Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой"; ибо "Царствие Божие внутри вас есть" (Лук.12.31;17.24;17.21);
"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его" (Откр.3.21);
"Ибо все вы – сыны света" (1-е Фес.5.5);
"Вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы" (Пс.81.6).
Ведическое мировоззрение всегда было источником силы духа России.
Лишь Ведическая культура, содержащая многотысячелетний опыт борьбы со злом – как в душе отдельного человека, так и в области общественной, государственной – обладает необходимой духовной силой для успешной организации этой борьбы.
Не пользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привело Россию на край гибели, безнравственно и преступно.
Воскрешение Ведического мировоззрения есть ныне вопрос жизни или смерти.
И помня то, что Россия ВСЕГДА определяла судьбу всего человечества, вопрос этот приобретает вселенское значение.
Доконает нечисть или тать,
Но судьбы не изберу иной.
Умирать, так умирать, Россия-Мать, с тобой,
И с тобою Финистом из пепла встать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")
Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....
Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)
практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании....
Конспект тематического досугового мероприятия для детей и родителей “Сказка умница и прелесть”, как результата проекта «Волшебные сказки ».
Данный материал может быть использован в старшей, подготовительной группах: на занятиях, в совместной деятельности в течении дня, в итоговом мероприятии или досуге.Для этого небходима предварите...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Сказка для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная сказка" из цикла занятий по пожарной безопасности
Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности...
Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке
Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре о...
Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Эти волшебные сказки"
Викторина по сказкам Чуковского проверит,как дети знают сказки великого сказочника.Дети отвечают на вопросы,читают стихи,играют....